Оптимизация налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть сущность оптимизации налоговых платежей, изучить методы, с которыми сталкиваются предприятия на этом пути.
Основными задачами работы являются:
- изучение теоретических основ оптимизации налогообложения;
- анализ методов оптимизации на конкретном предприятии;
- обобщение перспектив развития налогообложения предприятий и разработка рекомендации по оптимизации налогообложения предприятий.
Объектами исследования в данной работе являются оптимизация налоговых платежей и ЗАО «Восточная сказка».

Работа состоит из  1 файл

kursovik2_nalogi.docx

— 72.30 Кб (Скачать документ)

– принцип  нейтралитета.

Оптимизация налогообложения должна производиться  за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых контрагентов.

Данный  принцип можно также назвать  принципом взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые налоговые платежи  устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника  договорных отношений приводит к  уменьшению платежей у другого, и  наоборот: уменьшение налоговой базы у одного контрагента ведет к  ее увеличению у второго (НДС, налог  на прибыль). Поэтому в данном случае следует принимать во внимание и  интересы независимых поставщиков  и покупателей;

– принцип  диверсификации.

Оптимизация бюджетных отчислений как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты, допущенные в первоначальных планах, и форс-мажорные обстоятельства.

– принцип  автономности.

Действия  по оптимизации налогообложения  должны как можно меньше зависеть от внешних участников.

На практике обеспечение принципа автономности требует дополнительных затрат, но в то же время обеспечивает повышение  безопасности существующей схемы и  уменьшение уязвимости со стороны недобросовестных контрагентов.

Вопрос  о законности налоговой оптимизации  становится все более актуальным. Для его решения прежде всего следует выделить критерии законности.

Сразу же оговорим, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует  понятие «оптимизация налогообложения». Законодательством не предусмотрены  правила, которые бы устанавливали  пределы дозволенного при оптимизации  налогообложения, что дает основание  некоторым налогоплательщикам делать вывод: все, что Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) не запрещено, – разрешено. Но судебная практика не подтверждает данную позицию.

Если  проанализировать судебные споры по налоговым вопросам, а также разъяснительные  письма официальных органов, можно  выделить четыре основных принципа, соблюдать  которые при налоговом планировании необходимо каждой организации для  обеспечения налоговой безопасности:

– принцип  добросовестности налогоплательщика;

– требование наличия деловой цели;

– принцип  преимущества экономического смысла над  юридической формой;

– требование реальности экономической деятельности.

Рассмотрим  каждый принцип отдельно.

Добросовестность  налогоплательщика. Формальное соблюдение законодательства вовсе автоматически  не означает, что действия налогоплательщика  являются добросовестными. Недобросовестные действия налогоплательщика, если даже они формально соответствуют  закону, не могут быть признаны законными.

Термин  «добросовестность/недобросовестность»  налогоплательщика начал широко использоваться при разрешении налоговых  споров после его применения Конституционным  Судом Российской Федерации в  определении от 25.07.2001 № 138-О «По  ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления  Конституционного Суда Российской Федерации  от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации “Об  основах налоговой системы в Российской Федерации”» при разрешении дела об уплате налогов через так называемые проблемные банки.

Конституционный Суд Российской Федерации сделал вывод, что если налогоплательщик намеренно  создавал схему расчетов через проблемные банки, заведомо зная, что деньги в  бюджет не поступят, то он являлся недобросовестным и его обязанность по уплате налога в бюджет не могла считаться исполненной  даже несмотря на то, что он формально исполнил требование закона и направил платежное поручение в банк

В судебной практике принцип добросовестности был развит и широко использовался  судами как инструмент для защиты государства от незаконного получения  налоговых преимуществ.

 

 

 

    1. Методы оптимизации налоговых платежей

Основные  пути сокращения налоговых платежей:

1) Метод списания ФИФО, ЛИФО, средней стоимости.

2) Единовременное списание.

3) Метод начисления и кассовый метод.

4)  Переход  на УСН.

5) Единовременное списание 30% первоначальной стоимости приобретаемых ОС.

Метод ФИФО основан на допущении, что материалы  используются в течение определенного  периода в последовательности их приобретения (поступления), то есть ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости  первых по времени приобретений с  учетом себестоимости запасов, числящихся на начало этого периода.

При применении подобного метода вновь поступившая партия однородных материалов отражается в учете как самостоятельная группа независимо от того, числятся ли уже такого рода материалы в учете.

В данном случае делается предположение, что  для производственных целей отпущены материалы из самой первой поступившей  на склад партии.

Если  количество материала в первой партии меньше израсходованного, то списываются  материалы из второй партии, и так далее.

Расчет  стоимости списанных в производство материалов можно произвести двумя путями:

1) сначала  определить среднюю стоимость  материальных ресурсов, находящихся  в запасе (на складе) на конец  отчетного периода. Расчет при  этом производится по стоимости  последних по времени приобретений. Затем, полученную сумму необходимо  вычесть из общей стоимости всех материалов;

2) производить  расчет, исходя из стоимости первых  по времени закупок материалов, а при их недостаточности —  вторых, третьи и т.д.

В условиях растущей инфляции более целесообразно  применение метода ЛИФО, основанного  на оценке стоимости последних по времени приобретения материалов.

Также как  и в предыдущем методе (ФИФО), при  использовании метода ЛИФО вновь  поступившая партия однородных материалов отражается в учете как самостоятельная  группа, независимо от того, числятся ли уже такого рода материалы в учете или нет.

При списании делается предположение, что в производство отпущены материалы из последней  поступившей партии. Если количество материалов в последней партии меньше отпущенного в производство, то для  расчета принимается стоимость  материалов из предпоследней партии и т. д.

Расчет  стоимости списанных в производство материалов методом ЛИФО также можно произвести двумя способами:

1) сначала  определить среднюю стоимость  материальных ресурсов, находящихся  в запасе (на складе) на конец  отчетного периода. При этом  расчет следует произвести по  стоимости первых по времени  приобретений. Затем, полученную  сумму необходимо вычесть из  общей стоимости всех материалов;

2) произвести  расчет, исходя из стоимости последних  по времени закупок материалов, а при их недостаточности —  предпоследних и т.д.

Если  компания примет решение о единовременном списании части стоимости основного  средства, она должна это обязательно  зафиксировать в учетной политике. И следует также установить (отразив  его в учетной политике) процент  единовременного списания. Он может  быть установлен до 30% стоимости основного средства.

Какие виды основных средств подходят под такое  единовременное списание? Это основные средства, которые относятся к III – VII амортизационным группам.

При налогообложении  прибыли дата получения доходов (осуществления расходов) определяется по методу начисления или кассовому  методу. Большинство организаций обязаны применять метод начислений, применение кассового метода возможно только в малом бизнесе

Критерий  выбора — сумма выручки от реализации в среднем за четыре предыдущих квартала (без НДС)


 


Кассовый  метод признания доходов и  расходов имеют право организации  в случае, если в среднем за четыре предыдущих квартала выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных  прав) без учета НДС и акциза не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал (ст.273 НК).

Налогоплательщик  закрепляет применение данного метода в приказе по УП для целей налогообложения  и не может перейти на метод  начислений до окончания налогового периода,  за исключением случая,  превышения средней суммы выручки  за квартал 1 млн. руб.

При наличии  такого превышения, налогоплательщик обязан перейти на метод начисления с начала налогового периода и  пересчитать доходы и расходы. Если даже далее выручка станет ниже 1 млн. руб. в среднем за квартал, налогоплательщик не имеет право применять кассовый метод до окончания налогового периода.              

Вновь созданные  организации имеют право применять  кассовый метод с момента их создания, при этом они обязаны контролировать среднюю сумму выручки за квартал. Например, организация создана в  апреле.

Следовательно, среднюю выручку за квартал будем  исчислять:-по окончанию полугодия – как выручка без НДС за второй квартал;-по окончанию 9-ти месяцев – выручку с начала года поделим на два и т.д.              

Датой получения  доходов от реализации, внереализационных  доходов признается день поступления  денежных средств на счета в банках, кассу налогоплательщика, поступления  иного имущества (работ, услуг, имущественных  прав), а также погашение задолженности  перед налогоплательщиком иным способом. Доходом признается и сумма, полученных авансов под последующую реализацию.              

Расходами налогоплательщика признаются затраты  после их фактической оплаты. Оплатой  признается прекращение встречного обязательства. Расходы на оплату труда  учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности  путем списания денежных средств  со счетов налогоплательщика в банках или выплат из кассы.

Материальные  расходы признаются после их оплаты и фактического списания в производство товаров (работ, услуг, имущественных  прав).

Амортизация учитывается в расходах при фактической  оплате амортизируемого имущества  и его использовании в производстве. Налоги и сборы – в сумме фактически уплаченной в бюджетную систему и ГВФ за отчетный (налоговый) период.

Расходы на командировку, представительские, содержание служебного транспорта признаются при  наличии утвержденного авансового отчета и фактической оплате расходов, включая погашение задолженности  налогоплательщика подотчетному лицу.

Проценты  по долговым обязательствам, штрафы, пени, неустойки учитываются также  по дате их фактической оплаты.

Курсовая и суммовая разницы при кассовом методе не возникают. [20]

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает  освобождение организаций от обязанности  по уплате налога на прибыль, налога на имущество и единого социального  налога.

Применение  упрощенной системы налогообложения  индивидуальными предпринимателями  предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской  деятельности), налога на имущество  физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской  деятельности) и единого социального  налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему  налогообложения, не признаются плательщиками  НДС, за исключением этого налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в  соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Переход на упрощенную систему (возврат к общему режиму) носит добровольный характер, во-вторых, не все могут перейти на упрощенную систему, существует ряд условий. Это еще более повышает значимость налоговой оптимизации в рамках налогового менеджмента.

Законодательно  установлен перечень организаций и  предпринимателей, которые ни при  каких обстоятельствах не вправе перейти на упрощенную систему. Например, организации и предприниматели, производящие и (или) реализующие подакцизную продукцию, занимающиеся игорным бизнесом, организации, имеющие филиалы и (или) представительства, банки, страховщики и др.

Все остальные  организации и предприниматели  должны соблюдать требования (ст. 346.12 НК РФ):

Информация о работе Оптимизация налогообложения