Оптимизация налоговой нагрузки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение и расчет налога на добавленную стоимость.
Для реализации цели требуется решение ряда задач:
- изучить сущность и понятие налога на добавленную стоимость;
- рассмотреть механизм уплаты НДС, технологию учета НДС;
- определить ставки налога на добавленную стоимость;
- анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость при строительно-монтажных работах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............………………………………………………………………3
1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость в РФ…………5
1.2. Оценка влияния НДС на темпы экономического роста и доходы бюджета РФ ………………………………………………………………………………..12
1.3. Пути совершенствования НДС …………………………………………....16
2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «КамСтройМонтаж»
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...25
2.2.Расчет налогов предприятия………………………………………………...25
2.3.Документальное обеспечение налогообложения предприятия…………..29
3.ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ООО «КамСтройМонтаж»
3.1.Теоретические возможные методы оптимизации НДС…………………...32
3.2.Экономический эффект предложенной оптимизации …………………...36
3.3.Выводы и рекомендации…………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……..42

Работа состоит из  1 файл

оптимизация налоговой нагрузки.docx

— 90.24 Кб (Скачать документ)

2) товар в момент начала  отгрузки* или транспортировки находится  на территории РФ.

Пример 2. Предприятие "А" реализует норвежскому контрагенту металлопрокат. Продукция транспортируется покупателю с территории РФ. В соответствии с условиями договора право собственности на поставляемую продукцию переходит к покупателю на территории Норвегии. Поскольку отгрузка продукции осуществляется с территории РФ, следовательно, местом реализации продукции является РФ.

3) монтаж, установка или  сборка товара производится на  территории РФ, в случаях, когда  эти товары не могут быть  по техническим, технологическим  или иным аналогичным причинам доставлены получателю иначе, как в разобранном или несобранном виде.

Местом осуществления  деятельности покупателя (продавца) услуг  в соответствии с требованиями НК РФ считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя (продавца) услуг на территории РФ на основе государственной регистрации  организации или индивидуального  предпринимателя. При отсутствии государственной  регистрации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места  нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через постоянное представительство), места жительства физического лица2.

Пример 3. ООО заключило договор с юридическим лицом, зарегистрированным в Германии, не имеющим представительства в РФ. Предметом договора является то, что исполнитель оказывает услуги по подключению и настройке новых серверов, подключению пользователей, инсталляции программного обеспечения и т.д. Дополнительная информация - для данных работ было приобретено специальное компьютерное оборудование. ФГФ проводит эти работы в арендованном офисе (компьютерная сеть была уже проведена). В соответствии с пп.2 п.1 ст.148 НК при исчислении НДС местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом... находящимся на территории РФ. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание. Следовательно, местом реализации работ (услуг), оказываемых немецкой организацией в данной ситуации, является территория РФ, в связи с тем, что рассматриваемые работы (услуги) непосредственно связаны с движимым имуществом (серверы, компьютеры), которое находится на территории РФ (Москва).

Согласно п.1 ст.161 НК РФ при  реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в  налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. При этом налоговая  ставка определяется как процентное отношение 18% к 118% (п.4 ст.164 НК РФ). Однако, как указано в письме Минфина  России от 24 марта 2006 г. N 03-04-03/07: "В  случае если иностранная организация  в стоимости услуг... сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет РФ, не учитывает, российскому налогоплательщику  при исчислении НДС следует применять  ставку налога в размере 18% к стоимости  услуг (без учета НДС) и уплачивать налог в бюджет за счет собственных  средств".

Кроме того, согласно разъяснениям МНС России (письмо от 24 сентября 2003 г. N ОС-6-03/995 "О порядке исчисления и уплаты НДС") налоговая база, указанная в п.1 ст.161 НК, при реализации услуг за иностранную валюту, определяемая налоговым агентом, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в  рублях по курсу ЦБ РФ на дату реализации услуг, т.е. на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в  оплату услуг иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых  органах в качестве налогоплательщика. Суммы НДС, уплаченные в качестве налогового агента, являются налоговым  вычетом на основании п.3 ст.171 НК и п.1 ст.172 НК. Налоговый вычет  по НДС также применяется и  в том случае, когда организацией НДС уплачен за счет собственных  средств (письмо Минфина России от 12 апреля 2007 г. N 03-07-08/75).

 

 

 

 

1.2 Оценка влияния НДС  на темпы экономического роста  и на доходы бюджета РФ

 

Косвенные налоги по своей  экономической природе, назначению и способам взимания на практике приобрели  несколько сущностных характеристик. Эти налоги являются налогами на потребление, они крайне перелагаемы, а потому несправедливы, антисоциальны. Вместе с тем эти налоги наиболее стабильные доходные источники бюджета всех уровней, они препятствуют налоговому уклонизму по причине очевидности  в бухгалтерском учете величины облагаемой базы. Такие налоги служат основной экономической опорой развития государств с переходной (трансформационной) экономикой. В России на косвенные  налоги приходится наибольший удельный вес как по отношению к совокупным бюджетным доходам, так и по отношению  к валовому внутреннему продукту.

В российской налоговой системе НДС занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, Если рассматривать структуру доходов бюджета Российской Федерации, то будет видно, что доля НДС составляет основную часть консолидированного бюджета РФ. Показатели удельного веса НДС в общей сумме доходов бюджета РФ и соотношение НДС и косвенных налогов (налог на прибыль и акцизов) в доходах федерального бюджета представлены в таблице 1.2.1, 1.2.2:3

 

 

 

 

Таблица 1.2.1

Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную  систему Российской Федерации, включая  государственные внебюджетные фонды  
за 2007-2008 гг., млрд. рублей

       
 

2007 год

2008 год

в % к 2007 году

Всего поступило в бюджетную  систему РФ

8 643,4

10 032,8

116,1

в том числе:

     

Налоги и сборы в  консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН)

7 360,2

8 455,7

114,9

   Государственные  внебюджетные фонды

1 283,2

1 577,1

122,9

       
     

 

 

2007 год

2008 год

в % к 2007 году

Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН)

7 360,2

8 455,7

114,9

        в  федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

3 747,6

4 078,7

108,8

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

3 612,6

4 377,0

121,2

из них:

     

   Налог на прибыль  организаций

2 172,2

2 513,0

115,7

        в  федеральный бюджет

641,3

761,1

118,7

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

1 530,9

1 751,9

114,4

   Налог на доходы  физических лиц

     

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

1 266,1

1 665,6

131,6

   Единый социальный  налог в федеральный бюджет

405,0

506,8

125,1

   Налог на добавленную  стоимость

1424,7

1038,7

137,2

          на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации*)

1 390,4

998,4

71,8

          на товары, ввозимые на территорию  Российской Федерации из Республики  Беларусь

34,3

40,3

117,4

   Акцизы

289,9

314,7

108,6

          в федеральный бюджет

108,8

125,2

115,1

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

181,0

189,4

104,6

Налоги и сборы и  регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 

1 235,1

1 742,6

141,1

          в федеральный бюджет

1 157,4

1 637,5

141,5

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

77,8

105,1

135,2

в том числе:

     

      налог на  добычу полезных ископаемых

1 197,4

1 708,0

142,6

          в федеральный бюджет

1 122,9

1 604,7

142,9

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

74,5

103,4

138,8

        из  него нефть:

1 070,9

1 571,6

146,8

          в федеральный бюджет

1 017,3

1 493,0

146,8

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

53,6

78,6

146,7

       
     

 

млрд. рублей

 

2007 год

2008 год

в % к 2007 году

Государственные внебюджетные фонды - всего

1 283,2

1 577,1

122,9

в том числе:

     

Страховые взносы, зачисляемые  в Пенсионный фонд (ПФР)

1 014,9

1 251,4

123,3

Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования)

64,1

74,0

115,5

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФФОМС)

71,8

89,3

124,4

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования (ТФОМС)

132,5

162,4

122,6


 

Таблица 1.2.2

Удельный вес налогов  в доходах федерального бюджета  РФ, %

Виды налогов

%, 2007 г.

%, 2008 г.

Налог на прибыль организаций

17

19

Единый социальный налог  в федеральный бюджет

11

12

Налог на добавленную стоимость

38

26

Акцизы

3

3

Налоги и сборы и  регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 

31

40

Отклонение (+, -) от удельного  веса НДС

Налог на прибыль организаций

+21

+7

Единый социальный налог  в федеральный бюджет

+27

+14

Акцизы

+35

+23

Налоги и сборы и  регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 

+7

-14


 

Роль НДС в бюджетной  системе России можно оценить  по данным таблицы 1.2.2., рис. 1.2.1 и 1.2.2. Анализ динамики НДС, представленной данными таблицы, свидетельствует о ведущей роли этого налога в формировании доходов бюджетов всех уровней.

По прогнозам министра финансов РФ Алексея Кудрина, доходы российского федерального бюджета в 2009 году снизятся на 42% по сравнению с объемом средств, заложенных в законе о бюджете на текущий год, расходы вырастут примерно на 500 млрд рублей и составят 9,5 трлн рублей, дефицит составит 8% ВВП.

В законопроекте о внесении изменений в бюджет 2009 года Минфин прогнозирует поступление НДС в 2009 году в размере 2 трлн. 289 млрд. руб. Изначально поступление налога в текущем году прогнозировалось в размере 3 трлн. 271 млрд. руб. Эта сумма включает в себя НДС на товары, реализуемые на территории РФ (администрирует ФНС), и НДС на товары, ввозимые на территорию РФ (администрирует Федеральная таможенная служба). Поступления НДС на товары, реализуемые на территории РФ, прогнозируются в сумме 1,158 трлн. руб. (-851,1 млрд. руб. к первоначальному прогнозу). Поступления НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, прогнозируются в объеме 1,213 трлн. руб. (- 190,5 млрд. руб. к первоначальному прогнозу)

 

1.3. Пути совершенствования НДС

В течение последних трех лет научные работники, практики, депутаты Государственной Думы активно  обсуждают вопросы кардинального  изменения важнейшего для бюджета  страны налога - НДС. Рассматриваются  вопросы замены НДС налогом с  продаж, возможности применения метода прямого счета для определения  налоговой базы, перспективы снижения основной ставки и отмены пониженной и т. д4.

 Однако не менее  важно и дальнейшее совершенствование  налогового администрирования исчисления  и уплаты НДС, что вполне  может решить основной вопрос  жизнеспособности рассматриваемого  налога в российской налоговой  системе. Все еще актуальны  поправки, которые необходимо внести  в главу 21 НК РФ, направленные  на устранение двойственности  в понимании отдельных норм, технических  ошибок и противоречий, которые  приводят к многочисленным арбитражным  спорам между налогоплательщиками  и налоговыми органами. В связи  с этим рассмотрим пути совершенствования  НДС.

1. С 1 января 2006 г. вступили в силу положения Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ5. Многие из принятых новаций заслуживают позитивной оценки, так как устраняют явные недостатки законодательства и в ряде случаев улучшают положение налогоплательщиков. Вместе с тем некоторые изменения стали источником новых проблем, например, таких как определение налоговой базы по НДС.

Изменение нормы налогового законодательства касательно момента  возникновения обязанности исчислить  налог носит принципиальный характер, затрагивающий интересы всех налогоплательщиков. Определение НДС по более ранней из дат - дате отгрузки или дате оплаты - ориентировано на ускорение процесса поступления платежей в бюджет. Однако практическое применение данной нормы  привело к ряду негативных последствий.

 Прежде всего, это  нововведение все же ухудшило  финансовое положение организаций,  ранее применявших кассовый метод,  так как они столкнулись с  проблемой значительного отвлечения  оборотных средств. Решить ее  налогоплательщик-продавец может  путем использования предоплаты  реализованных товаров (работ,  услуг), но не во всех случаях  это достижимо.

 Негативное последствие  новой нормы несколько сгладило  введение с 1 января 2008 г. единого налогового периода (календарный квартал) для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки, но предложенная законодателем мера явно была запоздавшей. Начало ее действия совпало по времени с окончанием переходного периода (2006 и 2007 гг.), в то время как наибольшая нагрузка приходилась именно на него. Данный вопрос можно было бы решить путем введения разовой меры по отсрочке уплаты налога, начисленного по результатам первого (нескольких первых) налогового периода по НДС в 2006 г. Однако это не было сделано, и налогоплательщики в очередной раз не смогли ощутить, что в области государственных интересов находится не только пополнение бюджета, но и прочное финансовое положение, а также конкурентоспособность хозяйствующих субъектов.

 При введении нового  момента определения налоговой  базы по НДС сохранилась проблема  налогообложения сумм авансовых  платежей. Требование об уплате  НДС с суммы поступивших авансов  присутствует в российском налоговом  законодательстве практически с  начала его формирования. Эта норма всегда подвергалась критике из-за отсутствия связи с объектами налогообложения. А желание уйти от уплаты НДС с авансов стало причиной существования огромного количества схем, причем некоторые из них вполне законны и эффективны.

 С 2006 г. отменена уплата НДС с авансов по экспортным контрактам. Однако для сделок на внутреннем рынке, по сути, норма осталась. Более того, трансформация нормы налогового законодательства по уплате НДС с авансов в ряде случаев даже ухудшила положение налогоплательщика. Если до 1 января 2006 г. необходимость начисления НДС возникала только при получении авансов в денежной форме, то в настоящее время обязанность исчислить НДС возникает при совершении товарообменных операций, получении векселя третьего лица в счет оплаты будущих поставок товаров и при других формах неденежных расчетов6.

 Переход к новой  трактовке определения момента  расчета налоговой базы в главе  21 НК РФ привел и к правовой  коллизии. Начисление НДС по более  ранней дате, а именно по дате  отгрузки, означает, что НДС начисляется  при отсутствии самого объекта  налогообложения. Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения  НДС признается «реализация товаров  (работ, услуг) на территории  Российской Федерации: а также  передача имущественных прав».  В соответствии со ст. 39 НК РФ под реализацией понимается переход права собственности. По общему правилу, закрепленному в Гражданском кодексе РФ, переход права собственности совпадает с моментом отгрузки и предъявлением покупателю документов. Однако на практике в договорах часто устанавливается иной момент перехода права собственности, что допускается ГК РФ (например, оплата поставки, проведение процедур подтверждения качества продукта, определение процента засоренности, установление сортности). В этих случаях Налоговый кодекс РФ предписывает исчислять НДС фактически до момента возникновения объекта налогообложения, что представляется неправомерным.

 Было бы правильным  как с экономической, так и  с юридической точки зрения  установить в главе 21 НК РФ  в качестве момента определения  налоговой базы дату реализации, соответствующую моменту перехода  права собственности, и не рассматривать  в этом качестве поступление  оплаты, предшествующей факту отгрузки (авансов). Таким образом, НДС будет  исчисляться в момент возникновения  объекта налогообложения. Отсутствие  этой простой и логичной нормы  в НК РФ вполне объяснимо:  модификация законодательства зачастую  связана с необходимостью пресечения  распространенных схем получения  налоговой выгоды за счет сокращения  налоговых обязательств либо  переноса срока уплаты налогов.  Наиболее вероятно, что при разработке  новой редакции ст. 167 НК РФ, определяющей  момент исчисления НДС, законодатели  предполагали, что с введением  в хозяйственные договоры особого  порядка перехода права собственности,  например, после полной оплаты, налогоплательщики  фактически могут остаться на  методе «по оплате».

Информация о работе Оптимизация налоговой нагрузки