Оптимизация налоговой нагрузки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение и расчет налога на добавленную стоимость.
Для реализации цели требуется решение ряда задач:
- изучить сущность и понятие налога на добавленную стоимость;
- рассмотреть механизм уплаты НДС, технологию учета НДС;
- определить ставки налога на добавленную стоимость;
- анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость при строительно-монтажных работах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............………………………………………………………………3
1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость в РФ…………5
1.2. Оценка влияния НДС на темпы экономического роста и доходы бюджета РФ ………………………………………………………………………………..12
1.3. Пути совершенствования НДС …………………………………………....16
2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «КамСтройМонтаж»
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...25
2.2.Расчет налогов предприятия………………………………………………...25
2.3.Документальное обеспечение налогообложения предприятия…………..29
3.ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ООО «КамСтройМонтаж»
3.1.Теоретические возможные методы оптимизации НДС…………………...32
3.2.Экономический эффект предложенной оптимизации …………………...36
3.3.Выводы и рекомендации…………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……..42

Работа состоит из  1 файл

оптимизация налоговой нагрузки.docx

— 90.24 Кб (Скачать документ)

 

Расчет  суммы налога за 2008 г.:

Налоговая ставка (%) 2,2

Ни=3341080*2,2%=73503,76 руб.

*По итогам  2008 г. получена прибыль в сумме 1451 тыс. руб. Согласно Федеральному закону от 26.11.2008 № 224-ФЗ ставки налога на прибыль с 1 января 2009 года снижены сразу на 4% (с 24 до 20%).

В соответствии с прежней  редакцией Налогового кодекса ставка налога делилась на две части — 6,5 процента пополняли федеральный  бюджет, 17,5 процента — бюджеты регионов. С 1 января 2009 года ставка в федеральный  бюджет составляет 2 процента, а в  бюджет регионов 18 процентов. Расчет налога на прибыль в 2008 г. составит:

1451 тыс. руб. * 24% = 348,2 тыс.  руб., в том числе

- в федеральный бюджет:

1451 тыс. руб. * 6,5% = 94,3 тыс.  руб.,

- в бюджет региона:

1451 тыс. руб. * 17,5% = 253,9 тыс.  руб.

*Так же, Постановлением Правительства от 26 мая 2009 г. N 451 « О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914» были внесены поправки в главу 21 НК РФ по НДС.

В ООО «КамСтройМонтаж» за рассматриваемый период реализация составила  431 470 тыс. руб., в том числе сумма без НДС 365652,54 тыс. руб., начислен НДС на сумму реализации:

365652,54 * 18% = 65817,46 тыс. руб.

За период 2008 г. было начислено  налогов в сумме 71257,86 тыс. руб. Как  видно из рис. 2.2.1, 2.2.2, основную долю занимает налог на добавленную стоимость (92,%).

 

Рисунок 2.2.1 Структура налогов ООО  «КамСтройМонтаж» в 2008 г.

 

Рисунок 2.2.2 Процентное соотношение  начисленных налогов в 2008 г.

 

2.3.Документальное обеспечение  налогообложения предприятия

Организации, осуществляющие строительную деятельность, руководствуются  законодательными и иными правовыми  актами, регулирующими хозяйственные  отношения, а также нормативными документами соответствующих органов  власти.

В настоящее время отражение  операций по инвестиционным договорам  в строительстве, и в бухгалтерском  учете основано на применении следующих  нормативных документов:

- Федеральный закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ (ред. от 11.03.2003) «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (ред. от 18.05.2002);

- Положение по ведению бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.98г. № 34н (ред. от 24.03.2000);

- Постановление Госстроя России от 26.04.99 № 31 «Об утверждении Методических указаний по определению стоимости строительной продукции»;

- Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное Письмом Минфина России от 30.12.93 № 160;

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20.12.94 № 167.

Первичная документация (Табл. 2.3.1) составляется с обязательным кодированием, обеспечивающим учет по объектам строительства и видам работ, а также в разрезе участков, бригад, подразделений и служб строительной организации.

В капитальном строительстве  для организации оперативного и  бухгалтерского учета строительно-монтажных  работ используются формы первичной  учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а и от 11.11.99 № 100.

Для учета выполненных  работ применяется форма №  КС-6а «Журнал учета выполненных  работ». Журнал учета выполненных  работ является накопительным документом, на основании которого составляется акт приемки выполненных работ  по форме № КС-2 и справка о  стоимости выполненных работ  по форме КС-3.

Таблица 2.3.1

Формы учетной документации

Номер формы

Наименование формы

КС-6

Общий журнал работ

КС-2

Акт о приемке выполненных  работ

КС-3

Справка о стоимости выполненных  работ и затрат

КС-6а

Журнал учета выполненных  работ


Журнал учета выполненных  работ ведет исполнитель работ  по каждому объекту строительства  на основании замеров выполненных  работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ. Затраты по строке «Накладные и прочие расходы» отражаются на основе смет этих расходов за отчетный период в размерах, определяемых в  соответствии с принятой в строительной организации методикой.

На основании данных Журнала  учета выполненных работ (форма  № КС-6а) составляется «Акт о приемке  выполненных работ» (форма № КС-2).

Акт применяется для приемки  выполненных подрядных строительно-монтажных  работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений, составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается  уполномоченными представителями  сторон, имеющих право подписи (производителя  работ и заказчика (генподрядчика)).

Согласно статье 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком  работ производится заказчиком в  размере, предусмотренном сметой, в  сроки и в порядке, которые  установлены законом или договором  строительного подряда.

Справка по форме № КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные  работы, работы по капитальному ремонту  зданий и сооружений, другие подрядные  работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком – заказчику (застройщику).

Форма № КС-6 «Общий журнал работ» является основным первичным  документом, отражающим технологическую  последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительно-монтажных  работ.

К отраслевым документам относятся  выпускаемые Госстроем России строительные нормы и правила (СНиП), строительные расценки, правила формирования сметной  стоимости строительства и заключения договоров подряда, сборники нормативных  показателей расхода материалов на основные виды строительных и монтажных  работ, типовые методические рекомендации по планированию себестоимости строительных работ.

СНиП регламентируют порядок  разработки, согласования, утверждения  и состав проектной документации на строительство зданий, сооружений на территории РФ.

 

3.ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ  ООО «КамСтройМонтаж»

 

3.1.Теоретические возможные методы  оптимизации НДС

Налогообложение НДС остается одной из самых сложных проблем  для бухгалтера. Этим налогом облагаются практически все операции, поэтому  каждая организация пытается выбрать  для себя приемлемые методы оптимизации  НДС. Оптимизация НДС очень важна  в целях экономии на налогах.

Как было уже отмечено ранее, в качестве самостоятельного объекта обложения НДС НК РФ называет операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления. Ранее операции по выполнению строительно-монтажных работ хозяйственным способом не выделялись в качестве самостоятельного объекта обложения НДС. Они подлежали налогообложению в рамках оборотов по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения. В настоящее время, объект обложения НДС возникает при выполнении любых строительно-монтажных работ для нужд предприятия (не для сторонних заказчиков), независимо от источника финансирования этих работ.

Плательщики НДС имеют  право получить налоговые вычеты в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ. Оптимизация НДС заключается  в том, чтобы максимизировать  сумму налоговых вычетов, чтобы  уменьшить сумму налога к уплате. Что для этого можно сделать? Получить вовремя от поставщика счет-фактуру, оприходовать товар или принять  к учету прочее имущество. Важным условием для вычета является то, что имущество должно участвовать в операциях, облагаемых НДС9.

В соответствии с п.9 Инструкции ГНС РФ № 3 в облагаемый НДС оборот включаются любые получаемые предприятиями  денежные средства, если их получение  связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе  суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих  поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в учреждения банков, либо в кассу.

Наиболее популярной и  одновременно самой опасной схемой оптимизации НДС является применение договора займа. Уловка заключается  в том, что продавец заключает  с покупателем одновременно два  договора – займа и купли-продажи  – и, получая деньги по первому  из них, не уплачивает НДС, так как  заем НДС не облагается (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК). После отгрузки товара поставщиком  по договору поставки организации проводят взаимозачет.

Чтобы налоговики не посчитали  полученный заем предоплатой, фирме  необходимо заключить договор займа  раньше, чем договор поставки. Кроме  того, в них надо указать разные сроки возврата средств и поставки товара, а также прописать сумму  займа, не совпадающую с размером оплаты по основному договору.

Опасность данной схемы заключается  в том, что контролеры, как правило, расценивают платежи по договору займа в качестве аванса, облагаемого  НДС, в результате чего начисляют  штраф и пени, а также сумму  того самого неуплаченного налога. Ситуация усугубляется, если предприятия  оформили не взаимозачет, а новацию, о чем говорится в письме Минфина  от 7 сентября 2005 г. № 03-04-11/221. Следует  также помнить, что с 1 января 2007 года при взаимозачете фирмы должны перечислять  своим контрагентам выделенную в счете-фактуре сумму НДС. Данная схема именно оттягивает срок уплаты НДС, но вовсе не избавляет от уплаты налога.

И еще: заключая договор беспроцентного займа, можно оказаться уличенным  инспекторами в получении необоснованной налоговой выгоды. Несмотря на то, что  и в письме ФНС от 13 января 2005 г. № 02-1-08/5@, и в постановлении Президиума ВАС от 3 августа 2004 г. № 3009/04 отмечено, что материальная выгода от экономии на процентах за пользование займом доходом не считается, лучше предусмотреть  в соглашении проценты за пользование  заемными средствами. Например, установить их величину равной ставке рефинансирования Центробанка.

Еще одной «полезной» схемой, позволяющей  получить отсрочку при уплате НДС, является применение сделки купли-продажи векселя. Как и в предыдущем случае, заключаются  одновременно два договора. Первым будет контракт на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) с  исключенным из него условием о предоплате; а вторым – договор купли-продажи  векселя. После передачи товара вексель  обналичивают, а между договорами проводят взаимозачет.

Применение данной схемы имеет  множество преимуществ. Во-первых, снижается  риск неплатежа покупателя по поставке товара; во-вторых, описанный метод  позволяет отсрочить уплату НДС, так как вексель реализуется  по отдельному договору; и, в-третьих, операция передачи и обналичивания данной ценной бумаги налогом на добавленную стоимость не облагается (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК).

Тем не менее, не стоит забывать о пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса, содержащем требования к покупателю вести раздельный учет НДС и делить «входной» налог, из-за чего, естественно, страдает именно покупатель. Дабы избежать подобных неприятностей, многие предприятия после отгрузки продукции просто аннулируют договор купли-продажи векселя, а в договоре поставки указывают, что вексель был передан поставщику в счет предоплаты.

Однако и здесь не избежать затруднений, ведь он не очень выгоден для поставщика, которому придется подавать уточненную декларацию и платить пени за просрочку НДС в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Тем не менее, он получает отсрочку по уплате НДС.

В ситуациях, когда сумма НДС, подлежащая вычету, выше налога, который следует  заплатить, то отказ от льготы может  оказаться выгодным. Принимая такое  решение, необходимо учесть требования пункта 5 статьи 149 Налогового кодекса, оговаривающего право предприятия  отказаться от освобождения, представив заявление в налоговый орган  в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен платить  НДС. Отказ или приостановление возможны только на срок не менее года и лишь в отношении операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса.

Интересный метод с целью  получить отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость ввели  строительные организации. Он подразумевает  использование договора о намерениях. Так, вместо того чтобы продавать  доли в строящемся доме и, соответственно, платить в бюджет НДС, компании-застройщики (инвесторы) оформляют предварительные  соглашения, порядок заключения которых  регулирует статья 429 Гражданского кодекса.

В договорах о намерениях указывается, что денежные средства будут зачтены  в счет данного соглашения только после продажи квартиры или иного  объекта недвижимости. Таким образом, обязанность платить НДС переносится  на более поздний срок. А при  продаже квартир налог и вовсе  не платят.

Все же споры с налоговыми органами не исключены, ведь инспекторы могут  истолковать иначе положения  договора о намерениях и начислить  организации штрафы и пени. Избежать подобных неприятностей несложно, достаточно указать в платежном поручении: «Гарантийный взнос по предварительному договору такому-то» и зафиксировать  в учетной политике, что все расчеты с данным контрагентом до момента заключения основного договора будут вестись на отдельном субсчете, открытом к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Информация о работе Оптимизация налоговой нагрузки