Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:01, контрольная работа
Целью исследования является изучение организации налогового контроля в Российской Федерации.
От государственной казны полностью зависит система жизнеобеспечения всей страны. Особую роль в этом играет налоговая система, которая с помощью правовых норм должна обеспечивать наполнение доходной части государственного бюджета, внебюджетных фондов и оказывать регулирующее воздействие на экономические процессы. Поэтому юридическая ответственность за налоговые нарушения необходима с целью продуктивной работы налоговой системы страны в целом.
Налоговый контроль предназначен для решения следующих задач:
В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:
В настоящее время камеральная проверка становится основным видом контроля. Значительное число налогоплательщиков не позволяет обеспечить 100% охват выездными налоговыми проверками даже с учетом требований Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", предусматривающего проведение выездной проверки налогоплательщика не менее одного раза в два года. При этом результативность выездной проверки обеспечивается за счет развития информационно - аналитического направления в деятельности налоговых органов.
Камеральная налоговая проверка (статья 88 Кодекса) - наиболее массовый вид проверок. Ее периодичность определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.
Основное содержание проверки - анализ налоговой отчетности, установление логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика, оценка достоверности представленных сведений.
Камеральная проверка проводится:
- по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если организация поставлена на учет по нескольким основаниям, то по налогам, рассчитываемым в централизованном порядке, камеральная проверка проводиться налоговым органом по месту нахождения головной организации;
- уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;
По степени осуществления выделяют
По времени проведения налоговый контроль в теории налогового права дифференцируется на:
В зависимости от степени охвата исследуемых предметов налоговый контроль можно подразделить на:
В зависимости от запланированности следует выделить
В зависимости от статуса проверяемых лиц бывает налоговый контроль: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Формами налогового контроля являются:
Иными словами, налоговые проверки - это проверки, которые проводят налоговые органы в целях обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах.
Практика работы арбитражных судов за последние два года показывает, что налоговые органы часто проигрывают в спорах с налогоплательщиками. В первую очередь это происходит потому, что проверяющие не уделяют должного внимания сбору доказательств, нарушают процедуру проведения налоговых проверок и рассмотрения ее результатов.
В связи с этим со 2 сентября 2010 г. изменился порядок оформления результатов налоговых проверок. К акту проверки теперь должны прилагаться документы, подтверждающие факт нарушений (протоколы опросов и т. д.). Ранее в актах налоговой проверки инспекция, как правило, ссылалась на документы, которые подтверждали именно ее позицию.
Данные поправки позволят ознакомиться с представленными документами, оценить выводы налоговой инспекции и на основе этого в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки подготовить аргументированные (с фактическим подтверждением) возражения.
Наряду
с введением послабляющих для
налогоплательщика поправок законодатели
ужесточили ответственность за налоговые
нарушения:
не только увеличили штрафы, но и ввели
новые составы правонарушений. В соответствии
с Законом № 229-ФЗ новые штрафы стали начислять
уже со 2 сентября 2010 г.
Ст.82 НК РФ предусматривает открытый перечень форм налогового контроля: наряду с перечисленными в норме допускается использование других форм. Однако, несмотря на это, в качестве самостоятельных форм налогового контроля можно использовать лишь те, которые установлены нормами законодательства о налогах и сборах (подп.5 п.2 ст.1 НК РФ).
Под методом налогового контроля в налогово-правовой литературе предлагается понимать совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей.
Систему методов налогового контроля, которая включает в себя следующие виды методов:
1) общенаучные методы: анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, статистические методы, логический метод, сравнительный метод и другие методы, которые применяются при осуществлении любого вида деятельности;
2)
специальные методы
3)
методы воздействия на
Вопрос о выборе тех или иных методов, их сочетании и последовательности применения решается самим налоговым органом в зависимости от различных факторов: специфики налогоплательщика, целей конкретных мероприятий налогового контроля и т.д.
Ответственность за нарушение налогового законодательства можно определить как реакцию государства на налоговое правонарушение, которая фактически выражается в праве налогового органа через судебную систему предъявить обвинение налогоплательщику (как физическому, так и юридическому лицу) и применить к виновному лицу наказание в пределах санкций, установленных законодательством Российской Федерации. Воздействуя на имущественные отношения хозяйствующих субъектов посредством установления налоговых правовых норм, государство определяет правила деятельности данных субъектов, которые содержат в себе обязанность по уплате установленных налогов и сборов. Данная обязанность обеспечивается принудительными мерами со стороны государства.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При нарушении налогоплательщиком своих обязанностей государство применяет меры к восстановлению собственных имущественных прав, что помимо штрафных санкций влечет за собой в ряде случаев применение санкций правовосстанавливающего характера. В налоговом законодательстве присутствует имущественная правовосстановительная ответственность, формой проявления которой является пеня.
Налоговое правонарушение нарушает установленный порядок общественных отношений по взиманию налогов и сборов.
Налоговая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Привлечение
налогоплательщика к
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло три года (срок давности).
Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена ст.ст. 116-129.2 НК РФ. Рассмотрим каждое правонарушение.
1) Нарушение срока
постановки на учет в
Информация о работе Организации налогового контроля в Российской Федерации