Организации налогового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание

Целью исследования является изучение организации налогового контроля в Российской Федерации.
От государственной казны полностью зависит система жизнеобеспечения всей страны. Особую роль в этом играет налоговая система, которая с помощью правовых норм должна обеспечивать наполнение доходной части государственного бюджета, внебюджетных фондов и оказывать регулирующее воздействие на экономические процессы. Поэтому юридическая ответственность за налоговые нарушения необходима с целью продуктивной работы налоговой системы страны в целом.

Работа состоит из  1 файл

Налоги налогообложениеКР111.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

     Налоговый контроль предназначен для решения  следующих задач:

  • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
  • обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
  • улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
  • проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
  • проверка целевого использования налоговых льгот; пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.

3. Классификация,  формы и методы налогового  контроля

     В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

    • выездной - в месте расположения налогоплательщика;
    • камеральный - по месту нахождения налогового органа.

     В настоящее время камеральная  проверка становится основным видом  контроля. Значительное число налогоплательщиков не позволяет обеспечить 100% охват  выездными налоговыми проверками даже с учетом требований Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", предусматривающего проведение выездной проверки налогоплательщика не менее одного раза в два года. При этом результативность выездной проверки обеспечивается за счет развития информационно - аналитического направления в деятельности налоговых органов.

     Камеральная налоговая проверка (статья 88 Кодекса) - наиболее массовый вид проверок. Ее периодичность определяется установленными законодательством о налогах  и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

     Основное  содержание проверки - анализ налоговой  отчетности, установление логической связи между показателями хозяйственной  деятельности налогоплательщика, оценка достоверности представленных сведений.

     Камеральная проверка проводится:

- по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если организация поставлена на учет по нескольким основаниям, то по налогам, рассчитываемым в централизованном порядке, камеральная проверка проводиться налоговым органом по месту нахождения головной организации;

- уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;

По степени  осуществления выделяют

    • непосредственный налоговый контроль, т.е. контрольные мероприятия проводятся по месту нахождения налогоплательщика либо по месту ведения им предпринимательской деятельности. При непосредственном налоговом контроле проверяющие исследуют первичную документацию, относящуюся к налоговому учету. Это осуществляется, как правило, при проведении выездной налоговой проверки.
    • опосредованный, т.е. проверяющие и проверяемый субъект не вступают в непосредственный контакт. Помимо этого, проверяющие имеют дело в основном с отчетной документацией.

     По  времени проведения налоговый контроль в теории налогового права дифференцируется на:

    • предварительный, осуществляется до совершения какой-либо деятельности, влекущей в последующем возникновение налоговых обязательств.
    • текущий, осуществляется в процессе производства какой-либо финансовой деятельности. В ходе этого контроля выясняется вопрос, является ли проводимая операция законной.
    • последовательный, осуществляется после завершения налогового (отчетного) периода либо после истечения иного срока, отведенного для исполнения той или иной обязанности, установленной законодательством о налогах и сборах.

     В зависимости от степени охвата исследуемых  предметов налоговый контроль можно  подразделить на:

    • сплошной исследуются все имеющиеся документы, связанные с уплатой налогов и сборов, а также иных установленных законом налоговых обязанностей
    • выборочный. предполагает проверку только части специально отобранных документов.

     В зависимости от запланированности  следует выделить

    • плановый - это такой контроль, который осуществляется в соответствии с ранее составленным планом (например, плановая выездная налоговая проверка)
    • внеплановый налоговый контроль осуществляется не в соответствии с планом, а при наступлении обстоятельств, предусмотренных законом (например, выездная налоговая проверка организации, проводимая в связи с ее ликвидацией или реорганизацией).

     В зависимости от статуса проверяемых  лиц бывает налоговый контроль: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями.

     В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

     Формами налогового контроля являются:

  • налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налоговой администрации по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью полнотой уплаты налогов и сборов, осуществление путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы.

       Иными словами, налоговые проверки - это  проверки, которые проводят налоговые  органы в целях обеспечения соблюдения законодательства о налогах и  сборах.

       Практика  работы арбитражных судов за последние  два года показывает, что налоговые  органы часто проигрывают в спорах с налогоплательщиками. В первую очередь это происходит потому, что  проверяющие не уделяют должного внимания сбору доказательств, нарушают процедуру проведения налоговых проверок и рассмотрения ее результатов.

     В связи с этим со 2 сентября 2010 г. изменился  порядок оформления результатов  налоговых проверок. К акту проверки теперь должны прилагаться документы, подтверждающие факт нарушений (протоколы опросов и т. д.). Ранее в актах налоговой проверки инспекция, как правило, ссылалась на документы, которые подтверждали именно ее позицию.

     Данные  поправки позволят ознакомиться с представленными  документами, оценить выводы налоговой  инспекции и на основе этого в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки подготовить аргументированные (с фактическим подтверждением) возражения.

Наряду  с введением послабляющих для  налогоплательщика поправок законодатели ужесточили ответственность за налоговые нарушения:  
не только увеличили штрафы, но и ввели новые составы правонарушений. В соответствии с Законом № 229-ФЗ новые штрафы стали начислять уже со 2 сентября 2010 г.

    • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
    • проверки данных учета и отчетности;
    • осмотр помещений и территорий.

     Ст.82 НК РФ предусматривает открытый перечень форм налогового контроля: наряду с перечисленными в норме допускается использование других форм. Однако, несмотря на это, в качестве самостоятельных форм налогового контроля можно использовать лишь те, которые установлены нормами законодательства о налогах и сборах (подп.5 п.2 ст.1 НК РФ).

     Под методом налогового контроля в налогово-правовой литературе предлагается понимать совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей.

     Систему методов налогового контроля, которая включает в себя следующие виды методов:

     1) общенаучные методы: анализ и  синтез, индукция, дедукция, моделирование,  аналогия, статистические методы, логический  метод, сравнительный метод и  другие методы, которые применяются  при осуществлении любого вида деятельности;

     2) специальные методы исследования: проверка документов; экономический  анализ; исследование предметов  и документов; осмотр помещений  (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение  которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности, таких как контрольная деятельность;

     3) методы воздействия на поведение  проверяемых лиц в ходе осуществления  налогового контроля: убеждение,  поощрение, принуждение и др.

     Вопрос  о выборе тех или иных методов, их сочетании и последовательности применения решается самим налоговым органом в зависимости от различных факторов: специфики налогоплательщика, целей конкретных мероприятий налогового контроля и т.д.

  1. Ответственность за нарушение налогового закона

     Ответственность за нарушение налогового законодательства можно определить как реакцию  государства на налоговое правонарушение, которая фактически выражается в  праве налогового органа через судебную систему предъявить обвинение налогоплательщику (как физическому, так и юридическому лицу) и применить к виновному лицу наказание в пределах санкций, установленных законодательством Российской Федерации. Воздействуя на имущественные отношения хозяйствующих субъектов посредством установления налоговых правовых норм, государство определяет правила деятельности данных субъектов, которые содержат в себе обязанность по уплате установленных налогов и сборов. Данная обязанность обеспечивается принудительными мерами со стороны государства.

     Согласно  ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При нарушении налогоплательщиком своих обязанностей государство применяет меры к восстановлению собственных имущественных прав, что помимо штрафных санкций влечет за собой в ряде случаев применение санкций правовосстанавливающего характера. В налоговом законодательстве присутствует имущественная правовосстановительная ответственность, формой проявления которой является пеня.

     Налоговое правонарушение нарушает установленный  порядок общественных отношений по взиманию налогов и сборов.

     Налоговая ответственность  за нарушение законодательства о налогах и  сборах. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

     Привлечение организации к ответственности  за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц  при наличии соответствующих  оснований от административной, уголовной  или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

     Привлечение налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности  уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

     Лицо  считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло три года (срок давности).

     Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена  ст.ст. 116-129.2 НК РФ. Рассмотрим каждое правонарушение.

     1) Нарушение срока  постановки на учет в налоговом  органе. Обязанность подать заявление о постановке на учет в налоговом органе установлена при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Информация о работе Организации налогового контроля в Российской Федерации