Особенности учета НДС в организациях с различными видами деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание

Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пош­лина. В составе доходов бюджета они играют определяющую роль. Такое количе­ство косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению од­ного и того же объекта, способствует росту цен на потребительские товары и услуги. Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Фе­дерации, является налог на добавленную стоимость.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема: ««Особенности учета НДС в организациях с различными видами деятельности»
Введение…………………………………………………………………….3
1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость…………..…4
2. Плательщики налога на добавленную стоимость…………………..…7
3. Налоговая база……………………………………………………….…14
4. Ставки налога на добавленную стоимость, льготы по налогу………17
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………22
Заключение………………………………………………………………...32
Библиографический список…………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Особенности учета НДС в организациях с различными видами деятельности.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)


31

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

I.                    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Тема: ««Особенности учета НДС в организациях с различными видами деятельности»

Введение…………………………………………………………………….3

1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость…………..…4

2. Плательщики налога на добавленную стоимость…………………..…7

3. Налоговая база……………………………………………………….…14

4. Ставки налога на добавленную стоимость, льготы по налогу………17

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………22

Заключение………………………………………………………………...32

Библиографический список……………………………………………. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пош­лина. В составе доходов бюджета они играют определяющую роль. Такое количе­ство косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению од­ного и того же объекта, способствует росту цен на потребительские товары и услуги. Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Фе­дерации, является налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью ре­шения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.

Актуальность темы очевидна. Налог на добавленную стоимость (далее НДС)   охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках  пополняет казну лучше других видов налогов. Кроме того, НДС  позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации.

НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплательщиков: от него труднее уклонится, с  ним связано меньше экономических нарушений, он повышает заинтересованность в  росте доходов, а для налогоплательщиков, кроме того, предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов. Для современной России этот налог является "новым" налогом, так как он был введен с  1 января 1992 г., хотя более чем в  40 странах, в  том числе и в  17 европейских, он используется уже более 35 лет. Сейчас НДС регулируется отдельной главой Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее сложных для понимания и расчета налогов в Российской Федерации. Для понимания принципов построения налога на добавленную стоимость требуется изучить законодательную базу (закон, инструкцию, различные изменения и дополнения к этим документам), относящуюся к данному вопросу и выяснить ряд основных проблем.

Объект исследования: основы налогообложения:

Предмет исследования: налог на добавленную стоимость.

Цель данной работы – ознакомиться с учетом НДС в организациях с различными видами деятельности, для этого предполагается решить следующие задачи:

      дать характеристику экономической сущности налога на добавленную стои­мость;

      определить плательщиков этого налога;

      охарактеризовать налоговую базу;

      проанализировать ставки налога на добавленную стоимость, льготы по налогу.

Для написания работы были использованы законодательно-нормативные источники, учебники, учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий, электронные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Экономическая роль налога на добавленную стоимость

 

 

Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пош­лина. В составе доходов бюджета они играют определяющую роль. Такое количе­ство косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению од­ного и того же объекта, способствует росту цен на потребительские товары и услуги. Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Фе­дерации, является налог на добавленную стоимость.

Схема взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г. Это самый молодой из налогов, фор­мирующих основную часть доходов бюджетов большинства развитых стран. Во Франции он стал применяться с 1958 г. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 г. для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитиче­ских целях в период НЭП. (10.,90-92)

Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообло­жения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 1957 г. о создании Европейского экономического сообще­ства (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения (т. е. стремление к выравниванию ставок и унификации нало­гообложения). Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17 мая 1997 г. стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с целью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС, поскольку отчисления от поступле­ний НДС в бюджеты стран — членов Европейского сообщества в определенном проценте направляются на формирование общего бюджета ЕЭС. По состоянию на июнь 1992 г., по данным ОЭСР, НДС применялся в 82 странах мира.

При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необ­ходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 г., который более чем на 80% мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированны­ми государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предпола­гающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключа­лась возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость. Тем самым обеспечивался равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-право­вых форм и форм собственности.

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью ре­шения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.

Основная функция НДС — фискальная. Доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается.

Для функционирования НДС необходимы соответствующие информационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не пред­усмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволя­ет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость созда­ется на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью матери­альных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуются на практике, не совпадают с понятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному расширению объекта налогообложения. Основные положения правового регулирования, которые отражены в налоговом законодательстве представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

 

2. Плательщики налога на добавленную стоимость

 

Круг плательщиков НДС очень широк. Ими выступают все организации (госу­дарственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и об­щества, учреждения) независимо от форм собственности и ведомственной при­надлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российской Федерации, и осуществляющие производственную и иную коммер­ческую деятельность. В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются также лица, признаваемые таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При условии осуществления производственной и иной коммерческой деятельности плательщиками НДС могут быть: предприя­тия с иностранными инвестициями; международные объединения и иностранные юридические лица. С 01.01.2001 г. в число плательщиков НДС вошли индивиду­альные предприниматели, которые теперь уравнены с организациями в отноше­нии исчисления и уплаты НДС.

Расширив круг налогоплательщиков, НК РФ дает право получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организациям и индивидуаль­ным предпринимателям. Условием для этого является размер выручки от реали­зации товаров (работ, услуг) без НДС — в течение предшествующих 3 месяцев она не должна превышать в совокупности 1 млн руб. Следующее условие для освобождения — за 3 предшествующих последовательных календарных месяца налогоплательщик не реализовывал подакцизные товары. Для освобождения от НДС налогоплательщик должен представить в налоговый орган письменное уве­домление и выписки из: бухгалтерского баланса, книги продаж за 3 предшествующих месяца, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, а так­же копии журнала, полученных и выставленных счетов-фактур не позднее 20-го числа того месяца, начиная с которого он претендует на освобождение. Освобож­дение предоставляется с любого месяца не менее чем на один год и должно про­длеваться по истечении этого срока.

Налог на добавленную стоимость включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителем (покупателем). Для упрощения расчетов объектом налогообложения у предприятий, производящих продукцию, является не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации ими товаров (работ, услуг). С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добавлен­ной стоимости введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходован­ных в производственном процессе.

Таким образом, налогоплательщиками НДС признаются:

      организации

      индивидуальные предприниматели

      лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели могут освобождаться от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (кроме подакцизных), работ, услуг не превысила в совокупности 2 млн рублей (ст.145 НК). Если лицо одновременно реализует и подакцизные, и неподакцизные товары, оно имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС только по операциям с неподакцизными товарами (Определение КС РФ от 10.11.2002 № 313-О).

Не являются плательщиками НДС (кроме уплаты налога при ввозе товаров через таможенную границу РФ):

      налогоплательщики, применяющие УСН и ЕСХН

      налогоплательщики, применяющие ЕНВД по отдельным видам деятельности — по деятельности, которая облагается ЕНВД

Если вышеуказанные налогоплательщики, не являющиеся плательщиками НДС, выставляют счет-фактуру с НДС покупателю, они обязаны перечислить в бюджет весь полученный НДС (п. 3 ст. 173 НК).

В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 Налогового Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

Информация о работе Особенности учета НДС в организациях с различными видами деятельности