2.2
Налог на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы
Налог
на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы
устанавливается представительными органами
власти на основании п. 1 ст. 21 Закона об
основах налоговой системы.
Его плательщиками являются юридические
лица, осуществляющие свою деятельность
на территории, подведомственной представительному
органу власти.
Конкретные ставки налога устанавливаются
в размере, не превышающем 1,5% объема реализации
продукции (работ, услуг). При исчислении
налога на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы
объемами реализации (объектом налогообложения)
по отдельным отраслям являются:
* для заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых
организаций - объем реализованных (выполненных)
услуг, под которым следует понимать их
валовый доход от реализации продукции;
при этом для заготовительных и снабженческо-сбытовых
организаций валовым доходом следует
считать разницу между продажной и покупной
стоимостью реализуемых товаров без НДС;
* для иных предприятий, учреждений
и организаций, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, - фактически полученная
выручка от реализации продукции (работ,
услуг) без НДС;
* по банкам и иным кредитным организациям
налог исчисляется с суммы облагаемых
доходов;
* по страховым организациям налог
исчисляется с суммы поступления страховых
взносов (премий), комиссионных вознаграждений
по перестрахованию и других услуг, связанных
со страховой и нестраховой деятельностью;
* по биржам налог исчисляется с суммы
дохода, полученного в виде комиссионного
сбора, вознаграждений от сделок, совершаемых
на биржевых торгах, а также выручки, полученной
от продажи и предоставления на ограниченный
срок брокерских мест, платы за право участия
в торгах, от стоимости информационно-коммерческих
и других платных услуг.
Расходы предприятий и организаций, рассчитанные
исходя из норм, устанавливаемых местными
представительными органами, на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы, находящихся на их балансе или финансируемых
ими в порядке долевого участия, подлежат
вычету непосредственно из сумм названного
налога (письмо Министерства финансов
РФ от 22 апреля 1993 г. №49 «О порядке исчисления
суммы налога на содержание жилищного
фонда и объектов социально-культурной
сферы»). В том случае, когда расходы (по
нормам) превышают начисленную сумму,
предприятие полностью освобождается
от уплаты налога (письмо Госналогслужбы
РФ от 27 августа 1993 г. № 15-2-05/449 «О порядке
уплаты налогов в дорожные фонды, налога
на добавленную стоимость, налога на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы»).
В соответствии с п. 5 ст. 21 Закона об основах
налоговой системы расходы предприятий
по уплате данного налога относятся на
финансовые результаты их деятельности.
Предприятия и организации, имеющие филиалы
в других регионах, вносят налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы в соответствующие бюджеты пропорционально
численности лиц, работающих в филиалах,
или их фактической заработной плате.
2.3 Налог
на рекламу
Налог
на рекламу устанавливается на основании
подп. «з» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой
системы. Письмом Министерства финансов
РФ, Госналогслужбы РФ и Комиссии Совета
республик Верховного Совета Российской
Федерации по бюджету, планам, налогам
и ценам от 2, 4 июня 1992 г. №№ 4-5-20, ИЛ-6-04/176,
5-1/693 «Официальные материалы по местным
налогам и сборам», в целях обеспечения
единых подходов при введении местных
налогов и сборов, доведено примерное
Положение о порядке исчисления и уплаты
налога на рекламу. В соответствии с данным
положением, носящим рекомендательный
характер, плательщиками налога на рекламу
являются следующие рекламодатели:
* расположенные на территории города
(района) предприятия и организации, независимо
от форм собственности и ведомственной
принадлежности), имеющие согласно
законодательству Российской Федерации
статус юридических лиц, их филиалы (имеющие
самостоятельные баланс и расчетный счет)
и другие аналогичные подразделения предприятий
и организаций, а также иностранные юридические
лица;
* индивидуальные предприниматели, осуществляющие
свою деятельность на территории города
(района).
Объектом налогообложения является стоимость
услуг по изготовлению и распространению
рекламы собственной продукции (работ,
услуг), включая работы, осуществляемые
хозяйственным способом.
Ставка налога устанавливается в размере,
не превышающем 5% стоимости услуги, оказанной
предприятию или физическому лицу по рекламированию
его продукции.
Плательщики налога предоставляют в налоговый
орган специальный расчет и уплачивают
его в сроки, определяемые решениями местных
органов государственной власти.
Письмом Госналогслужбы РФ от 3 февраля
1993 г. № ВЗ-6-04/62 «О местных налогах, сборах,
пошлине и неналоговых платежах» разъяснено,
что уплату налога на рекламу в средствах
массовой информации целесообразнее проводить
путем включения суммы налога отдельной
строкой в счет за услуги.
Орган средств массовой информации в сроки,
установленные исполнительным органом
власти и согласованные с финансовыми
и налоговыми органами, перечисляет полученные
суммы налога на рекламу в доход соответствующего
местного бюджета.
В случаях, когда рекламирование проводится
самостоятельно, налог уплачивает само
предприятие (индивидуальный предприниматель).
Без предъявления документа об уплате
налога на рекламу ее размещение на рекламных
носителях не допускается. Суммы налога
зачисляются в местные бюджеты. Рекламодатели
продукции (работ, услуг) расходы по уплате
налога на рекламу относят на финансовые
результаты своей деятельности.
Местными органами государственной власти
могут быть установлены льготы по налогу
на следующие виды рекламы: - реклама, не
преследующая коммерческие цели; - реклама
благотворительных мероприятий; - информационные
вывески, размещаемые в помещениях, используемых
для реализации товаров, включая витрины;
* объявления и извещения об изменении
местонахождения предприятия, учреждения,
организации, номеров телефонов, телефаксов,
телетайпа; * объявления органов государственной
власти, содержащие информацию, связанную
с выполнением возложенных на них функций;
* предупреждающие таблички, содержащие
сведения об ограничении на производство
работ, передвижение и т. д. в связи с особенностями
данной территории или участка.
2.4 Сбор за право торговли
Сбор за право торговли устанавливается
в соответствии п. 1 ст. 21 Закона об основах
налоговой системы местными представительными
органами власти.
В соответствии с примерным Положением
о сборе за право торговли его плательщиками
являются предприятия и организации, а
также граждане России и других государств,
осуществляющие торговлю товарами и изделиями
как через постоянные торговые точки (магазины,
столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке
свободной торговли с рук, выносных лотков,
открытых прилавков и автомашин в местах,
определенных местными органами исполнительной
власти.
Объектом налогообложения является получение
права на торговлю.
Конкретные ставки сбора за право торговли
определяются местными представительными
органами власти при принятии решения
о его введении в зависимости от места
расположения торговой точки, объема реализации
и вида товара и т. д.
Письмом Госналогслужбы РФ от 3 февраля
1993 г. № ВЗ-6-04/62 «О местных налогах, сборах,
пошлине и неналоговых платежах» разъяснено,
что местные представительные органы
власти вправе устанавливать сбор за право
торговли с юридических лиц независимо
от места торговли.
Юридические лица, осуществляющие торговлю
в постоянных торговых точках, уплачивают
сбор путем приобретения патента на право
торговли. В патенте указываются период,
на который он выдается, группы предназначенных
для продажи товаров и места торговли
(торговые точки).
Уплата сбора на право торговли с временных
торговых точек в местах, определенных
исполнительными органами власти юридическим
лицам, производится путем приобретения
разовых талонов по месту торговли. Реализация
указанных талонов может производиться
по решению исполнительных органов власти
как специально выделенными сборщиками
с оплатой их работы за счет средств, поступающих
от местных налогов и сборов, так и администрацией
рынка. Разовый талон для удобства может
быть реализован на любое число дней торговли.
В случае, если сумма сбора уплачена в
учреждение банка, талон за право торговли
выдается взамен предъявленной квитанции
об уплате этого сбора.
В местах массовой торговли (ярмарки, рынки)
вместо разовых именных талонов участники
торговли при наличии кассовых аппаратов
получают кассовый чек, который действителен
только на указанный день торговли. Уплата
сбора за право торговли производится
путем приобретения патента или лицензии
на право торговли, разового талона. При
установлении ставок в зависимости от
полученного дохода по согласованию с
налоговыми органами могут быть определены
и иные сроки его уплаты и предоставления
расчетов по этому сбору.
Средства от сбора за право торговли поступают
в доход бюджета по месту осуществления
торговой деятельности. Предприятия, имеющие
филиалы (подведомственные предприятия)
без образования юридического лица на
территории другого района (города), уплачивают
сбор в бюджет района по месту расположения
филиала по ставкам, действующим в этом
регионе.
Расходы предприятий и организаций по
уплате сбора за право торговли осуществляются
за счет прибыли, оставшейся после уплаты
налога на прибыль (доход).
Местные органы представительной власти
могут устанавливать для отдельных категорий
плательщиков льготы по уплате данного
сбора.
Как предусмотрено в подп. «з» п. 1 ст. 21
Закона об основах налоговой системы,
сбор за право торговли может быть установлен
районными, городскими (без районного
деления), районными (в городе), поселковыми,
сельскими представительными органами
власти.
3. Налог на добавленную
стоимость.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
введен в России начиная с 1992 года.
Он представляет собой форму изъятия
в бюджет части прироста стоимости,
которая создается на всех стадиях
процесса производства товаров, работ.
С 1 января 2001 г. порядок обложения предприятий
данным налогом регулируется главой 21
Налогового кодекса РФ (часть II).
В целях реализации положений указанной
главы Министерством по налогам и сборам
изданы «Методические рекомендации по
применению главы 21 «Налог на добавленную
стоимость» части второй Налогового кодекса
РФ», утвержденные Приказом МНС РФ от 20.12.2000
№ БГ-3-03/447.
Плательщиками налога на добавленную стоимость
признаются юридические лица, индивидуальные
предприниматели, а также лица, признаваемые
налогоплательщиками налога на добавленную
стоимость в связи с перемещением товаров
через таможенную границу Российской
Федерации, определяемые в соответствии
с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Необходимо учесть, что предприятие на
законных основаниях может получить освобождение
от исполнения обязанностей налогоплательщика,
связанных с исчислением и уплатой НДС.
Право на освобождение согласно статье
145 НК РФ имеют предприятия при условии,
что за три предшествующих последовательных
календарных месяца сумма выручки от реализации
товаров (работ, услуг) этих предприятий
без НДС и налога с продаж не превысила
в совокупности два миллиона рублей. При
этом размер выручки от реализации товаров
(работ, услуг) определяется исходя из
всех оборотов по реализации товаров (работ,
услуг), как облагаемых, так и не облагаемых
НДС.
Следует заметить, что освобождению не
подлежат предприятия, реализующие подакцизные
товары и подакцизное минеральное сырье.
Использование права на освобождение
от уплаты НДС осуществляется в уведомительном
порядке. Налогоплательщик, использующий
право на освобождение должен представить
в налоговую инспекцию по месту своего
учета письменное уведомление и документы,
подтверждающие право на такое освобождение.
Все документы предоставляются не позднее
20-го числа месяца, начиная с которого
налогоплательщик использует право на
освобождение. Освобождение дается на
срок 12 месяцев и может быть продлено,
если налогоплательщик продолжает соблюдать
условия его предоставления. Форма уведомления,
оформляемая при информировании налоговых
органов об использовании права на освобождение,
утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002г.
№ БГ-3-03/342 «О статье 145 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации». К документам,
подтверждающим право на освобождение,
относятся:
* выписка из бухгалтерского баланса (представляют
организации);
* выписка из книги продаж;
* выписка из книги учета доходов и расходов
и хозяйственных операций (представляют
индивидуальные предприниматели);
* копия журнала полученных и выставленных
счетов-фактур.
Следует учесть, что освобождение от обязанностей
налогоплательщика, связанных с исчислением
и уплатой НДС, не освобождает от обязанности:
* выписывать счета-фактуры на стоимость
реализуемых товаров (работ, услуг) в общеустановленном
порядке. При этом в выставляемых счетах —
фактурах сумма НДС не выделяется, а на
счете делается надпись «Без налога (НДС)»
(п.5 ст.168 НК РФ);
* ежемесячно представлять налоговые
декларации в целях контроля за показателями
выручки от реализации товаров (работ,
услуг);
* исполнять обязанности налогового агента
в соответствии со ст.161 НК РФ.
Если в течение периода, в котором налогоплательщики
используют право на освобождение (включая
период продления права на освобождение)
от исполнения обязанностей налогоплательщика,
сумма выручки от реализации товаров (работ,
услуг) без учета НДС за каждые три последовательных
календарных месяца превысит два млн.
рублей, а также если налогоплательщик
осуществлял реализацию подакцизных товаров
и (или) подакцизного минерального сырья
(в рамках всей деятельности организации
или индивидуального предпринимателя),
то налогоплательщики, начиная с первого
числа месяца, в котором имело место такое
превышение или осуществлялась реализация
вышеуказанных товаров, и до окончания
периода освобождения, утрачивают право
на освобождение. В связи с этим, начиная
с первого числа месяца, в котором утрачено
право на освобождение, возникает обязанность
исчислять и уплачивать налог в общеустановленном
порядке.
Объектом обложения НДС согласно статье
146 НК РФ являются следующие операции:
* реализация
товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации, в том числе и реализация залога,
передача товаров по соглашению о предоставлении
отступного, а также передача имущественных
прав;
* передача права
собственности на товары на безвозмездной
основе;
* передача
на территории Российской Федерации товаров
(работ, услуг) для собственных нужд, расходы
на которые не принимаются к вычету ( в
том числе через амортизационные отчисления)
при исчислении налога на прибыль организации;
* выполнение
строительно-монтажных работ для собственного
потребления;
* ввоз товаров
на таможенную территорию Российской
Федерации.
Не признаются реализацией товаров (работ,
услуг), а, следовательно, не подлежат обложению
НДС:
* операции, связанные
с обращением российской и иностранной
валютами;
* передача
основных средств, нематериальных активов
и иного имущества правопреемнику при
реорганизации предприятия;
* передача
имущества некоммерческим организациям
на осуществление уставной деятельности,
не связанной с предпринимательской деятельностью;
* инвестирование
имущества в уставный капитал хозяйственных
обществ, вклады по договору простого
товарищества, паевые взносы в фонды кооперативов;
* передача
имущества в пределах первоначального
взноса участнику хозяйственного общества
или товарищества при выходе из общества
или в случае выдела его доли из общей
собственности;
* передача
жилых помещений физическим лицам в домах
государственного или муниципального
жилищного фонда при проведении приватизации;
* передача
на безвозмездной основе объектов социально-культурного
и жилищно-коммунального назначения, а
также дорог, газовых и электрических
сетей и прочих подобных объектов органами
государственной власти и органами местного
самоуправления.
При определении объекта налогообложения
необходимо четко определить место реализации
товара (работ, услуг).
Местом реализации товаров, согласно статье
147 НК РФ, признается территория Российской
Федерации, если при наличии одного или
нескольких следующих обстоятельств:
* товар
находится на территории Российской Федерации
и не отгружается и не транспортируется;
* товар
в момент начала отгрузки или транспортировки
находится на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 148 НК РФ местом
реализации работ (услуг) признается территория
Российской Федерации, если:
* работы (услуги)
связаны непосредственно с недвижимым
имуществом (за исключением воздушных,
морских судов и судов внутреннего плавания,
а также космических объектов), находящимся
на территории Российской Федерации. К
таким работам (услугам), в частности, относятся
строительные, монтажные, строительно-монтажные,
ремонтные, реставрационные работы, работы
по озеленению, услуги по аренде;
* работы
(услуги) связаны с движимым имуществом,
находящимся на территории Российской
Федерации;
* работы
(услуги) связаны непосредственно с движимым
имуществом, воздушными, морскими судами
и судами внутреннего плавания, находящимися
на территории Российской Федерации. К
таким работам (услугам) относятся, в частности,
монтаж, сборка, переработка, обработка,
ремонт и техническое обслуживание;