Понятие налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:48, реферат

Описание

Целью исследования является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам исследования можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами исследования являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1.Характеристика налогов в Российской Федерации………………………6
1.1 Система и принципы налогового законодательства………………6
1.2 Понятие налогов и сборов…………………………………………..10
1.2.1 Федеральные налоги и сборы……………………………....12
1.2.2 Региональные налоги и сборы……………………………...13
1.2.3 Местные налоги и сборы…………………………………...14
1.3 Классификация налогов и сборов…………………………………..15
1.4 Субъекты и объекты налогообложения…………………………....18
1.5 Условия установления налогов и сборов…………………………..20
1.6 Налогоплательщики и плательщики сборов……………………….21
1.7 Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства…………………………………………………………26
2. Критический подход к существующим в РФ налогам и сборам………..29
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы и источников………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Понятие налогов и сборов.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

     Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в первую очередь - это налоговые ставки, льготы, способы обложения, санкции и т.д. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Государство, распределяя накопленный капитал, может стимулировать или сдерживать воспроизводство продукции различных отраслей. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Понятие налогов  и сборов 

     В экономической и юридической  литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.

     В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом  понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления* денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Ст. 209, 294-296 ГК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

     Налоги  зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и, как правило, обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определенные цели или являются платой за оказание плательщику каких-либо юридически значимых действий. Понятие «государственная пошлина» в НК РФ не раскрывается.

     Важнейшим признаком налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Французский ученый П.М. Годме указывал, что налог, возможность его взимания являются существенным выражением суверенитета государства. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке и в случае его неуплаты взыскивается в принудительном порядке. Установление и введение налогов и сборов относится к компетенции представительных органов государства или местного самоуправления.

     Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях, то есть в основных направлениях воздействия налогов и сборов на развитие общества и государства.

     Одной из основных функций налогов и  сборов является фискальная (от лат. слова fiscus - государственная казна). Реализация фискальной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами. Не менее важной функцией налогов и сборов является регулирующая. Налоги как экономический рычаг широко применяются для управления обществом. Они используются государством и органами местного самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для его сдерживания, с их помощью может регулироваться потребление населения и его доходы.

     Соотношение этих функций при взимании налогов и сборов зависит от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества, от установления отдельных видов налогов и сборов. В литературе отмечалось также, что налогам, как и другим финансовым категориям, свойственна функция контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов и иными сферами общественной жизни. В условиях становления рыночных отношений в России усилилось значение налогов как важнейшего инструмента государственного управления обществом. 

1.2.1 Федеральные налоги и сборы 

     Федеральные налоги и сборы устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и взимаются  в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем  в отношении регулирующих налогов  определенные права предоставлены не только федеральным органам, но и субъектам Федерации. В частности, по налогу на прибыль с юридических лиц определена ставка до 30%, которая распределяется между федеральным и региональными бюджетами 11% и 19% соответственно. В пределах закрепленной за ними ставки субъекты Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.

     Федеральные налоги и сборы:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль (доход) организаций;
  • налог на доходы от капитала;
  • единый социальный налог (взнос);
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • налог на пользование недрами;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • лесной налог;
  • водный налог;
  • экологический налог;
  • федеральные лицензионные сборы.

1.2.2 Региональные налоги и сборы 

     Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, устанавливаемых Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по конкретному региональному налогу. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации изменяются и отменяются законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах. Не могут устанавливаться налоги и сборы субъектов Российской Федерации, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

     Региональные  налоги и сборы:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость; дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.
 
 

1.2.3 Местные налоги и сборы 

     Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и  обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по конкретному местному налогу. Другие элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Не могут устанавливаться местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Местные налоги и сборы изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

     Местные налоги и сборы:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на рекламу;
  • налог на наследование или дарение;
  • местные лицензионные сборы.
 
 
 
 

1.3 Классификация налогов и сборов 

     Классификация налогов это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок, налоговых льгот и др. признаками. Прежде всего, налоги делятся на прямые и косвенные (по форме взимания).

     Прямые  налоги это налоги, взимаемые с  доходов или имущества налогоплательщика. У прямого налога субъект и  носитель налога одно лицо. К таким  налогам относятся, например, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий и физических лиц и др.

     Косвенные налоги это налоги на товары (работы, услуги), установленные в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Следовательно, косвенные налоги, в отличие от прямых налогов, непосредственно не связаны с доходами (стоимостью имущества) налогоплательщика.

     Прямые  налоги в свою очередь делятся  на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного  налогоплательщиком дохода (прибыли). Реальными налогами облагается не действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый его доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.).

     Закрепленные  и регулирующие налоги. Закрепленными  называют налоги, которые на длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного  бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины являются доходом федерального бюджета РФ. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. К таким налогам относятся, например, НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц. Распределение сумм регулирующих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.

     Общие и целевые налоги. В зависимости  от направления использования собранных  платежей налоги делятся на общие  и целевые. Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо нужды, кроме указанных в законе.

     Например, НДС, налог на прибыль это общие  налоги, а налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы это целевой налог, который уплачивают пользователи недр. Целевые налоги могут вводиться государством также в особых случаях. Например, как это было с налогом на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, средства которого расходовались на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, а также на оказание помощи многодетным семьям.

     Кроме того, налоги классифицируют по степени  компетенции органов законодательной  или представительной власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения их в действие, установления конкретных налоговых ставок, сроков уплаты, льгот и др. Они делятся на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти РФ. Они взимаются на всей территории страны. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся законодательными (представительными) органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления.

Информация о работе Понятие налогов и сборов