Понятие налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:48, реферат

Описание

Целью исследования является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам исследования можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами исследования являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1.Характеристика налогов в Российской Федерации………………………6
1.1 Система и принципы налогового законодательства………………6
1.2 Понятие налогов и сборов…………………………………………..10
1.2.1 Федеральные налоги и сборы……………………………....12
1.2.2 Региональные налоги и сборы……………………………...13
1.2.3 Местные налоги и сборы…………………………………...14
1.3 Классификация налогов и сборов…………………………………..15
1.4 Субъекты и объекты налогообложения…………………………....18
1.5 Условия установления налогов и сборов…………………………..20
1.6 Налогоплательщики и плательщики сборов……………………….21
1.7 Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства…………………………………………………………26
2. Критический подход к существующим в РФ налогам и сборам………..29
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы и источников………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Понятие налогов и сборов.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

     По  степени обложения выделяют три  группы налогов:

     -пропорциональные, когда тяжесть обложения изменяется  пропорционально росту доходов  или величины объекта. К этой  группе налогов относятся, например, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц (с 2001 года) и др.;

     -прогрессивные,  когда тяжесть налогообложения  возрастает с ростом размеров  дохода или другого объекта  налогообложения. К данной группе  относятся подоходный налог с  физических лиц (до 2001 года), налог с наследств или дарений;

     -регрессивные, когда тяжесть обложения снижается  с ростом дохода или иного  объекта обложения. 

     По  времени уплаты налоги бывают регулярные и разовые. Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог взимаются с определенной периодичностью. Уплата разовых (единовременных) налогов связана с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящего в собственность в порядке наследования или дарения. Приведенная классификация налогов означает, что в экономической литературе можно встретить распределение налогов и по другим признакам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4 Субъекты и объекты налогообложения 

     Субъект налогообложения - это лицо, на котором  лежит юридическая обязанность  уплатить налог за счет собственных  средств.

     С понятием "субъект налогообложения" тесно связано понятие "носитель налога" - лицо, которое несет тяжесть налогообложения в итоге.

     Налог уплачивается за счет собственных средств  субъекта налогообложения. Однако, от имени налогоплательщика налог  может быть уплачен и иным лицом (представителем).

     Важную  роль в налоговом праве играют экономические связи налогоплательщика  с государством, строящиеся на основе принципа постоянного местопребывания (резидентства). Налогоплательщиков подразделяют на резидентов (имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве) и нерезидентов (не имеющих в нем постоянного местопребывания). У резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

     Для юридических лиц существенное влияние  на порядок и размеры налогообложения  имеют организационно-правововая форма  предприятия, форма собственности, численность работающих на предприятии, а также вид хозяйственной деятельности. Например, малые предприятия имеют льготы по налогу на прибыль, НДС.

     В соответствии с ГК РФ (ст.128) к объектам гражданских прав относятся вещи (недвижимое и движимое имущество), включая ценные бумаги, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальная собственность, нематериальные блага.

     Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога, так как он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль и т.п.

     Согласно  существующего налогового законодательства Российской Федерации к объектам налогообложения относят: материальные объекты - это часть объектов материального  мира, имеющая стоимость и являющаяся предметом права собственности.

     Имущество физических и юридических лиц.

     Доходы  физических лиц.

     Прибыль юридических лиц.

     Наряду  с материальными существуют нематериальные объекты, которые также подлежат налогообложению.

     Нематериальные  объекты - это объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход. (Например, право пользования земельными участками и природными ресурсами, патенты, лицензии, «ноу-хау», авторские права и т.д.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5 Условия установления налогов и сборов 

     Налоговое законодательство о налогах и  сборах предусматривает общие условия  установления налогов и сборов, а  также определяет специальные налоговые  режимы.

     Общие условия. Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

     -объект  налогообложения; 

     -налоговая  база;

     -налоговый  период;

     -налоговая  ставка;

     -порядок  исчисления налога;

     -порядок  и сроки уплаты налога.

     Кроме того, в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

     Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов  и сборов в течение определенного  периода времени, применяемый в  случаях, установленных Налоговым  кодексом РФ и принимаемыми федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются Налоговым кодексом РФ.  
 
 
 
 

1.6 Налогоплательщики и плательщики налогов и сборов 

     Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица, обладающие и не обладающие предпринимательским статусом, и юридические лица (организации), на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

     Выделяют  следующие виды налогоплательщиков (плательщиков сборов):

     физические лица (налоговые резиденты РФ и налоговые нерезиденты РФ);

     организации (российские и иностранные). Налогоплательщики {плательщики сборов) - физические лица - это граждане России, иностранные  граждане и лица без гражданства (индивидуальные предприниматели и лица, не имеющие такого статуса), на которых возложена обязанность уплачивать

     соответственно  налоги или сборы.

     Индивидуальные  предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

     Физические  лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в  качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

     Физическими лицами - налоговыми резидентами России признаются физические лица вне зависимости от их гражданства, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Физические лица - нерезиденты - лица, находящиеся на территории нашей страны менее указанного срока. Поэтому, по общему правилу, требования по уплате налогов могут быть предъявлены к нерезидентам РФ лишь в части доходов, полученных из источников, находящихся на ее территории. Налогообложение же доходов, полученных нерезидентами из других источников, выходит за рамки компетенции РФ.

     Российские  организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. Такие зарубежные корпоративные юридические образования (компании, организации, фонды, фирмы и т.д.) уплачивают налоги в РФ, если они осуществляют свою деятельность в РФ через свои постоянные представительства, то есть если в России открыт филиал, офис, представительство, агентская сеть, развернута строительная площадка и т. д.

     В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

     Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

     Филиалом  является обособленное подразделение  юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т. ч. функции представительства.

     Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.

     Руководители  представительств и филиалов назначаются  юридическим лицом и действуют  на основании доверенности (ст. 185 ГК РФ).

       Налогоплательщики  (плательщики сборов) обладают правами: 

  • получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства РФ о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны;
  • требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц и др.

     В соответствии с положениями  ст. 23 НК РФ налогоплательщики (плательщики  сборов) обязаны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • предоставлять налоговому органу в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ, необходимую информацию и документы;
  • в течение 4-х лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

Информация о работе Понятие налогов и сборов