Понятие налогов, виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретические основы налогов.
1.1 Понятие налогов……….……………………………..………………..3
1.2 Виды налогов………………..…………………………………………6
1.3 Функции налогов………………………………………………………7
Глава II. Налогообложение. Анализ налогов.
2.1Принципы налогообложения…………………………………………..10
2.2 Кривая Лаффера…………………………………………………..……13
2.3 Анализ основных налогов……………………………………….…....20
Заключение………………………………………………………………….37
Список используемой литературы………………………………………………………………….38
Электронная литература…………………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Налоги курсовая 2курс.docx

— 133.60 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2

Глава I.  Теоретические основы  налогов.

1.1 Понятие  налогов……….……………………………..………………..3

1.2 Виды  налогов………………..…………………………………………6

1.3 Функции  налогов………………………………………………………7

Глава II. Налогообложение.  Анализ  налогов.

2.1Принципы  налогообложения…………………………………………..10

2.2 Кривая  Лаффера…………………………………………………..……13

2.3 Анализ  основных  налогов……………………………………….…....20

Заключение………………………………………………………………….37

Список  используемой  литературы………………………………………………………………….38

Электронная литература…………………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Право облагать налогом... —

 это не только право  уничтожать,

 но и право созидать.

Верховный суд США

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции  налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. В связи  с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства  и принципы ее организации и функционирования.

В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы  немало ценного и полезного. Но при  его использовании необходимо принимать  во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается  налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных  богатств, и даже психологические  установки и традиции населения.

Последние реформы показывают стремление Российского правительства к  коренному изменению ситуации в  стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное  распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение  в положительную сторону структуры  поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом  стало реальное снижение общей налоговой  нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего  продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических  лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых  органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как  бы велики ни были потребности государства  в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается  заранее, размеры налога и сроки  его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков. Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран.

ГлаваI. Теоретические  основы  налогов.

Понятие налога

Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней — федерального, субъектов Федерации, местного — осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

Основным видом государственных  доходов, как известно, являются налоги, поскольку именно они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в качестве рычагов государственного воздействия на экономику.

Основные положения о налогах  в Российской Федерации закреплены в ее Конституции. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, «каждый  обязан платить законно установленные  налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в нем. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые в обязательном порядке уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина в отличие от налога — это плата за оказанные плательщику какие-либо слуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Все налоги, сборы, пошлины и другие плательщики питают бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений является произведенный валовый внутренний продукт, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых резервов1, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Размеры отчислений составляют: в пенсионный фонд — 2,8% (кроме того, 1% уплачивается работником из его за-11-работ ной платы); в фонд социального страхования — 5,4%; в фонд занятости населения — 1,5%; в фонды обязательного медицинского страхования — 3,6% (0,2% в федеральный и 3,4% — в региональные фонды).

В Законе РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. не проводится четкой грани между налогами и другими  платежами (сборами, госпошлиной и  др.), взимаемыми в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетные фонды на условиях, определяемых законодательными актами. В соответствии с этим Законом совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему, основы которой в России и были законодательно оформлены в 1991 г.

В настоящее время налоговой  системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенных в налоге стимулирующего и регулирующего начал. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП, и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан по поводу формирования государственных финансов. Принятые нормативные акты по налогообложению охватывают все сферы коммерческой и некоммерческой деятельности как юридических, так и физических лиц (налогоплательщиков) на территории страны.

 

Основные  элементы  налога:

  1. Объект  налога – то,  что подлежит  налогообложению. 

Объектами налогообложения  являются:

-    прибыль (доход);

-    стоимость определенных товаров;

-    добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

-    имущество юридических и физических лиц;

-    дарение, наследование имущества;

-    операции с ценными бумагами;

-    отдельные виды деятельности;

-    другие объекты, установленные законом.

-    Существующие налоговые платежи и сборы можно разделить по объекту налогообложения на три группы:

-    налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

-    налоги с имущества (предприятий и граждан);

-    налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы и др.).

  1. Субъект  налога – физическое  или юридическое лицо,  на  которого    законом   возложено обязанность платить  налог.

    3.  Налоговая  ставка – величина  налога  на  единицу обложения.  Ставка  может быть  твердая (устанавливается в абсолютной  сумме на  единицу обложения)  или долевая (устанавливается в процентах к налогооблагаемой  сумме).   

В соответствии с действующим законодательством  все налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные (налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований) и местные.

Часть федеральных налогов и  один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Например, федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта Федерации. По трем федеральным налогам — гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет. Другая группа федеральных налогов — налог на добавленную стоимость, спец.налог, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц — являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый период (как правило, но на практике нормативы утверждаются и на квартал). Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственна в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь, представительный орган субъекта Российской Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.

Из налогов субъектов Федерации  один — налог на имущество юридических  лиц — равными долями зачисляется  в региональный и местные бюджеты. Остальные налоги распределяются в порядке, определяемом представительным органом власти субъекта Федерации. И наконец, поступления по местным налогам аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта налогообложения. Три местных налога — на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

4. Источники  налога – доход,  из  которого  уплачивается  налог (заработная  плата,  дивиденды,  прибыль и т.п.).   

5.Налоговые  льготы  –  полное  или  частичное  освобождение  от  уплаты  налогов,  льготы  могут  представляться  путем  установления  налогооблагаемого  минимума,  исключение  из  облагаемого  дохода  некоторых  расходов  или  определенных  видов  дохода  налогоплательщика,  уменьшение  налоговой  ставки,  предоставление  налогового  кредита  (отсрочки  от  уплаты  налогов).

 

Классификация  (виды)  налогов

  1. По  методом взимании  бывают:
    • прямые   налоги – взимаются  непосредственно  с  доходов  или  имущества  хозяйствующих   субъектов,  они  не  могут  быть  легко  переложены  теми,  кто  по  закону  выплачивает  налог  государству,  на  другие  лица  (подоходный  налог, налог  на  прибыль,  налог  на  недвижимость  и  т. п.);
    • косвенные  налоги – устанавливаются в виде  надбавок  к цене  товаров или тарифов на  услуги.  Они взимаются фактически  с потребителя,  хотя  плательщиком  налогов государству выступает торговое  или производственное  предприятие (налог на  добавленную  стоимость  (НДС),  акцизы  (налог  на  алкоголь,  табачные  изделия  и  т.п.),  таможенные   пошлины,  налог с продаж  (НСП)  и другие).   

    2.  В  зависимости  от  органа,  взимающего  налоги  и  распоряжающего  ими:

    • республиканские  налоги – взимаются  на  всей  территории  страны  по  одинаковым  правилам;
    • местные  налоги – устанавливаются и взимаются местными  органами  власти  (земельный налог,  налог на  имущество физических  лиц,  налог на  рекламу,  налог на  наследство);

3. По  назначению  бывают:

    • общие  налоги – налоги, которые обезличиваются  и   используются  для финансирования  общегосударственных затрат;
    • специальные  (целевые)  налоги – налоги,  имеющие строго  определенные  назначения  (взимаются для финансирования  заранее определенных  программ);

Информация о работе Понятие налогов, виды и функции