Понятие налогов, виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретические основы налогов.
1.1 Понятие налогов……….……………………………..………………..3
1.2 Виды налогов………………..…………………………………………6
1.3 Функции налогов………………………………………………………7
Глава II. Налогообложение. Анализ налогов.
2.1Принципы налогообложения…………………………………………..10
2.2 Кривая Лаффера…………………………………………………..……13
2.3 Анализ основных налогов……………………………………….…....20
Заключение………………………………………………………………….37
Список используемой литературы………………………………………………………………….38
Электронная литература…………………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Налоги курсовая 2курс.docx

— 133.60 Кб (Скачать документ)

Необходимо отметить, что разное назначение налоговых ставок по юридическим  и физическим лицам обусловило и  разные принципы их формирования. Если по юридическим лицам на первый план вышло развитие экономики через  принуждение к инвестиционной деятельности, то по физическим лицам главной функцией налоговых ставок по-прежнему выступает  фискальная их роль на основе справедливого  налогообложения.

Справедливость в налогообложении  физических лиц в большинстве  стран все больше оценивается  не по тому, кто, сколько платит по налогам, а по тому, сколько средств у налогоплательщика остается после их выплаты. То есть с повышением доходов физических лиц налогообложение строится так, что после выплаты налогов у налогоплательщика с более высокими доходами доля в них расходов на удовлетворение основных нужд (питание, одежда, жилье) должна сокращаться, а доля свободных средств увеличиваться. Ориентиром при установлении данных долей является соотношение доходов между 10% самых богатых и 10% самых бедных. Этот ориентир сегодня задают скандинавские страны - он составляет здесь 6-9-кратную величину.

Теория Лаффера имеет как своих сторонников, так и противников. Обе дискутирующих группы находят в практике налогообложения, как подтверждения, так и опровержения постулатам Лаффера, причем иногда даже основанным на одних и тех же событиях. Ниже мы приводим доводы обеих «противоборствующих» групп.

 

    Анализ  основных  налогов

Налог на прибыль

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов служит налог  на прибыль предприятий и организаций. За пять с половиной лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов.

Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий  и организаций". Налог является прямым, его сумма зависит от конечного  финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики - все предприятия  и организации, в том числе  и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая  предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России.

Объектом обложения является валовая  прибыль, уменьшенная (или увеличенная) в соответствии с положениями  Закона "О налоге на прибыль предприятий  и организаций". Валовая прибыль  представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества  предприятия и доходов от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой без  налога на добавленную стоимость  и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость  продукции. Перечень затрат, включаемых в себестоимость, установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Предприятия и организации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы.

При определении прибыли от реализации основных фондов или другого имущества  учитывается превышение продажной  цены над первоначальной или остаточной стоимостью фондов или имущества, увеличенной  на индекс инфляции.

В состав доходов от внереализационных  операций включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды  по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и пр. Сюда же входят суммы  средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (так называемая финансовая помощь).

Для целей налогообложения валовая  прибыль уменьшается на суммы  рентных платежей, вносимых в бюджет из прибыли; доходов от долевого участия  в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами  Российской Федерации; доходов казино, видео салонов, от проката видео- и аудиокассет, от игровых автоматов  с денежным выигрышем; прибыли от проведения массовых зрелищных мероприятий, прибыли от посреднических операций и сделок. Перечисленные виды налогов облагаются отдельно. Бюджетные учреждения и некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, вносят налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

При исчислении прибыли для целей  налогообложения наиболее важно  правильно определить себестоимость  продукции (работ, услуг). Опыт работы Государственной  налоговой инспекции по г. Новосибирску свидетельствует, что именно здесь  финансовыми и бухгалтерскими службами предприятий допускается наибольшее количество ошибок, выявляемых при  документальных проверках. Здесь же допускают умышленные искажения  те, кто пытается уйти от налогообложения, ведь любое завышение себестоимости  снижает базу обложения налога на прибыль. Не все фактические затраты, произведенные предприятием, можно  включать в себестоимость продукции (работ, услуг). Некоторые виды затрат можно производить только из прибыли, остающейся в распоряжении организации  после уплаты налогов. Некоторые  затраты включаются в себестоимость, но не целиком, а лишь в пределах утвержденных нормативов. Примером последних  являются командировочные расходы, представительские расходы и  т. п. В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

  • затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией производства;
  • затраты, связанные с использованием природного сырья, земель, древесины, воды и т. д.;
  • затраты на подготовку и освоение производства;
  • затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, с улучшением качества продукции;
  • затраты на проведение опытно-экспериментальных работ, изобретательскую и рационализаторскую работу;
  • затраты по обслуживанию производственного процесса.

Сюда входят расходы по обеспечению  производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментами и пр., по поддержанию в рабочем состоянии  основных производственных фондов - технический  осмотр, ремонт, по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований, нормальных условий труда и техники  безопасности;

  • текущие затраты, связанные с эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, фильтров, золоуловителей, расходы по очистке сточных вод, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, другие виды текущих природоохранных затрат. Особо надо сказать о платежах за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в природную среду. За предельно допустимые выбросы платежи осуществляются за счет себестоимости продукции, а за их превышение - за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов;
  • затраты, связанные с управлением производством. Сюда относится содержание аппарата управления, включая материально-техническое и транспортное обслуживание его деятельности, а также содержание и обслуживание технических средств управления; вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и т. д., расходы на командировки, оплата информационных, консультационных и аудиторских услуг, услуг сторонних организаций по управлению производством, если штатным расписанием не предусмотрены какие-либо функциональные службы, представительские расходы. В состав себестоимости из числа расходов на управление нельзя включать затраты, связанные с ревизией финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, проводимой по инициативе одного из участников или собственников этого предприятия. Не включаются также затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления, это ложится на собственную прибыль;
  • затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
  • затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, где отсутствует транспорт общего пользования;
  • выплаты, предусмотренные законодательством о труде;
  • отчисления на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости, в фонд обязательного медицинского страхования, в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;
  • платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательством. Платежи по кредитам сверх этих ставок относятся на финансовые результаты;
  • оплата услуг кредитных учреждений по выдаче сотрудникам заработной платы, осуществлению торгово-комиссионных (факторинговых) операций;
  • затраты, связанные со сбытом продукции: упаковка, хранение, погрузка, транспортировка, реклама в пределах установленных норм, участие в выставках, ярмарках и т. д.;
  • затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемые в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений на полное восстановление;
  • износ по нематериальным активам;
  • налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

Помимо некоторых видов затрат, отмеченных выше, не подлежат включению  в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы, не связанные непосредственно  с производством продукции. Это  работы по благоустройству территории, оказанию помощи сельскому хозяйству, строительству, оборудованию и содержанию культурно-бытовых объектов, оказанию помощи или участию в деятельности других предприятий и организаций.

Современное предприятие может  не только получать доходы в иностранной  валюте, но и нести расходы в  валюте. Они в пределах перечисленных  выше статей учитываются в составе  себестоимости продукции. Основной вопрос здесь - определить точно день расходов, так как они тоже пересчитываются  в рубли по курсу Центробанка. При приобретении за иностранную  валюту материальных ценностей берется  курс Центробанка на дату оприходования  их в бухгалтерском учете, а при  импортных операциях датой служит день составления грузовой таможенной декларации. Расходы по оплате каких-либо выполненных для предприятия  работ или услуг, произведенные  в иностранной валюте, пересчитываются  в рубли по курсу на дату составления  актов принятия работ (услуг). Если в  иностранной валюте выплачена заработная плата, берется курс валют на последний  календарный день того периода, за который  она начислена. Затраты, произведенные  за счет средств, выданных под отчет, пересчитываются в рубли по курсу, установленному на день утверждения  авансового отчета.

За пять лет ставка налога на прибыль  предприятий и организаций несколько  раз претерпевала изменения. Первоначально  при принятии соответствующего Закона она была установлена в размере 32%, а для посреднической деятельности - 45%. Так она функционировала в 1992-1993 гг. Напомним, что кредитные  учреждения платили вместо налога на прибыль налог на доходы банков. В 1994 г. и ставки, и механизм взимания налога на прибыль подверглись переменам. Налог на доходы банков был отменен  и кредитные учреждения стали  вносить в бюджет налог на прибыль. Этот налог как бы раздвоился и  стал состоять из двух частей: федеральной и региональной. Было установлено, что 13% прибыли любого предприятия независимо от формы собственности и подчиненности поступает в федеральный бюджет. Региональные власти могут установить налог еще в пределах 25%. Если они не примут решения, то налог на прибыль в региональные и местные бюджеты взимается по ставке 22%. Таким образом, для предприятия данный налог повысился с 32% в 1993 г. до 35-38% в 1994 году. В следующем году произошли новые уточнения. Теперь законодательные органы субъектов Федерации могут устанавливать ставку налога на прибыль не выше 22%. Практически повсеместно в Российской Федерации общая ставка налога составляла 35% (13+22). Более высокие ставки применяются к банкам, биржам, брокерским конторам и прибыли от посреднической деятельности. Для них ставка регионального налога была установлена на уровне 30%, а общая ставка -до 43%.

Федеральным Законом от 31 марта 1999 года № 62-ФЗ "О внесении изменений  и дополнении в Закон РФ "О  налоге на прибыль предприятий и  организаций" изменены ставки налога на прибыль. С 1 апреля 1999 года ставка налога на прибыль, зачисляемая в федеральный  бюджет, установлена в размере 11%.

В бюджеты субъекты Российской Федерации  налог на прибыль предприятий  и организаций зачисляется по ставкам, установленным законодательными (представительными) органами субъектов  Российской Федерации, в размере  не свыше 19%.

Предприятия, получающие прибыль от посреднических операций и сделок, страховщики, биржу, брокерские конторы, банки уплачивают налог на прибыль  в размере не свыше 28%.

Сумма прибыли, полученная за пределами  Российской Федерации, включается в  общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению. В состав затрат, имевших  место для получения дохода за границей, включается и сумма уплаченного  там налога на прибыль. Но при этом размер засчитываемой суммы не может  превышать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации  по прибыли, полученной за границей.

Налог на прибыль предприятий и  организаций, оставаясь сугубо федеральным, играет важную роль в регулировании  всей бюджетной системы страны. С  самого начала он был определен в  качестве регулирующего источника  доходов. Отчисления от него направлялись в бюджеты субъектов Федерации  и местные бюджеты по расчетам Минфина России. А затем нормативы  были узаконены, региональные власти получили широкие полномочия в установлении своей части налога. Эти полномочия касаются и налоговых льгот. В  настоящее время налог на прибыль  стоит на первом месте среди доходных статей регионов.

Закон "О налоге на прибыль предприятий  и организаций" предусматривает  большое количество налоговых льгот. Это подвергается нападкам, частично справедливым, со стороны авторов  проекта Налогового Кодекса РФ. Мы рассмотрим здесь только льготы, установленные  федеральным законодательством. Но представительные органы субъектов  Федерации могут вводить свои налоговые льготы в части, поступающей  в их бюджеты. Льготы не могут предоставляться  отдельным конкретным налогоплательщикам. Их можно применить только к категориям предприятий исходя из приоритетов  экономического и социального развития регионов. В этом отношении российское законодательство переняло, хотя и  не сразу, американский опыт.

Итак, пока в соответствии с требованиями будущего Налогового Кодекса льготы не отменены, облагаемая прибыль уменьшается  на суммы:

Информация о работе Понятие налогов, виды и функции