Понятие налогов, виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретические основы налогов.
1.1 Понятие налогов……….……………………………..………………..3
1.2 Виды налогов………………..…………………………………………6
1.3 Функции налогов………………………………………………………7
Глава II. Налогообложение. Анализ налогов.
2.1Принципы налогообложения…………………………………………..10
2.2 Кривая Лаффера…………………………………………………..……13
2.3 Анализ основных налогов……………………………………….…....20
Заключение………………………………………………………………….37
Список используемой литературы………………………………………………………………….38
Электронная литература…………………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Налоги курсовая 2курс.docx

— 133.60 Кб (Скачать документ)
  • направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения в отраслях материального производства и в жилищное строительство во всех отраслях;
  • в размере 30% от капитальных вложений на природоохранные мероприятия;
  • затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат при долевом участии в содержании данных объектов.

Следует иметь в виду, что затраты  принимаются - не полностью по фактическим  расходам, а в соответствии с нормативами, утвержденными местными органами государственной  власти:

  • взносов на благотворительные цели в пределах 5% облагаемой налогом прибыли;
  • направленные государственными предприятиями на погашение государственного целевого кредита.

Кроме этого, льготируется основная деятельность государственных предприятий связи и образовательных учреждений.

Ставка налога на прибыль уменьшается  в два раза, если на предприятии  инвалиды и пенсионеры составляют не менее 70% среднесписочной численности.

Если предприятие по данным годового бухгалтерского отчета получило убыток, то освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его  покрытие в течение последующих  пяти лет при условии полного  использования на эти цели средств  резервного фонда.

С 1997 г. предоставлена налоговая  льгота товариществам - собственникам  жилья, жилищно-строительным кооперативам по уменьшению налогооблагаемой прибыли  на суммы, направленные на обслуживание и ремонт жилья и нежилых помещений, инженерное оборудование жилых домов.

Значительные льготы по налогу на прибыль предоставляются малому бизнесу. При введении в действие Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" было предусмотрено, что помимо общих льгот в первые два года после регистрации не уплачивают налог малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система предлагает замену уплаты подоходного налога на доход  от предпринимательской деятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Упрощенная система функционирует  наряду с принятой ранее системой. Их выбор всецело принадлежит  налогоплательщику.

Применить упрощенную систему имеют  право организации, численность  которых не превышает 15 человек. В  это количество включаются работающие в филиалах, работающие по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера.

Объектом обложения единым налогом  устанавливается совокупный доход  или валовая выручка. При его  определении принцип добровольности уже отсутствует. Выбор объекта  предоставляется органу государственной  власти субъекта Федерации.

При обложении совокупного дохода в федеральный бюджет налог зачисляется  по ставке 10%, в региональный бюджет налог может быть установлен в  пределах 20%. Если объектом обложения  служит валовая выручка, то в федеральный  бюджет направляется 3,33% от ее суммы, в  региональный бюджет может быть установлена  ставка до 6,67%.

Стоимость патента индивидуальных предпринимателей устанавливается  государственным органом субъекта Федерации и полностью идет в  региональный бюджет.

Конечно, выбор прибыли в качестве основного объекта налогообложения  достаточно обоснован. Сущность налога состоит в распределении прибавочной  стоимости между предприятием и  государством. К экономической категории  прибавочной стоимости ближе  всего категория прибыли. В западных странах налогом чаще всего облагается именно прибыль компании. Вся система  учета построена на взимании налога на прибыль. Пока к этому добавлялась  функция регулирования фондов оплаты труда, мы твердо склонялись к тому, чтобы сохранить именно налог  на прибыль и не ломать сложившуюся  систему. Утрата данной функции существенно  облегчает возможности уклонения  от налогообложения, затрудняет налоговый  контроль. Подобные соображения заставляют задуматься о возможности замены объекта обложения на доход предприятия. Но хотелось бы подчеркнуть, что практическое решение вопроса требует глубокой проработки всех последствий не только для бюджета, но и для различных  категорий плательщиков, то есть для  экономики страны в целом.

В прибыль от реализации основных фондов теперь входит и прибыль, полученная от реализации земельных участков. Отрицательный результат от реализации основных фондов и нематериальных активов  не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Расширен перечень средств предприятий, не подлежащих обложению налогом  на прибыль. К ним относятся средства, полученные в порядке безвозмездной помощи от иностранных государств в соответствии с межправительственными соглашениями; средства, полученные приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов; средства, передаваемые между основными и дочерними предприятиями, если доля основного предприятия превышает 50% в уставном капитале дочерних предприятий.

Начиная с 1997 г. изменился порядок  взимания налога на прибыль. Точнее, право  его изменить предоставлено налогоплательщикам за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных  юридических лиц. Остальные предприятия  по желанию или сохраняют старый порядок уплаты авансовых платежей с квартальными перерасчетами или  могут перейти на ежемесячную  уплату в бюджет налога исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц. В этом случае месячные расчеты налога на прибыль представляются предприятиями в налоговые инспекции не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, а налог вносится не позднее 25 числа того же месяца. До введения данной меры авансовые платежи вызывали большое количество нареканий со стороны предпринимателей.

С другой претензией: налог чрезвычайно  высок и носит лишь фискальный характер - согласиться трудно. Достаточно сопоставить ставку российского  налога (30%) со ставками, действующими в  различных странах, чтобы убедиться, что наш налог в основном отвечает общемировому уровню.

Налог на добавленную стоимость

С 1992 г. в России одним из двух основных федеральных налогов стал налог  на добавленную стоимость (НДС). Налог  представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как  разница между стоимостью реализованных  товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых  цен и тарифов без включения  в них налога на добавленную стоимость. В облагаемый оборот включаются также  суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализуемые ими  товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли; суммы авансовых  и иных платежей, поступивших в  счет предстоящих поставок товаров  или выполнения работ (услуг) на расчетный  счет, и суммы, полученные в порядке  частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары.

При обмене товарами, при их передаче безвозмездно или с частичной  оплатой, а также при их реализации по ценам не выше себестоимости облагаемый оборот определяется исходя из рыночных цен, определенных с учетом фактической  себестоимости и прибыли, исчисленной  по предельному уровню рентабельности, установленному Правительством РФ для предприятий-монополистов. При использовании внутри предприятия товаров собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, за основу определения облагаемого оборота принимается стоимость этих или аналогичных товаров, исчисленная по применяемым ценам, а при их отсутствии - из фактической себестоимости. При изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов облагаемым оборотом является стоимость их обработки.

У предприятий розничной торговли облагаемый оборот при реализации товаров  определяется в виде разницы между  ценами их реализации и ценами, по которым  они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную  стоимость. Аналогично определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров. Для строительных, строительно-монтажных  и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных  работ, принятых заказчиком.

Исчисление налога на добавленную  стоимость по данным видам работ  производится исходя из сумм, учитываемых  по счетам реализации.

В налогооблагаемую базу по импортируемым  товарам включаются таможенная стоимость  товара, таможенная пошлина, а по подакцизным  товарам - и сумма акциза.

Для расчета НДС из общего объема реализации продукции вычитается стоимость  закупок у поставщиков. Сумма  налога определяется как разница  между суммами налога, полученными  от покупателей за реализованную  продукцию (товары, услуги), и суммами  налога, уплаченными поставщикам  за материальные ресурсы и услуги, стоимость которых относится  на издержки производства. Подобная база обложения достаточно стабильна.

Как видим, НДС является косвенным  налогом на потребление. Налог взимается  в тот момент, когда совершается  акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения  на всех стадиях производства и обращения  с реальным участием каждого из звеньев  в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в  бюджет.

От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги); услуги пассажирского  транспорта; квартирная плата; некоторые  финансовые операции, патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства отдельных предприятий общественного  питания, а также тех, кто обслуживает  социальную сферу; услуги в сфере  образования; научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги; продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной  оплаты труда; изделия народных художественных промыслов; некоторые виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную  стоимость" были установлены нормы, несколько изменяющие порядок взимания НДС.

Внесены изменения в определение  облагаемого оборота для заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и  других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров (за исключением  товаров розничной торговли и  общественного питания). С мая 1995 г. указанные предприятия определяют оборот, облагаемый НДС, на основе стоимости  реализуемых товаров, исходя из применяемых  продажных цен, и рассчитывают сумму  налога в виде разницы между суммой НДС, полученной от покупателей, и суммой НДС, уплаченной поставщикам товаров, то есть не с суммы наценки, надбавки и т. д., как было установлено ранее. При реализации товаров (за исключением  розничной торговли) по договорам  комиссии и поручения оборот, облагаемый НДС, определяется также на основании  продажной цены товара.

По вышеуказанным предприятиям торговли предъявляются к зачету (возмещению из бюджета) суммы НДС  по товарам, приобретаемым для перепродажи, по мере их оплаты поставщикам независимо от факта реализации товаров. Уплата НДС с авансов, полученных ими  под поставку товаров, производится со всей суммы авансов и предварительных  оплат.

Созданы равные условия для предпринимательской  деятельности отечественных и иностранных  предприятий. На российского налогоплательщика  возложена ответственность по уплате НДС за иностранное предприятие, не зарегистрированное в российских налоговых органах, но реализующее  на территории Российской Федерации  товары (работы, услуги), облагаемые НДС. Уплата налога производится за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию  или лицу, указанному этим иностранным  предприятием, и вносится в бюджет в той валюте, в которой производится платеж. После уплаты НДС за иностранное  предприятие российское предприятие  имеет право обратиться в установленном  порядке за возмещением сумм НДС, уплаченных им на территории России при  осуществлении своей предпринимательской  деятельности.

Налог на добавленную стоимость  предполагалось целиком направлять в федеральный бюджет. Но вскоре пришлось принять решение передать часть его регионам. В настоящее  время 85% от общей суммы налога направляется в федеральный бюджет, 9% - в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и 6% - в местные бюджеты.

Кстати, мировой опыт свидетельствует, что косвенный налог на потребление (НДС или налог с продаж) чаще всего служит региональным налогом. Например, в США налог с продаж - это один из основных финансовых источников штатов, отчисления, от которого получают и города. Теперь и у нас НДС фактически превратился в регулирующий источник доходов. Значительные отчисления от него направляются в бюджеты субъектов Федерации. По многим из них норматив составляет 50% и выше.

Информация о работе Понятие налогов, виды и функции