Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:41, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировав ряд источников, определить понятия налога, налоговой системы и изучит налог на прибыль.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить историческую справку;
- сформулировать сущность и функции налогов;
- изучить элементы налогообложения;
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения 5
1. 1. Краткая историческая справка 5
1.2. Нормативное регулирование налогообложения в России 7
1.3. Элементы налогообложения 9
1.4. Налоговая политика Российской Федерации 12
2. Порядок исчисления и уплаты налога 14
2.1. Элементы налогообложения 14
2.2. Порядок расчета 16
2.3. Практические задания 18
Заключение 21
Список используемой литературы 24
- разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ и т.д.
Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке.
В статье 3 НК РФ излагаются принципиальные начала законодательства о налогах и сборах, отражающие классические принципы налогообложения: справедливость, определенность, удобство и экономичность.
В соответствии со статьей 5 НК РФ акты
законодательства о налогах вступают
в силу не ранее чем по истечении
одного месяца со дня их официального
опубликования и не ранее 1-го числа очередного
налогового периода по соответствующему
налогу, а акты законодательства о сборах
- не ранее чем по истечении одного месяца
со дня их официального опубликования,
за исключением случаев, приведенных ниже.
ФЗ, вносящие изменения в НК РФ в части
установления новых налогов и сборов,
а также акты законодательства о налогах
и сборах субъектов РФ и нормативные правовые
акты представительных органов муниципальных
образований, вводящие налоги, вступают
в силу не ранее 1 января года, следующего
за годом их принятия, но не ранее одного
месяца со дня их официального опубликования.
Круг участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с 2007 года определен достаточно точно и четко, к ним отнесены только лица, выступающие в этой роли в соответствии с НК РФ.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст.9 НК РФ в настоящее время являются:
- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
- налоговые органы;
- таможенные органы.
1.3. Элементы налогообложения.
Элементы налога – это принципы, правила, категории и термины, которые закрепляются в нормативных актах и применяются для осуществления налогообложения.
В пункте 1 ст. 17 НК РФ говорится, что «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения». Данной статьей предусмотрено обязательное наличие следующих элементов налога:
1) Налогоплательщик — это организация или человек, на которого законодательно возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (ст. 19 НК РФ). При определении какого-либо лица, юридического или физического, как налогоплательщика необходимо различать резидентов и нерезидентов, чье правовое определение в национальных налоговых законодательствах отличается конкретностью признаков.
2) Объект налогообложения — это те действия, события или состояния, участие в которых переводит организацию или гражданина в разряд налогоплательщиков. Видами объектов налогообложения могут выступать «операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога» (п. 1 ст. 38 НК РФ).
По каждому существующему налог
3) Налоговая база — понятие количественное. Она представляет собой «стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения» (п. 1 ст. 53 НК РФ); порядок ее определения по каждому виду налога устанавливается отдельно. Четкое и однозначное обозначение налоговой базы необходимо для исчисления налога, но непосредственно она не является обстоятельством, порождающим обязанность уплаты налога. Так, наличие у подакцизных товаров стоимости не является фактом, обусловливающим необходимость перечислить в бюджет сумму акциза. Обязанность по уплате возникает в связи с определенными в законе действиями налогоплательщика.
4) Налоговый период — «календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате» (п. 1 ст. 53 НК РФ). К примеру, по налогу на прибыль налоговым периодом является год, а по налогу на добавленную стоимость — месяц или квартал.
Налоговый период не следует путать с отчетным, т.е. с термином, обозначающим срок подведения итогов (окончательных или промежуточных), составления и предоставления в налоговый орган отчетности. Сложность кроется в том, что зачастую данные понятия совпадают: по налогу на добавленную стоимость налоговый и отчетный периоды равны календарному месяцу, а для налогоплательщиков с ежемесячной выручкой, не превышающей двух миллионов рублей, налоговый и отчетный период определены как квартал. В то же время по ряду налогов отчетность должна представляться несколько раз в течение одного налогового периода.
5) Ставка налога «представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы» (п. 1 ст. 53 НК РФ). По методу установления различают ставки твердые, или специфические (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога независимо от полученного плательщиком размера дохода. Существуют три вида процентных (долевых) ставок:
- пропорциональные (устанавливаются в виде единого фиксированного процента к объекту обложения независимо от его величины);
- прогрессивные (процент изъятия возрастает по мере роста величины объекта обложения);
- регрессивные (процент уменьшается по мере роста облагаемой базы).
Иногда устанавливаются
6) Порядок исчисления устанавливается конкретно по каждому виду налога. Согласно ст. 52 НК РФ сумма налога может быть исчислена налогоплательщиком самостоятельно, налоговым органом или налоговым агентом. К примеру, по налогу на добавленную стоимость или по налогу на прибыль организаций именно на налогоплательщика возлагается обязанность по определению (исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот) суммы, подлежащей уплате в бюджет. Налог же на доходы физических лиц исчисляет налоговый агент.
7) Основные положения порядка и сроков уплаты налогов и сборов обозначены в ст. 57 и 58 НК РФ:
- сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно на ступить или произойти (п. 3 ст. 57 НК РФ);
- в случаях когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ);
- уплата налога производится разовой
уплатой всей суммы
налога либо в ином порядке, предусмотренном
настоящим Кодексом и другими актами законодательства
о налогах и сборах (п.1 ст.58 НК РФ);
- уплата налогов производится в наличной
или безналичной
форме (п. 3 ст. 58 НК РФ);
- подлежащая уплате сумма налога уплачивается) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Налогового Кодекса Российской Федерации при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
1.4. Налоговая политика России
Налоговая политика – совокупность конкретных мероприятий государства в области налогообложения. Эта политика является составной частью финансовой политики. Основными задачами налоговой политики являются: обеспечение государства финансовыми ресурсами; регулирование экономики; решение социальных задач.
Существуют различные типы налоговой политики.
Политика максимальных налогов характеризуется тем, что в начале поступления в бюджет они возрастают, а потом начинают снижаться.
Политика разумных налогов способствует развитию предпринимательства, но при этом поступления в бюджет сокращаются, что может привести к сокращению социальных программ.
Политика, характеризующаяся достаточно высоким уровнем налогообложения, но при значительной социальной защите населения.
В России используется первый тип налоговой политики. Она осуществляется через налоговый механизм, который включает: планирование налогов; организацию взимания налогов; стимулирование взимания налогов; налоговый контроль.
Существовавшая в России до принятия Налогового кодекса налоговая система имела ряд недостатков:
- фискальный подход к налогообложению;
- высокий уровень налогообложения;
- большое количество налогов, сборов и пошлин;
- нестабильность налоговой системы;
- сложность методики исчисления налогов;
- неоправданно широкие права налоговых органов;
- нечеткость законов в области налогообложения;
- нечеткое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами власти в области налогообложения;
- неурегулированность законодательно вопроса о налоговом контроле;
- отсутствие четкого определения экономических стимулов, ориентирующих налогоплательщиков на уплату налогов в полном объеме и др.
Основные направления налоговой реформы вытекают из необходимости устранения вышеперечисленных недостатков: построение единой стабильной налоговой системы; сокращение числа налогов; консолидация в федеральном бюджете внебюджетных фондов с сохранением их целевого характера; новый понятийный аппарат; отмена «оборотных налогов», т. е. налогов, исчисляемых от объема выручки; облегчение налогового бремени; увеличение собираемости налогов; развитие налогового федерализма; сокращение числа льгот; установление процедурных и процессуальных норм; пересмотр состава налоговых нарушений и штрафов за них; внесение изменений в порядок исчисления отдельных налогов; перенос центра тяжести в уплате налогов с юридических на физических лиц; отказ от взимания тех налогов, уплату которых трудно контролировать; изменение структуры налогов. Необходим постепенный отказ от налогов на прирост доходов, прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости; перенесение тяжести налоговой нагрузки с менее обеспеченных слоев населения на богатую часть населения, что создаст основу для социально ориентированной экономики, создание условий, делающих выгодным платить налоги, а не экономить на их неуплате.
Попытка сразу построить в РФ налоговую систему, характерную для стран с развитой рыночной экономикой, не удалась. Необходимо дальнейшее совершенствование налоговой системы России. Налоговая политика должна стать отражением идеологии стабильного и уверенного развития российской экономики.
2. Порядок исчисления
и уплаты налога.
2.1. Элементы налогообложения.
Элементы налогообложения: российские организации; иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
1) Объект налогообложения: прибыль, полученная налогоплательщиком для российских организаций, прибыль=доходы-расходы, для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через представительства – прибыль – объект налогообложения без представительства ин. Орган – все доходы облагаются налогом (ставка, 20%). Когда организация осуществляет несколько видов деятельности – налоговый учет осуществляется по каждому виду деятельности отдельно.
2) Налоговая база – денежное выражение прибыли.
3) Ставка налога – 24%. В федеральный бюджет – 6,5%, в бюджет субъектов РФ – 17,5%, 26% - для организаций, реализующих продукцию, 9% - на доходы в виде дивидендов, 15% с доходов дивидендов иностранных организаций от участия в российской компании.
Прибыль получена ЦБ – 24%, если не связана с законной деятельностью, связанная с законной деятельностью – не облагается налогом.
4) Налоговый период – календарный год.
Отчетный период – I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года. По истечении квартала – начисленная сумма налога подлежит уплате в бюджет.
Если иное не установлено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.