Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:20, контрольная работа
Развитие налогового законодательства привело к принятию кодифицированного акта, включающего в себя основные принципы и нормы, на которых строится налоговая система. Налоговые органы превратились в достаточно сильную и грамотную структуру и, что особенно радует, продолжают учиться и совершенствовать свою деятельность. Налогоплательщики тоже не стоят на месте, приобретают налоговые знания и применяют их на практике.
Введение 3
1 Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц 4
1.1 Защита прав налогоплательщиков в административном порядке 5
1.2 Защита прав налогоплательщиков в судебном порядке 7
1.3 Обращение в Конституционный суд Российской Федерации 9
2 Налоговые споры, связанные с исками, предъявляемыми налогоплательщиками 10
2.1 Иски об обжаловании действий (бездействия) и об обязанности совершить действие 10
2.2 Иски об обжаловании бездействия налогового органа, выразившегося в отказе внести в лицевые счета налогоплательщика записи об уплаченных налогах, и об обязанности внести такие записи 11
2.3 Иски о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов 12
2.4 Иски, связанные с налогом на добавленную стоимость (о возмещении налога на добавленную стоимость, об освобождении от обязанностей налогоплательщика). "Экспортный" НДС 14
2.5 Иски об обжаловании действий, связанных с отказом в постановке на налоговый учет 15
2.6 Иски о зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов 17
Заключение 19
Список использованных источников и литературы 20
Содержание
Введение 3
1 Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц 4
1.1
Защита прав
1.2
Защита прав
1.3 Обращение в Конституционный суд Российской Федерации 9
2
Налоговые споры,
связанные с исками,
предъявляемыми
2.1 Иски об обжаловании действий (бездействия) и об обязанности совершить действие 10
2.2 Иски об обжаловании бездействия налогового органа, выразившегося в отказе внести в лицевые счета налогоплательщика записи об уплаченных налогах, и об обязанности внести такие записи 11
2.3 Иски о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов 12
2.4
Иски, связанные с
налогом на добавленную
стоимость (о возмещении
налога на добавленную
стоимость, об
освобождении от
обязанностей
2.5 Иски об обжаловании действий, связанных с отказом в постановке на налоговый учет 15
2.6 Иски о зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов 17
Заключение 19
Список использованных источников и литературы 20
Арбитражная практика по налоговым спорам достаточно обширна и интересна как с точки зрения применения законодательства о налогах и сборах, так и с процессуальной точки зрения.
Развитие налогового законодательства привело к принятию кодифицированного акта, включающего в себя основные принципы и нормы, на которых строится налоговая система. Налоговые органы превратились в достаточно сильную и грамотную структуру и, что особенно радует, продолжают учиться и совершенствовать свою деятельность. Налогоплательщики тоже не стоят на месте, приобретают налоговые знания и применяют их на практике.
Судебное
рассмотрение налоговых споров является
гарантией защиты и обеспечения
баланса интересов всех участников
налоговых правоотношений и государства.
При этом следует иметь в виду
и тот факт, что, хотя судебный прецедент
в силу традиций нашей правовой системы
не является источником права, состоявшиеся
судебные акты, особенно высших судебных
инстанций, оказывают существенное
воздействие на практику. Это относится
как к применению норм материального
права, собственно законодательства о
налогах и сборах, так и к
применению норм арбитражного процессуального
права.
Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками могут приобретать конфликтный характер, обусловленный противоречиями между финансовыми интересами государства, с одной стороны, и налогоплательщиками – с другой. Поскольку налогообложение ограничивает право собственности гражданина (ст. 35 Конституции РФ), предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав - необходимое условие демократической налоговой системы.
Защита прав налогоплательщиков — это совокупность всех юридических, идеологических, материальных гарантий, установленных в рамках налоговой системы государства. Они должны обеспечить соразмерность ограничений прав конкретного налогоплательщика и интересов общества в целом. В узком смысле под защитой прав налогоплательщика понимается обращение в те или иные государственные органы для рассмотрения законности и обоснованности действий (бездействия) налоговых органов по отношению к данному налогоплательщику.
В теории права традиционно выделяют следующие формы нарушенных прав: судебная форма защиты, защита прав в административном порядке и с помощью конституционного судопроизводства. Право налогоплательщика и налоговых агентов на обжалование решений налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц установлено в подп. 12 п. 1 ст. 21 ПК РФ и автоматически возникает в случае нарушения налоговыми органами каких-либо прав, перечисленных в ст. 21 НК РФ, а также в других нормах НК РФ.
Административный способ защиты прав заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи дела в суд. В Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) их должностных лиц соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.
К
преимуществам
Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска срока по уважительной причине, подача жалобы возможна при наличии оправдательных документов (ст. 139 НК РФ). Она подастся в произвольной письменной форме. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по ней может ее отозвать на основании письменного заявления. Однако отзыв лишает права на ее подачу повторно по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган производится в сроки, указанные в ст. 139, то есть в течение 3-х месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. По общему правилу, подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия (п.1 ст.141 НКРФ). Однако если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствует законодательству, то данный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действие. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, получившего такой акт, либо вышестоящим налоговым органом (п. 2 ст. 141 НКРФ).
Сама жалоба рассматривается в течение одного месяца со дня ее получения (ст. 140 НКРФ) и в результате принимается один из следующих вариантов решений:
На действия или бездействие должностных лип вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение по существу.
В течение 3-х дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (ст. 140 НКРФ).
Право налогоплательщиков на судебное обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц закреплено в ст. 137-138 НКРФ. Обжалование производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в арбитражный суд, а физическими лицами, не имеющими статуса предпринимателя, - в суд общей юрисдикции.
К преимуществам судебного способа защиты прав налогоплательщиков относятся:
Судебная практика по налоговым спорам выделяет следующие группы исков налогоплательщиков:
1. Предъявление иска о признании недействительным ненормативного акта налогового органа. Предметом обжалования по таким искам является:
Самым распространенным примером является неисполнение налоговым органом обязанностей по своевременному и полному возврату излишне уплаченных сумм налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НКРФ.
При наличии сомнений в конституционности акта законодательства о налогах и сборах налогоплательщик может обратиться за защитой своих прав в Конституционный суд РФ. Это право основано на том, что обязанность по уплате налогов является конституционной. В соответствии со ст.125 Конституции РФ Конституционный суд проверяет конституционность применяемого или подлежащего применению закона по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
В ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сборах Конституционный суд РФ дает толкование конституционных норм и формулирует основные принципы налогообложения. Если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, он объявляет их несоответствующими Конституции РФ. Граждане и их объединения вправе обращаться в Конституционный суд РФ с жалобой о признании неконституционным закона или отдельных его положений, если: этим законом нарушены их права и свободы и этот закон применен или подлежит применению в конкретном деле.