Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа
Целью работы является анализ порядка исчисления и уплаты НДС по экспорту товаров.
Введение 3
Глава 1. Уплата НДС при экспорте 5
1.1. Особенности исчисления и уплаты НДС при экспорте 5
1.2. Механизм применения ставки НДС 0 процентов 6
1.3. Статистика поступлений НДС в бюджет 9
1.4. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость 10
Глава 2. Порядок возмещения ндс из бюджета при экспортных операциях. 19
Заключение 24
Список литературы 26
Содержание
С конца 60-х годов НДС стал одним из наиболее распространенных в мировой практике. В настоящее время он используется налоговыми системами более чем ста стран. Первыми ввели НДС Дания и Франция (1967 г.), Германия (1968 г.). Исключение из значительного перечня экономически развитых стран — США и Австралия, не использующие НДС в своей налоговой системе.
Налог на добавленную стоимость в самом общем виде представляет собой налог, который вводится на каждой стадии производственного процесса и процесса реализации товара (работ, услуг) вплоть до конечного потребления. При этом на каждом из этапов продвижения товара от производителя к конечному потребителю производится зачет ранее уплаченных сумм этого налога. В результате налогообложению подвергается лишь разность между ценой реализации произведенного товара (работы, услуги) и стоимостью материальных ресурсов, использованных в производственном процессе, — добавленная стоимость (или стоимость, добавленная обработкой).
Этот вид косвенного налогообложения отличается от иных видов косвенных налогов широким кругом охвата разных видов деятельности и, соответственно, относительно более равномерным распределением налогового бремени пропорционально добавленной стоимости.
Вопросы, связанные с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в последние годы приобретают все большую актуальность. Это связано с тем, что экспортный НДС нередко используется недобросовестными лицами для получения дохода за счет государства (лжеэкспорт и т.д.). Соответственно, государство устанавливает различные барьеры, что приводит к значительным издержкам для добросовестных экспортеров. Практически все они сталкиваются с огромным количеством проблем, возникающих в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности. В том числе эти проблемы связаны с применением режима налогообложения экспортных операций. Действующее налоговое законодательство в этой части не слишком понятно для рядового налогоплательщика, что, подчас, ставит его в тупик.
Целью работы является анализ порядка исчисления и уплаты НДС по экспорту товаров.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется налоговая ставка 0 процентов.
Сказанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем, между указанными операциями есть существенные различия. По операциям, облагаемым по нулевой ставке, формируется налоговая база, при составлении счетов-фактур в графе "ставка НДС" указывается "0%", суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету. По операциям, освобождаемым от налогообложения, налоговая база не формируется, суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не вычитаются, а в установленном порядке относятся на себестоимость.
В соответствии со статьей 164 НК РФ необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов являются:
- фактический вывоз товара за пределы таможенной территории РФ;
-
представление в налоговый
В соответствии со статьей 97 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) экспорт товаров - это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории России без обязательства об их ввозе на эту территорию. Требования к экспортерам, установленные ТК РФ, заключаются в следующем1:
-
уплата вывозных таможенных
- соблюдение мер экономической политики;
-
вывоз товаров, выпущенных в
режиме экспорта, за пределы российской
таможенной территории в том
же состоянии, в котором они
были на день принятия
-
выполнение других требований, предусмотренных
ТК РФ и иными актами
В соответствии со статьей 165 НК РФ для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо.
Статьей 172 НК РФ установлено,
что налоговые вычеты
Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ при выполнении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, вычет налога, уплаченного поставщикам, производится только при представлении в налоговый орган налоговой декларации и документов, указанных в статье 165 НК РФ, подтверждающих право на применение нулевой ставки.
Данные вычеты производятся на основании отдельной налоговой декларации. Форма налоговой декларации по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утверждена приказом УФНС России от 3 июля 2002 г. N БГ-3-03/338.
При реализации товаров на экспорт налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру в течение пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом в счете-фактуре в графе "Налоговая ставка" указывается ставка в размере 0 процентов.
При
осуществлении
Предоставив
налоговым органам все
Налогоплательщика - экспортерам следует также учитывать пункт 38 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных приказом УФНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 (далее - Методические рекомендации по НДС). Названным пунктом установлены дополнительные требования к налогоплательщикам, претендующим на возмещение НДС. В соответствии с этим пунктом, налогоплательщики - экспортеры помимо документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, также должны представить в налоговый орган следующие документы2:
-
договор (копию договора) купли
продажи или мены товаров (
-
документы, подтверждающие
Необходимо
также отметить, что на применение
нулевой ставки и, соответственно на
возмещение "входного" налога на
добавленную стоимость не могут
претендовать налогоплательщики, освобожденные
от исполнения обязанностей, связанных
с исчислением и уплатой налога в силу
статьи 145 НК РФ.
1.3 Анализ статистики поступления НДС в бюджет
Поступление
в консолидированный и
Таблица 2
Поступления в консолидированный бюджет основных налоговых платежей за 2003-2007 гг. (тыс. руб.)
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Налоговые доходы | 3735236669 | 4942072540 | 8498484356 | 6743050504 | 8321503784 |
НДС | 882063526 | 1069691607 | 1025773708 | - | - |
Налог на прибыль | 526547105 | 867596697 | 1332916045 | - | - |
НДФЛ | 455671240 | 574539479 | 707053343 | - | - |
Таблица 3
Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей в 1992-1997 гг. (млрд. руб.)
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Общие доходы | 2613,2 | 15236,7 | 124477,0 | 224400,5 | 347200,0 | 434365,1 |
в т.ч. налоговые доходы | 2613,2 | 15236,7 | 124477,0 | 175214,1 | 282478,4 | 374649,5 |
в т.ч. НДС | 1476,7 | 3892,2 | 39557,0 | 74162,1 | 126928,3 | 171936,6 |
Налог на прибыль | 565,4 | 1164,5 | 20040,0 | 45215,4 | 55518,9 | 76504,1 |
Подоходный налог | - | - | - | 3637,0 | 5039,2 | - |
Платежи за пользование
природными ресурсами |
- | 531,0 | 3320,0 | 2250,0 | 8136,2 | 11953,6 |
Таблица 4
Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей в 2003-2007 гг. (млрд. руб.)
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Налоговые доходы | 2394160289 | 3154261868 | 5127228933 | 3695485562 | 5132688046 |
НДС | 882063526 | 1069691607 | 1025667641 | ||
Налог на прибыль | 176935899 | 205719736 | 377591166 | ||
НДФЛ | 8975 | 7176 | 14699 |
Информация о работе Порядок возмещения ндс из бюджета при экспортных операциях