Порядок возмещения ндс из бюджета при экспортных операциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ порядка исчисления и уплаты НДС по экспорту товаров.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Уплата НДС при экспорте 5
1.1. Особенности исчисления и уплаты НДС при экспорте 5
1.2. Механизм применения ставки НДС 0 процентов 6
1.3. Статистика поступлений НДС в бюджет 9
1.4. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость 10
Глава 2. Порядок возмещения ндс из бюджета при экспортных операциях. 19
Заключение 24
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)
 

Таблица 5

    Поступление в федеральный бюджет основных налоговых  платежей в 1992-1997 гг. (в % к налоговым  доходам)

  1992 1993 1994 1995 1996 1997
НДС 56,5 25,54 31,78 42,33 44,93 45,89
Налог  на прибыль 21,64 7,64 17,17 25,81 19,65 20,42
Подоходный  налог - - - 2,08 1,78 -
Платежи  за  пользование  природными  ресурсами - 3,49 2,67 1,28 2,88 3,19
 

    Как видно из таблицы 2, 3 и 4, доля НДС  в налоговых доходах бюджета  неуклонно росла с 1993 по 1997 год и с 2003 по 2007. Резкое снижение удельного веса данного налога в 1993 г. по сравнению с 1992 г. можно объяснить значительным  снижением ставки налога с 28 до 20%.3

    В 2004 г. ставка была снижена до 18%, но поступления  НДС все равно составляли более  25% всего бюджета.

    Динамику  поступления НДС в федеральный  бюджет за сопоставимый  период с 1994 по 1997г. (при неизменной ставке 20%) можно  проследить на  основе данных таблицы 6. 

Таблица 6

    Динамика  поступления НДС в федеральный  бюджет за период

    1994-1997 гг. (млрд. руб.)

  1994 1995 1996 1997
Доходы  федерального бюджета 124477,0 224400,5 347200,0 434365,1
в  том  числе  НДС 39557,0 74162,1 126928,3 171936,6
Удельный  вес  НДС  в  доходах  федерального  бюджета 31,78 33,05 36,56 39,58
Годовой  прирост (абсолютный) - 34605,1 52766,2 45008,3
Годовой прирост (относительный  в  %) - 187,5 171,1 135,5

1.4. Порядок возмещения  налога на добавленную  стоимость

 

  В течение трех месяцев налоговый  орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и принимает  решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В этот период налоговый орган производит проверку представленных документов, а также правильности исчисления вычетов и принимает мотивированное решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.

  В случае, если налоговым органом принято  решение об отказе (полностью или  частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после  вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

  Согласно  пункту 2 статьи 173 и пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае превышения сумм налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов.

  В случае наличия у налогоплательщика  недоимки и пени по НДС, недоимки и  пени по иным налогам, а также задолженности  по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику. Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

  Если  недоимка меньше возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются4.

  При отсутствии у налогоплательщика  недоимки и пени по НДС, недоимки и  пени по иным налогам, а также задолженности  по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по НДС и (или) иным налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению. Возврат сумм НДС осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом. При нарушении указанных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.

  Таким образом, с 1 января 2001 года однозначно установлено, что в случае нарушения налоговыми органами срока для возмещения НДС из бюджета на сумму, подлежащую возврату, но не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты.

  Налоговый кодекс РФ специально не регулирует порядок применения налоговых вычетов при принятии к учету товаров (работ, услуг), предназначенных (полностью или частично) для производства и реализации экспортной продукции. Поэтому, при таких обстоятельствах следует исходить из общего порядка регулирования вопросов зачета НДС, описанного в статьях 171 и 172 НК РФ. Так, факт принятия к учету товаров (работ, услуг), приобретенных для использования при операциях, признаваемых объектом налогообложения, создает условия для применения вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ. Эта норма позволяет вычесть налог, уплаченный поставщикам по такому имуществу (работам, услугам).

  При этом время применения специального порядка вычета НДС, предусмотренного пунктом 3 статьи 172 НК РФ, наступает в момент реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке. Такая ставка применяется в том периоде, когда будет собран полный комплект документов, подтверждающих право на ее применение. Лишь в этот момент налог, уплаченный по имуществу (работам, услугам) в связи с данной операцией, может быть квалифицирован как налог, уплаченный в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке. Значит, только в этот момент может применяться особый режим налоговых вычетов, предусмотренный пунктом 3 статьи 172 НК РФ.

  Таким образом, пункт 3 статьи 172 НК РФ, по мнению налогоплательщиков, прямо не запрещает  произвести зачет НДС при оприходовании  товаров (работ, услуг), предназначенных  для производства и реализации экспортируемой продукции, так как он применяется в отношении операций по реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке. Но в момент принятия к учету указанного имущества (работ, услуг) такой реализации не происходит. Поэтому исполнять норму, предусмотренную указанным пунктом, нет оснований5.

  После отгрузки товаров (работ, услуг) на экспорт, налогоплательщики делают соответствующие  исправительные проводки, восстанавливают  предъявленную ранее к вычету сумму налога, относящуюся к стоимости  экспортируемых товаров (работ, услуг), и предъявляют ее к вычету (возмещению) в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 172 НК РФ. Исправительные проводки необходимо сделать за период, на который приходится дата реализации экспортируемых товаров (работ, услуг), предусмотренная пунктом 9 статьи 167 НК РФ. Объясняется это тем, что препятствующие налоговому вычету основания возникли при реализации товаров на экспорт. До этого момента такие обстоятельства отсутствовали, а потому их вычет в предшествующих налоговых декларациях не является ошибкой и не искажает размер налога. Последний был исчислен в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ.

  Еще одна проблема зачета экспортного НДС  заключается в том, что на 181-й  день товары, выпущенные в таможенном режиме экспорта, облагаются налогом не по нулевой ставке. Применение нулевой ставки возможно лишь после подтверждения факта экспорта документами, указанными в статье 165 НК РФ. Иными словами, на 181-й день в декларации отражаются товары, облагаемые не по нулевой ставке. Поэтому запрет на вычет НДС поставщикам по операциям с товарами, облагаемыми по нулевой ставке, не может быть применен до момента подтверждения права на ее применение.

  Когда будет собран полный комплект документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки, в декларацию за период, на который приходится дата реализации экспортируемых товаров (работ, услуг), нужно внести изменения. Объясняется это тем, что вычеты сумм налога по товарам, облагаемым по нулевой ставке, производятся в той же декларации, где отражены операции по реализации товаров. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 172 и пункта 6 статьи 164 НК РФ.

  Необходимо  отметить, что налоговые органы придерживаются иной позиции. По их мнению, пункт 3 статьи 172 НК РФ применяется вне зависимости от момента реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке. Поэтому вычет налога на данной стадии является изначально незаконным, если впоследствии указанные товары (работы, услуги) были реализованы на экспорт.

  Этот  подход заложен в Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную  стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом МНС России от 21 января 2002 г. N БГ-3-03/25 (далее - Инструкция по заполнению декларации по НДС).

  Методика  заполнения декларации позволяет вывести  ряд правил, выполнение которых МНС  России требует от налогоплательщиков:

  1) Налоговые вычеты по товарам,  облагаемым по нулевой ставке, не производятся до момента реализации этих товаров.

  2) Если 181-й день с момента выпуска  товаров в таможенном режиме  экспорта региональными таможенными  органами и день получения  последнего документа из комплекта  документации, подтверждающей экспорт, приходятся на один налоговый период, возмещение НДС производится в режиме, установленном для товаров, облагаемых по нулевой ставке, то есть налоговые вычеты по таким товарам не уменьшают сумму налога, исчисленную по другим операциям.

  3) С суммы авансов, полученных в счет предстоящего экспорта, следует уплатить НДС, несмотря на то, что дата реализации экспортируемых товаров не наступила. При наступлении даты реализации экспортируемых товаров сумма налога, ранее исчисленная с аванса, принимается к вычету.

  4) Подтверждение права на применение  нулевой ставки не влечет за  собой корректировки ранее сданных  деклараций в отношении суммы  налога, начисленного ранее не  по нулевой ставке с суммы  полученного аванса и со стоимости  реализованных товаров. Корректировка ранее отраженных в декларациях данных о налоговых вычетах также не производится.

  Так что налогоплательщики - экспортеры, которые в указанной выше ситуации применяют вычет по НДС при  оприходовании товаров (работ, услуг) должны быть готовы к спору с налоговым органам. Полагаем, что в ситуации, когда они уверены в том, что им удастся доказать реальность экспорта и представить все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, такие действия налогоплательщика целесообразны, поскольку налогоплательщик в конечном счете ничего не теряет, а наоборот приобретает весьма существенные выгоды.

  Перед тем, как представлять отдельную  налоговую декларацию вместе с пакетом  документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ необходимо проверить6:

  - имеет ли организация право на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также (в необходимых случаях) лицензию и квоту на экспорт товаров и услуг;

  - все ли необходимые документы  имеются в наличии;

  - правильно ли оформлены все  документы по проведению экспортных операций;

  - соответствуют ли сведения, указанные  в паспорте сделки, условиям контракта,  правильно ли заполнена грузовая  таможенная декларация;

  - полноту поступления валютной  выручки и своевременность оформления  поручений на перечисление обязательной  продажи части выручки государству;

  - правильность оформления операции  по экспорту товаров (работ,  услуг);

  - правильность оформления операций  по экспорту товаров через  посредника;

  - правильность определения налоговой  базы по НДС.

  Налогоплательщикам - экспортерам также следует обратить внимание на приказ МНС России от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461, в соответствии с которым территориальные налоговые инспекции могут вернуть НДС только традиционным экспортерам либо организациям, у которых ежемесячный объем возмещения не превышает 5 000 000 руб. Остальные налогоплательщики должны обращаться в управление МНС России по субъекту РФ.

Информация о работе Порядок возмещения ндс из бюджета при экспортных операциях