Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа
В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения традиционных фискальных функций становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. "Налоги" - это привычное слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением, как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность имущественного налогообложения
1.1. История возникновения имущественного налога…………...4
1.2.Характеристика имущественных налогов…………………….5
1.3. Экономическое содержание и структура налога с физических лиц………………………………………………………………………….9
Глава 2. Порядок взимания с населения имущественного налога
2.1. Земельный налог……………………………………………....11
2.2. Налог на имущество физических лиц………………………..15
2.3. Транспортный налог…………………………………………..17
Глава 3. Налоговая система Японии
3.1 Налоговая система……………………………………………..22
3.2 Прямые налоги на доходы физических лиц………………….27
3.3 Порядок косвенного налогообложения……………………....32
Заключение………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………….36
Приложение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность имущественного налогообложения
1.1. История возникновения имущественного налога…………...4
1.2.Характеристика имущественных налогов…………………….5
1.3. Экономическое содержание и структура налога с физических лиц………………………………………………………………………
Глава 2. Порядок взимания с населения имущественного налога
2.1. Земельный налог……………………………………………....11
2.2. Налог на имущество физических лиц………………………..15
2.3. Транспортный налог…………………………………………..17
Глава 3. Налоговая система Японии
3.1 Налоговая система……………………………………………..22
3.2 Прямые налоги на доходы физических лиц………………….27
3.3 Порядок косвенного налогообложения……………………....32
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….36
Приложение
Введение
В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения традиционных фискальных функций становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. "Налоги" - это привычное слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением, как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.
Причина беспокойства, вероятно, заключается в том, что введение новой налоговой системы связано в сознании большинства граждан России с массой непонятных изменений по сравнению с привычным порядком налогообложения. Появление новых видов налогов означает для предприятий усложнение расчетов и отчетности по налогообложению, нынешний механизм взимания подоходного налога с граждан требует от налогоплательщиков строгого фиксирования всех полученных в течении года доходов и тщательного заполнения налоговой декларации. Еще одна проблема - соблюдение сроков, установленных для выплаты каждого вида налогов. В настоящее время многие положения нового российского законодательства о налогах дискутируется среди депутатов, предпринимателей, хозяйственных руководителей. При этом, как правило, предлагаются изменения и состава, и ставок, и порядка взимания налогов. Основные черты новой системы налогообложения России уже сейчас весьма близки к системам налогообложения стран с развитой рыночной экономикой.
В данной курсовой работе рассмотрены лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение о роли и значении налогов с населения для всех бюджетов России.
Глава 1.Сущность имущественного налогообложения
1.1 История возникновения имущественного налога
Имущественный налог в отличие от подоходного — взимается не с дохода, а с имущества. Он может падать на все имущество плательщика или только на отдельные части имущества. Частичными имущественными налогами являются, например, налоги на наследство и на роскошь. Различают реальный (материальный) и номинальный (формальный) имущественный налог. Для первого имущество есть не только объект обложения, но и действительный источник платежной силы; для второго имущество является только объектом или, точнее, масштабом обложения, истинный же источник платежной силы представляет доход.
Реальный имущественный налог тождествен с конфискацией части имущества граждан в пользу государства. Введение его вызывается какими-нибудь исключительными обстоятельствами, например, войной. В настоящее время при широком развитии кредита вообще, в частности государственного, необходимость прибегать к реальному имущественному налогу встречается все реже и реже. Имущество сравнительно с доходом представляет гораздо более доступный и легче уловимый податной объект, особенно в обществе с малоразвитым денежным и кредитным оборотом. Именно в силу этого имущественный налог является одной из древнейших форм прямого обложения. Первоначально мы его встречаем обыкновенно в виде чрезвычайного сбора по случаю войны: как таковой, он поэтому скорее реальный, чем номинальный имущественный налог. Таким имущественным налогом была афинская "эисхора". Вначале пока серьезное экономическое значение имела только земельная собственность и ее принадлежности, этот налог был фактически поземельным. С начала IV в. он взимался следующим образом: из всего имущества каждого гражданина выделялась известная часть, которая называлась "тимема"; только "тимема" и облагалась 5-процентным сбором. Относительная величина ее колебалась в зависимости от величины всего имущества. Плательщики делились на 4 класса. Первый класс состоял из плательщиков, все имущество которых представляло ценность от 500 до 12 талантов; у них были обложены 20% их имущества, у второго класса плательщиков (11-6 тал.) было обложено 16% их имущества; у третьего класса (5-2 тал.) — 12%; у четвертого (11/2 тал. — 25 мин) — 8%. Вследствие резко земледельческого характера древнеримского народного хозяйства римский имущественный налог — фактически падал на поземельную собственность, так как только последняя имела крупное экономическое значение. Это был чрезвычайный сбор по случаю войны, представлявший нечто среднее между налогом и принудительным займом; поэтому в случае счастливого исхода войны граждане иногда получали свои взносы обратно. С 167 г. до Рождество Христово налог больше не взимался. В эпоху империи провинциальный поземельный налог сделался фактически общим имущественным налогом — крайне тягостным для плательщиков; взимание его встречало сильное сопротивление и требовало применения таких жестоких мер, как пытка.
1.2 Характеристика имущественных налогов
Имущественный налог, в отличие от подоходного взимается не с дохода, а со всего или с части имущества плательщика, например, налог на наследство и на роскошь.
Имущественный налог бывает:
земельный налог
налог на имущество физических лиц
транспортный налог
Земельный налог — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Земельный налог относится к местным налогам. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налогом облагаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
1. отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
2. занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
3. предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом и регулируется Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Плательщиками являются физические лица — собственники имущества. Объектами налогообложения являются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, любое иное строение, помещение или сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанные объекты. Налоговые ставки устанавливаются органами местного самоуправления, но должны быть в диапазоне ставок, указанных в федеральном законодательстве. Ставки зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Для отдельных категорий граждан (например, инвалидов, пенсионеров) введены налоговые льготы.
Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяга реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм-силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
Cтавки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. Кроме того, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учётом срока полезного использования транспортных средств.
1.3. Экономическое содержание и структура налога
с физических лиц
Изучение налогов с населения в развитии предоставляет возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй – обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов, иначе говоря, налогоплательщиков нельзя лишать платежеспособности.
В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться.
Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений. В России взимание налогов с граждан имеет длительную историю, но общая тенденция развития была нарушена продолжительным периодом централизованного управления экономикой страны.
Отношения физического лица с бюджетом по уплате налогов можно представить следующей схемой (Приложение 1) (При этом следует помнить, что к физическим лицам относятся и предприниматели, работающие без образования юридического лица).
Второй по значению налог с населения – налог на имущество физических лиц – играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.
Во многих странах действует развитая система имущественного обложения на местном уровне, охватывающая как собственно имущество, так и его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13% (например, в Японии).
В настоящее время к числу взимаемых в Российской Федерации с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.