Права и обязанности налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

Учет финансовых вложений Долгосрочные инвестиции Вложения в ценные бумаги других фирм, которые делаются без учета текущих задач фирмы, обычно классифицируются и учитываются в зависимости от целей приобретения ценных бумаг и взаимосвязи с инвестируемой фирмой. Инвестиции с целью контроля деятельности другой фирмы (когда приобретается более 50% голосующих акций) должны быть включены в консолидированную отчетность.

Содержание

Введение
Глава 1 Права и обязанности налогоплательщиков
1.1 Налогоплательщики как субъекты налоговых правоотношений
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации
Глава 2 Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства
2.1 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
2.1 Проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей налогоплательщиков
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Права,обязанности и ответственность налогоплательщиков_проблемы их реализации.docx

— 67.56 Кб (Скачать документ)

Еще одна информация, необходимость  которой вытекает из ст.23 НК РФ, это объявление о ликвидации или реорганизации юридического лица не позднее трех дней со дня принятия такого решения. При этом из гражданского законодательства вытекает, что решение может быть принято различными органами, включая судебные.

Это основные обязанности. Кроме  того, в исполнении налоговой обязанности  и налогового контроля есть еще другие обязанности, которые прописаны  в других статьях НК РФ.

Глава 2 Ответственность  налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства

2.1 Налоговые правонарушения  и ответственность за их совершение

В соответствии со ст. 106 «Понятие налогового правонарушения» гл. 15 НК РФ под налоговым правонарушением  признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

К лицам, подлежащим ответственности за совершение налоговых правонарушений, относятся организации и физические лица с 16 лет (п.2 ст. 107 НК РФ) в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ.

К условиям привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно ст.108 НК РФ, относятся:

  • Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
  • Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  • Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;
  • Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени;
  • Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В настоящее время в  российском законодательстве существуют следующие виды ответственности  за нарушение налогового законодательства:

1) уголовная;

2) административная;

3) налоговая;

4) дисциплинарная.

Уголовная ответственность  налогоплательщика за нарушение  налогового законодательства является самым тяжким видом ответственности  по основаниям и по последствиям. Уголовная  ответственность наступает исключительно  за совершение преступления, под которым  понимается виновно совершенное  общественно опасное деяние, запрещенное  Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) под угрозой наказания. Таким  образом, для привлечения налогоплательщика  к уголовной ответственности  необходимо доказать вину конкретного  физического лица в совершении преступления. Виновным по российскому законодательству признается лицо, которое совершило  преступление как умышленно, так  и по неосторожности. Однако для  налоговых преступлений характерен приоритет умышленной формы вины. Например, для того чтобы уголовная  ответственность наступила по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов  путем включения в налоговую  декларацию заведомо ложных сведений, необходимо, чтобы бухгалтер знал, что сведения, включаемые им в декларацию, ложны. Если должностное лицо добросовестно заблуждается, например из-за плохого знания налогового законодательства, то оно не совершает уголовного преступления. Налоговое преступление может быть совершено в крупном или особо крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 руб. - для физических лиц (500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 руб. - для физических лиц (1 500 000 руб. - для юридических лиц). Особо крупным размером считается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб. - для физических лиц (2 500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 руб. - для физических лиц (7 500 000 руб. - для юридических лиц).

Уголовное наказание может  быть наложено только судом.

Административная ответственность  наступает за совершение административного  правонарушения. Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации  об административных правонарушениях  установлена административная ответственность. При этом административная ответственность  имеет ряд особенностей:

1) в отличие от уголовной,  административная ответственность  установлена не только для  физических лиц - нарушителей  налогового закона, но и для  организаций. В некоторых случаях  административное взыскание может  накладываться и на организацию,  и непосредственно на работника  этой организации, допустившего  нарушение закона;

2) субъективная сторона  большинства административных правонарушений  может быть выражена не только  умышленной формой вины, но и  неосторожностью. В административном праве в полной мере действует принцип - "незнание закона не освобождает от ответственности". Поэтому даже если должностное лицо организации, например ее руководитель, не знает сроков представления налоговой декларации, то он все же должен заплатить штраф за нарушение срока представления декларации;

3) все административные  правонарушения, так же как и  уголовные преступления, перечислены  в одном нормативно-правовом акте - КоАП РФ. Если же какое-либо  деяние, которое, по мнению налоговых  органов, является противозаконным,  в КоАП РФ правонарушением  не названо, то и административная  ответственность за его совершение  налагаться не может. Административные  правонарушения в области налогов  и сборов предусмотрены гл. 15 КоАП  РФ;

4) рассматривать дела  об административных правонарушениях  вправе не только суды, но в  некоторых случаях сами налоговые  органы (так, в соответствии со  ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы  рассматривают дела по ст. ст. 14.5, 15.1, 15.2 настоящего Кодекса).

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлена ответственность.

Составы и санкции правонарушений в сфере налогообложения:

 

Нарушение налогового законодательства

Квалифицирующий признак

Наказание

Основание

Уклонение от уплаты налогов  и (или) сборов.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления

налоговой декларации

или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является

обязательным, либо налоговую декларацию

путем включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Крупный размер.

Штраф в размере

от 100 000 до

300 000 руб. или 

в размере

заработной платы

или иного дохода

осужденного за

период от 1 года

до 2 лет;

арест на срок от

4 до 6 месяцев;

лишение свободы

на срок до 1

года.

ч. 1 ст. 198

УК РФ.

Особо крупный

размер.

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода

осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;

лишение свободы на срок до 3 лет.

ч. 2 ст. 198

УК РФ.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем

непредставления налоговой декларации или иных документов, представление

которых в соответствии с

законодательством РФ

о налогах и сборах является

обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Крупный размер.

Штраф в размере

от 100 000 до

300 000 руб. или

в размере заработной платы

или иного дохода

осужденного за

период от 1 года

до 2 лет;

арест на срок от

4 до 6 месяцев;

лишение свободы

на срок до 2 лет

с лишением права

занимать

определенные

должности или

заниматься

определенной

деятельностью на

срок до 3 лет

или без такового.

ч. 1 ст. 199

УК РФ.

Особо крупный

размер.

Штраф в размере

500 000 руб. или

от 200 000 до

в размере

заработной платы

или иного дохода

осужденного за

период от 1 года

до 3 лет.

ч. 2 ст. 199

УК РФ.

Группой лиц по

предварительному сговору.

Лишение свободы

на срок до 6 лет

с лишением права

занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

 

Неисполнение в личных интересах обязанностей

налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов

и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у

налогоплательщика и перечислению соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Крупный размер.

Штраф в размере

от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы

или иного дохода

осужденного за

период от 1 года

до 2 лет;

арест на срок от

4 до 6 месяцев;

лишение свободы

на срок до 2 лет

с лишением права

занимать

определенные

должности или

заниматься

определенной

деятельностью на

срок до 3 лет

или без такового.

ч. 1

ст. 199.1

УК РФ.

Особо крупный размер

Штраф в размере

от 200 000 до

500 000 руб. или

в размере

заработной платы

или иного дохода

осужденного за

период от 2 до 5

лет;

лишение свободы

на срок до 6 лет

с лишением права

занимать

определенные

должности или

заниматься

определенной

деятельностью на

срок до 3 лет

или без такового.

ч. 2

ст. 199.1

УК РФ.

Сокрытие денежных средств либо имущества

организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем.

Крупный размер.

Штраф в размере

от 200 000 до

500 000 руб. или

в размере

заработной платы

или иного дохода

осужденного за

период от

18 месяцев до

3 лет;

лишение свободы

на срок до 5 лет

с лишением права

занимать

определенные

должности или

заниматься

определенной

деятельностью на

срок до 3 лет

или без такового.

ст. 199.2

УК РФ.

Нарушение порядка ведения  кассовых, банковских операций

и бухгалтерского учета.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

 

Штраф в размере

от 40 до 50 МРОТ

(на должностных

лиц);

штраф в размере

от 400 до 500 МРОТ (на юридических лиц).

ст. 15.1

КоАП РФ.

Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций.

 

Штраф в размере

от 20 до 30 МРОТ.

ст. 15.2

КоАП РФ.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов.

 

Штраф в размере

от 20 до 30 МРОТ.

ст. 15.11

КоАП РФ.

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

 

Штраф в размере

5000 руб.

п. 1 ст. 120

НК РФ

Те же деяния,

если они

совершены в

течение более

чем одного

налогового

периода.

Штраф в размере

15 000 руб.

п. 2 ст. 120

НК РФ.

Те же деяния,

если они

повлекли

занижение

налоговой базы.

Штраф в размере

10% от суммы

неуплаченного

налога, но не

менее

15 000 руб.

п. 3

ст. 120

НК РФ.

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или

индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

 

Штраф в размере

от 10 до 20 МРОТ.

п. 1 ст. 15.7

КоАП РФ.

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или

индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о

приостановлении операций по счетам этого лица.

 

Штраф в размере

от 20 до 30 МРОТ.

п. 2

ст. 15.7

КоАП РФ.

Нарушение сроков.

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного

внебюджетного фонда.

 

Штраф в размере

от 5 до 10 МРОТ.

п. 1 ст. 15.3

КоАП РФ.

Штраф в размере

5000 руб.

п. 1 ст. 116

НК РФ.

Штраф в размере

от 20 до 30 МРОТ

п. 2 ст. 15.3.

КоАП РФ

 

То же деяние,

сопряженное с

ведением

деятельности без постановки на учет.

Штраф в размере

10% от доходов,

но не менее

20 000 руб.

(при ведении

деятельности

более трех

месяцев - 20% от

доходов,

полученных

начиная с 91-го

дня).

ст. 117

НК РФ.

То же деяние с

нарушением срока  свыше чем на 90 дней.

Штраф в размере

10 000 руб.

п. 2 ст. 116

НК РФ.

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной

организации.

 

Штраф в размере

от 10 до 20 МРОТ.

ст. 15.4

КоАП РФ.

Штраф в размере

5000 руб.

ст. 118

НК РФ.

Нарушение установленного срока представления в

налоговый орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной

организации.

 

Штраф в размере

от 10 до 20 МРОТ.

ст. 15.4

КоАП РФ.

Штраф в размере

5000 руб.

ст. 118

НК РФ.

Нарушение установленного срока представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

 

Штраф в размере

от 3 до 5 МРОТ.

ст. 15.5

КоАП РФ.

Нарушение банком или иной кредитной организацией

установленного срока

исполнения поручения

налогоплательщика

(плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения

(распоряжения) налогового органа, таможенного органа

или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет

(государственный

внебюджетный фонд).

 

Штраф в размере

от 40 до 50 МРОТ.

ст. 15.8

КоАП РФ.

Непредставление информации.

Непредставление в установленный

законодательством о налогах и сборах срок или отказ от представления в

налоговые органы, таможенные органы и органы государственного

внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

 

Штраф в размере

от 1 до 3 МРОТ

(на граждан)

Штраф в размере

от 3 до 5 МРОТ

(для должностных

лиц).

п. 1

ст. 15.6

КоАП РФ.

50 руб. за

каждый документ.

ст. 126

НК РФ.

Непредставление

налоговой декларации.

 

Штраф в размере

5% суммы налога

по декларации за

каждый полный

или неполный

месяц просрочки,

но не более 30%

и не менее

100 руб.

п. 1

ст. 119

НК РФ.

 

Те же деяния, но с просрочкой

более чем на

180 дней.

Штраф в размере

30% суммы налога по декларации и 10% суммы налога

по декларации за

каждый полный

или неполный

месяц начиная

со 181-го дня.

п. 2 ст. 119

НК РФ.

Непредставление должностным лицом органа,

осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия

частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним,  либо

нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать

нотариальные действия, в

установленный срок в налоговые органы сведений,

необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

 

Штраф в размере

от 5 до 10 МРОТ.

п. 2 ст. 15.6

КоАП РФ.

Неисполнение законных решений  внебюджетных фондов.

Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного

внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат.

 

Штраф в размере

от 40 до 50 МРОТ

(на должностных

лиц).

Штраф в размере

от 400 до 500

МРОТ (для

юридических лиц).

Ст. 15.10

КоАП РФ.

Неуплата налогов.

Неуплата или неполная уплата налогов в результате

занижения налоговой базы.

 

Штраф в размере

20% от

неуплаченных

сумм налога.

п. 1 ст. 122

НК РФ.

Те же деяния,

совершенные

умышленно.

Штраф в размере

40% от неуплаченных

сумм налога.

п. 3 ст. 122

НК РФ.

Неисполнение налоговым агентом обязанности по

удержанию и (или) перечислению налога.

 

20% от суммы,

подлежащей

перечислению.

ст. 123

НК РФ.


 

Дисциплинарная ответственность - это ответственность работника  перед своим работодателем. Меры дисциплинарного взыскания установлены  ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ): замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию. Помимо нарушений дисциплины (например, прогул), дисциплинарная ответственность  может наступить и за ненадлежащее выполнение работником своих прямых должностных обязанностей (например, за нарушение бухгалтером сроков сдачи налоговой отчетности).

Однако для применения одной из мер дисциплинарной ответственности  работодатель должен соблюсти соответствующую  процедуру, предусмотренную ст. 193 ТК РФ (затребовать от работника объяснение, в случае отказа от дачи объяснений составить акт, вынести приказ о  наложении взыскания, объявить этот приказ работнику под расписку).

2.1 Проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей налогоплательщиков

Одной из основ построения правовой системы современной России является признание в качестве ее базы общечеловеческих ценностей. Налоговое  право как неотъемлемая часть  системы не чуждо идеям социальной справедливости, демократическим принципам, выработанным тысячелетней историей финансов и сформулированным в эпоху буржуазных революций. Само появление и развитие налогового права связано с демократизацией  общества, с идеей правового государства. Правовое государство базируется на принципе признания и защиты прав и свобод человека.

Проблемы соблюдения прав и обязанностей налогоплательщиков в условиях становления налоговой  системы в России становятся с  каждым днем все более и более  актуальными. Эту ситуацию подтверждает и рост исковых заявлений о защите нарушенных прав налогоплательщиков как в судах общей юрисдикции, а так и в арбитражных судах.

Основой правового статуса  налогоплательщика является конституционная  обязанность платить налоги и  сборы: «каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конституции РФ). Все остальные  установленные законом обязанности  налогоплательщика так и или  иначе направлены на то, чтобы обеспечить неукоснительное, правильное и своевременное  выполнение этой основной обязанности.

Установленные законами права  налогоплательщиков имеют целью  поддержание баланса прав и интересов  в их взаимоотношениях с налоговыми органами.

Основные права и обязанности  едины для всех налогоплательщиков независимо от их групп, их обязанности  конкретизируются, уточняется их содержание применительно к отдельным группам  и категориям налогоплательщиков.

При анализе обязанностей налогоплательщика, предусмотренных  кодексом, прежде всего, необходимо отметить, что их перечень не ограничен (ст. 23 НК РФ). Кодекс очерчивает лишь их общий  круг. Предполагается, что конкретизированы они будут непосредственно в  отдельных федеральных законах  о налогах и сборах.

Обязанности плательщиков налогов  и сборов, сформулированные в НК РФ, условно можно разделить на две группы: обязанности, связанные  с осуществлением налоговых платежей и представлением в налоговые  органы необходимой отчетности, и  обязанности, связанные с информированием  налоговых органов об иных вопросах производственно-хозяйственной деятельности плательщика.

Одной из обязанностей налогоплательщика  является обеспечение сохранности  документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающих уплаченные (удержанные) налоги, устанавливая при этом срок хранения подобных документов (четыре года). В этой связи необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством о бухучете первичные учетные документы, а также регистры бухучета и отчетности должны храниться на предприятии не менее пяти лет.

Вопросы, непосредственно  касающиеся прав и обязанностей налогоплательщиков, имеют большую актуальность и  практическую значимость. Ограничение  прав и наложение дополнительных обязанностей, не основанных на законе, подлежит урегулированию в процессуальном порядке, что подтверждено нормами КоАП РФ и НК РФ, согласно п. 3 ст. 6 НК РФ которого «признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Иная ситуация складывается, если права налогоплательщика ограничены законом.

Статьей 23 НК РФ установлена  обязанность налогоплательщиков как  не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов  при исполнении ими своих служебных  обязанностей, так и нести иные обязанности, предусмотренные законодательством  о налогах и сборах. Налогоплательщику  же следует знать, являются ли те или  иные положения закона правовыми  или нет.

Одной из актуальных проблем  является проблема современного налогового нормотворчества. После принятия первой части Налогового Кодекса, ждали  стабильности и упорядоченности  в принятии налогов законов, соблюдения законности и прав всех участников хозяйственного оборота, а в результате получилось ситуация, когда налоговое  законодательство постоянно изменяется и дополняется нормативными актами.

Рассмотрим вопрос о том, что приводит ли ликвидация налога  или сбора к отмене налоговой или уголовной ответственности за не уплаченный ранее налог или сбор, то можно сказать следующее.

Информация о работе Права и обязанности налогоплательщиков