Права и обязанности налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

Учет финансовых вложений Долгосрочные инвестиции Вложения в ценные бумаги других фирм, которые делаются без учета текущих задач фирмы, обычно классифицируются и учитываются в зависимости от целей приобретения ценных бумаг и взаимосвязи с инвестируемой фирмой. Инвестиции с целью контроля деятельности другой фирмы (когда приобретается более 50% голосующих акций) должны быть включены в консолидированную отчетность.

Содержание

Введение
Глава 1 Права и обязанности налогоплательщиков
1.1 Налогоплательщики как субъекты налоговых правоотношений
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации
Глава 2 Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства
2.1 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
2.1 Проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей налогоплательщиков
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Права,обязанности и ответственность налогоплательщиков_проблемы их реализации.docx

— 67.56 Кб (Скачать документ)

Статьей 4 Федерального закона от 27.11.2001 № 148-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации"» определено, что глава 27 «Налог с продаж» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) утрачивает силу с 1 января 2004 года. Таким образом, с вышеуказанной даты налогоплательщик не исчисляет и не уплачивает налог с продаж. Аналогичная ситуация сложилась с рядом иных налогов и сборов. Вполне закономерно, что у налогоплательщика возникает мотивация не уплачивать ранее подлежащие внесению в бюджет налоги и сборы, опираясь на закон, отменяющий данные платежи.

В то же время в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации  каждый российский гражданин обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данное положение остается неизменным с 1993 года, и предпосылок его преобразования не существует. При этом согласно НК РФ в случае неисчисления и неуплаты налогоплательщиком в установленные законом сроки налогов и сборов наступает налоговая ответственность. Сроки уплаты налогов и сборов определены НК РФ, федеральными, региональными и местными законодательными актами Российской Федерации.

Согласно ст. 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная  ответственность возникает за уклонение  от уплаты налогов и (или) сборов с  физического лица (с организации) путем непредставления налоговой  декларации или иных документов, представление  которых в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую  декларацию или в такие документы  заведомо ложных сведений, совершенное  в крупном размере. Диспозиции статей УК РФ не претерпели каких-либо существенных преобразований в связи с внесением  изменений в настоящий Кодекс; соответственно, объект, субъект, объективная  и субъективная стороны налогового преступления остались неизменными. По этой же причине не представляется возможным говорить о декриминализации вышеуказанных преступлений в части  упраздняемых законодателем налогов  и сборов.

Таким образом, при неисчислении и неуплате налогоплательщиком законно  установленного налога или сбора  налоговая или уголовная ответственность  наступает по истечении наиболее позднего из двух сроков: подачи декларации или уплаты налога или сбора.

В ст. 5 НК РФ закреплено следующее:

«...Акты законодательства о  налогах и сборах, устанавливающие  новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие  новые обязанности или иным образом  ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также  иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, обратной силы не имеют...»

«Акты законодательства о  налогах и сборах, устраняющие  или смягчающие ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах либо устанавливающие  дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу...»

«Акты законодательства о  налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры  ставок налогов (сборов), устраняющие  обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это».

Отсюда можно сделать  вывод, что закон, отменяющий с определенной даты налог или сбор, улучшает положение  налогоплательщика, поскольку снижает  его налоговое бремя. Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ данный законодательный  акт может иметь обратную силу, то есть может отменять обязанность  по уплате налога или сбора и за прошлые налоговые периоды, если об этом прямо указано в законе.

Вместе с тем в настоящее  время не существует ни одного нормативного акта, прямо или косвенно указывающего на отмену ранее возникших у налогоплательщика  обязанностей перед государством по уплате налогов или сборов. Более  того, по своей сути, российская налоговая  система и законодательство не подразумевают  отмену нормативных актов и прекращение  юридических обязанностей без специально принятого и опубликованного  закона. В частности, таким законодательным  актом может выступать налоговая  амнистия, принятая в установленном  порядке Государственной Думой.

На основании вышеизложенного  отмена с определенной даты какого-либо налога или сбора не является автоматическим условием отмены налоговой или уголовной  ответственности за не исчисленный  и не уплаченный ранее налог или  сбор, поскольку данная ответственность  возникла с момента неисчисления и неуплаты налога или сбора и  может отменяться только специальным  законом либо отдельно указываться  в законе об отмене налога.

При этом законные права  налогоплательщиков не нарушаются. Государство  предоставляет возможность своим  гражданам улучшить материальное положение  посредством уменьшения налогового бремени. Однако оно не может упустить, чтобы бюджет понес убытки от неуплаченных налогов и сборов. В этих целях  и принимаются законодательные  акты, в которых подробно прописывается  порядок вступления в силу новых  норм и ликвидация старых положений.

Таким образом, мнение, основывающееся на том, что ликвидация налога или  сбора приводит к отмене налоговой  или уголовной ответственности  за неуплаченный ранее налог или  сбор, не имеет под собой юридической  основы. Соответственно, ликвидация налоговых  платежей не приводит к автоматической отмене ответственности за неуплаченные ранее налоги и сборы.

В современных условиях налоговое  законодательство предусматривает  институт налогового представительства  и консультирования, который позволяет  обеспечивать квалифицированное предоставление правовой помощи налогоплательщикам при  решении налоговых вопросов, начиная  от частных консультаций и заканчивая защитой их прав и законных интересов  в суде и налоговых органах, что  соответствует европейской и  мировой практике. Налоговые консультанты в этом случае играют значительную роль как лица, обладающие специальными знаниями и навыками. Введение в  Российской Федерации института  налоговых консультантов является важной и необходимой задачей  в развитии правовых основ Российского  государства. Наличие такого института  соответствует европейской и  мировой практике.

 

 

 

Заключение

Изучив и проанализировав  законодательство  о правах, обязанностях и ответственности налогоплательщиков, можно сделать следующие выводы.

В нынешних условиях перехода России к рыночной экономике неизбежно  меняются функции государства в  сфере регулирования налоговых  правоотношений. Государство должно законодательно устанавливать минимально необходимый уровень защиты прав налогоплательщиков, а также устанавливать  надзор и контроль за соблюдением  налогового законодательства. Однако, отсутствие эффективных экономических, административных и уголовно-правовых механизмов, побуждающих налогоплательщиков к безусловному соблюдению налогового законодательства, а также низкий уровень правовых знаний налогоплательщиков и должностных лиц, усугубленное несовершенством законодательства о налогах и сборах ведет к  систематическому нарушению налогового законодательства.

Исходя из вышеизложенного, представляется, что НК РФ не в полной мере соответствует реально существующим экономическим отношениям, не располагает  эффективными и реальными методами защиты прав, контроля за соблюдением  обязанностей, привлечения к ответственности  налогоплательщиков.

Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые  нарушения. Для понимания пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правовой статус в целом, а не ограничиваться только нормами санкций.

Налицо усложнение налогово-финансовых взаимоотношений государства и  налогоплательщиков, что позволяет  говорить о влиянии на налоговые  отношения норм различной отраслевой принадлежности.

Между законом и государством как гарантами прав и обязанностей налогоплательщиков существует сложная  связь, нарушение которой ставит под сомнение реальность тех или  иных гарантий.

Налогоплательщики имеют  право на административную и судебную защиту своих прав. Индивидуальные предприниматели и организации  обращаются за защитой своих прав в арбитражные суды, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями – в суды общей юрисдикции.

Необходимо еще раз  подчеркнуть, что с вступлением  в силу части первой Налогового кодекса  Российской Федерации налогоплательщики  получили право требовать от налоговых  органов проведения разъяснительной  работы, в частности, получать от налоговых  органов бесплатную информацию о  налоговом законодательстве, а также  письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах  и сборах.

В заключение хотелось бы также  отметить, что насущной потребностью является создание полноценной правовой базы для взаимодействия налоговых  органов и органов внутренних дел, которая позволит не только выполнять  фискальные функции на более высоком  уровне, но и создаст гарантии для  защиты прав и интересов добросовестных налогоплательщиков.

Также при изучении законодательства о правах, обязанностях и ответственности  можно сделать вывод, что налоговое  законодательство не всегда отвечает реалиям дня и реализуется  не в полном объеме; следствием роста  судебных разбирательств является в  большинстве случаев не знание своих  прав и обязанностей налогоплательщиков, а также использование не в  полной мере досудебного аппарата разрешения споров.

 

 

 


Информация о работе Права и обязанности налогоплательщиков