Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа
Налоговое законодательство - часть единой системы нормативных правовых актов, для которой характерна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми ее элементами. Нельзя достичь высокого уровня знания и понимания налоговых законов без усвоения первичных сведений о праве. Поэтому, на наш взгляд, каждый руководитель, бухгалтер, предприниматель, даже не будучи юристом, должен ориентироваться в основных правовых понятиях и категориях.
Министерство сельского
Департамент научно- технологических политики и образования
Иркутская государственная
Кафедра финансов и анализа
Тема «Правовые акты в сфере налогообложения»
Работу выполнила студентка
Шевцова Мария Игоревна
Группа 1 курса 3
Факультета экономической
Специальности 08.01.05.65
Руководитель работы, доцент
Темникова Е. А.
Дата приема работы_______
Иркутск 2013
С различными нормативными актами, и в первую очередь с актами законодательства о налогах и сборах, сталкиваются в своей повседневной деятельности не только профессиональные юристы, но и руководители организаций, бухгалтеры, индивидуальные предприниматели.
Изучение и практическое
использование нормативных
Так, по информации Высшего
Арбитражного Суда РФ, в 1998 году налоговые
органы предъявили почти 22 тысячи исков
о взыскании недоимок и санкций,
что на 47 процентов выше по сравнению
с этим же показателем в 1997 году.
Решениями арбитражных судов
взыскано 894 миллиона рублей по этим искам.
Приведенная статистика показывает,
что количество нарушений, связанных
с исчислением и уплатой
Однако в том же 1998 году
налогоплательщиками заявлено около
8 тысяч исков о признании
Налоговое законодательство
- часть единой системы нормативных
правовых актов, для которой характерна
тесная взаимосвязь и
Система нормативных правовых актов по вопросам налогообложения призвана регулировать систему общественных отношений, возникающих по поводу установления и взимания налогов.
Эти отношения, определенные в ст.
2 Налогового кодекса, являются предметом
правового регулирования
Налоговый кодекс выделяет следующие группы отношений, регулируемых налоговым законодательством:
- по установлению налогов;
- по введению налогов;
- по взиманию налогов;
- по осуществлению налогового контроля;
- по обжалованию актов
- по привлечению к
Налоговые отношения - это, в первую очередь, властные отношения, складывающиеся между гражданами и организациями как налогоплательщиками, с одной стороны, и государством, в лице уполномоченных им органов, - с другой.
Кроме того, эти отношения носят имущественный характер, поскольку налоги, пени, штрафы всегда взимаются в виде денежных средств, а каждый налог имеет свое экономическое основание - имущество, доход, стоимость товаров. Однако в отличие от имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, характеризуемых равноправием их участников, налоговым отношениям всегда свойственно неравенство сторон и наличие соподчинения их участников, основанное на правовых предписаниях государства.
Следуя принципу, провозглашенному в ст. 15 Конституции Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ в ст. 1 устанавливает следующую систему налогового законодательства:
- Налоговый кодекс;
- федеральные законы о налогах и сборах;
- законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации;
- нормативные правовые
акты о налогах и сборах
представительных органов
Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. Его правовой статус определен в ст. 1 этого документа.
Во-первых, Налоговый кодекс
- единственный нормативный правовой
акт, устанавливающий систему
Во-вторых, Налоговый кодекс в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.
Провозглашенный в п. 4 ст.
15 Конституции Российской Федерации
приоритет норм международного права
по отношению к нормам российского
законодательства применительно к
налоговым правоотношениям
На практике это означает,
что при экономическом
Итак, можно построить следующую схему иерархии актов, регулирующих налоговые отношения.
Конституция |
||||||||||
Международные договоры |
||||||||||
Налоговый кодекс |
||||||||||
Федеральные законы |
||||||||||
Законодательство субъектов
Российской |
||||||||||
Нормативные правовые акты | ||||||||||
Нормативные акты органов исполнительной власти не включены в состав налогового законодательства. Их роль в регулировании налоговых отношений и порядок издания определены в ст. 4 Налогового кодекса.
Следует сказать, что издание нормативных правовых актов органами исполнительной власти происходит двумя способами. В первом случае орган исполнительной власти издает нормативный правовой акт исходя из необходимости и целесообразности в рамках установленной Конституцией или законом компетенции. Во втором - нормативный правовой акт исполнительной власти может появиться только в случае прямого указания закона.
Именно второй вариант
был закреплен в Налоговом
кодексе Российской Федерации, ст. 4
которого гласит: "Федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
исполнительные органы местного самоуправления,
органы государственных внебюджетных
фондов в предусмотренных
Так, Постановлением Правительства РФ от 16.03.99 N 298 утверждено Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. Установление такого порядка было прямо отнесено к компетенции Правительства РФ п. 4 ст. 131 Налогового кодекса.
Другой пример. Пунктом 3 ст. 100 Налогового кодекса Министерству РФ по налогам и сборам предписывалось установить форму и требования к составлению акта налоговой проверки. В соответствии с этим указанием Закона Приказом МНС РФ от 31.03.99 N ГБ-3-16/66 утверждена Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.03.99 N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов", которая прошла регистрацию в Министерстве юстиции РФ и официально опубликована.
До недавнего времени указы Президента Российской Федерации имели значительное влияние на формирование налогового права России.
Это связано со следующими
обстоятельствами. В 1993 году правотворческая
деятельность Верховного Совета Российской
Федерации была прервана. В период
поэтапной конституционной
Нормы этих указов, хотя они были призваны лишь временно регулировать отношения в обществе в отсутствие федеральных законов, по своему значению законам не уступали. И, таким образом, указ Президента по какому-либо вопросу общественной жизни продолжал действовать до момента принятия федерального закона, посвященного этому же вопросу.
Достаточно вспомнить
Указ Президента Российской Федерации
от 22.12.93 N 2270, который внес значительные
изменения в действовавшую
Налоговый кодекс, следуя нормам,
закрепленным в Конституции РФ, серьезно
ограничил правотворческую
Акты Президента РФ, акты Правительства РФ и акты органов исполнительной власти могут регулировать налоговые вопросы только в случаях, прямо определенных налоговым законодательством. Изданные же до вступления в силу Налогового кодекса нормативные акты Президента и Правительства, регулирующие налоговые отношения по вопросам, не урегулированным федеральными законами, продолжают действовать и применяться в части, не противоречащей Кодексу до введения в действие соответствующих законов (ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ").
Вопрос о юридической силе инструкций по применению налоговых законов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (Госналогслужбы РФ), изданных до введения в действие Налогового кодекса и широко применяемых для регулирования отношений в сфере налогообложения, решается следующим образом.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.
Право издания рассматриваемых
инструкций было делегировано Министерству
Российской Федерации по налогам
и сборам отдельными законами о налогах,
которые в соответствии со ст. 1 Налогового
кодекса РФ являются частью системы
налогового законодательства. Таким
образом, издание указанных нормативных
актов прямо предусмотрено
Иерархическая лестница подзаконных
нормативных правовых актов в
сфере налогообложения