Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа
Налоговое законодательство - часть единой системы нормативных правовых актов, для которой характерна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми ее элементами. Нельзя достичь высокого уровня знания и понимания налоговых законов без усвоения первичных сведений о праве. Поэтому, на наш взгляд, каждый руководитель, бухгалтер, предприниматель, даже не будучи юристом, должен ориентироваться в основных правовых понятиях и категориях.
- указы Президента в
случаях, предусмотренных
- указы Президента, принятые
до вступления в силу
- постановления Правительства
в случаях, предусмотренных
- постановления Правительства,
принятые до вступления в силу
Налогового кодекса Российской
Федерации, действуют в части,
не противоречащей Налоговому
кодексу, до издания
- нормативные правовые
акты налоговых и иных органов
исполнительной власти в
- нормативные правовые
акты налоговых и иных органов
исполнительной власти, принятые
до вступления в силу
Статьей 4 Налогового кодекса
Министерству Российской Федерации
по налогам и сборам, Министерству
финансов Российской Федерации, Государственному
таможенному комитету Российской Федерации,
органам государственных
Эти документы издаются в целях единообразного применения налогового законодательства налоговыми, финансовыми, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов и не являются обязательными для налогоплательщиков.
В качестве примера можно
привести Методические указания для
налоговых органов по вопросам осуществления
процедуры снятия с учета налогоплательщика
- организации, созданной в соответствии
с законодательством Российской
Федерации, которые были направлены
территориальным налоговым
Налог — обязательный, индивидуально
безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной
власти различных уровней с организаций и физических лиц в
целях финансового обеспечения деятельности государства или м
Налоговый кодекс состоит из следующих разделов и глав:
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах ст. 1 - 11
Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации ст. 12 - 18
Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Глава 3. Налогоплательщики и
19 - 25
Глава 4. Представительство в
Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ
ОРГАНЫ. ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ.
ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ, ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ,
ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ, ИХ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные
органы. Органы государственных внебюджетных
фондов. Ответственность налоговых
органов, таможенных органов, органов
государственных внебюджетных фондов,
их должностных лиц ст. 30 -
35
Глава 6. Органы налоговой полиции ст. 36 - 37
Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ
ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И
СБОРОВ
Глава 7. Объекты налогообложения ст. 38 - 43
Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов ст. 44 - 60
Глава 9. Изменение срока уплаты
налога и сбора, а также пени ст.
61 -
68
Глава 10. Требование об уплате налогов и сборов ст. 69 - 71
Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов ст. 72 - 77
Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ст. 78 - 79
Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Глава 13. Налоговая декларация ст. 80 - 81
Глава 14. Налоговый контроль ст. 82 - 105
Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений ст. 106 - 115
Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение ст. 116 - 129
Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением
налогового контроля ст.
130 - 131
Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей,
предусмотренных
Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ
ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ
БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц ст. 137 - 139
Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие
решения по ней ст. 140 -
142
Действие нормативных правовых актов о налогах и сборах во времени
Вступление в силу актов налогового законодательства имеет свои особенности, определенные в ст. 5 Налогового кодекса.
Эти правила учитывают
серьезность последствий
В соответствии с п. 1 рассматриваемой статьи акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон от 30.03.99 N 51-ФЗ приостановил действие п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ до 1 января 2000 г.
В п. п. 2, 3, 4 ст. 5 Налогового кодекса конкретизированы применительно к налоговому законодательству общие правила действия законодательных актов во времени:
- акты, устанавливающие новые
налоги и (или) сборы,
- акты, устраняющие или
смягчающие ответственность за
нарушение законодательства о
налогах и сборах либо
- акты, отменяющие налоги
и (или) сборы, снижающие
Кодекс не определяет всех
возможных случаев, когда нормативный
акт устанавливает
Для правильного понимания и применения этой нормы закона возникает необходимость толкования указанных понятий.
Что же может являться дополнительной гарантией защиты прав налогоплательщика? В обыденном понимании это практически любое улучшение его правового положения, за исключением случаев, прямо перечисленных в п. 4 ст. 5 Налогового кодекса, а именно:
- отмена налога (сбора);
- снижение размера ставки налога (сбора);
- устранение обязанности.
Полагаем, что под дополнительными гарантиями прав законодатель скорее всего понимал нормы, касающиеся применения мер ответственности за налоговые правонарушения, устанавливающие ограничения к порядку и объему проведения налогового контроля, а также посвященные порядку обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Именно такие правовые нормы и должны иметь обратную силу в любом случае без специального на то указания в законе.
Например, установленное
в Налоговом кодексе Российской
Федерации право
Что же касается нормативных актов, улучшающих правовое положение налогоплательщика, то здесь, на наш взгляд, подразумеваются нормы, предоставляющие налогоплательщикам дополнительные права, например, предусматривающие налоговые льготы, упрощающие налоговую отчетность, предоставляющие отсрочки и рассрочки по уплате налоговых платежей и т.п.
Каких-либо особенностей пределов действия в пространстве нормативных актов о налогах и сборах законом не предусмотрено.
Действие норм налогового законодательства Российской Федерации распространяется на всю территорию Российской Федерации. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации действуют на территории данного субъекта Федерации. Действие нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления, распространяется на территорию данного муниципального образования.
Исключение составляют случаи применения для налоговых правоотношений норм международных договоров, оговоренные в ст. 7 Налогового кодекса, о которых мы подробно говорили выше.
Нормы налогового законодательства
регулируют властные отношения, возникающие
по поводу установления, введения и
взимания налогов и сборов в Российской
Федерации, а также в процессе
осуществления налогового контроля
и привлечения к
Таким образом, можно сказать, что нормативные акты о налогах и сборах распространяются:
- во-первых, на все имущественные
отношения в сфере взимания
налогов и сборов, основанные
на властном подчинении
- во-вторых, на отношения
в сфере налогового
- в-третьих, на властно
- организационные отношения
Налоговое законодательство
действует в отношении лиц, признаваемых
участниками налоговых
- организации и физические
лица, признаваемые
- организации и физические
лица, признаваемые налоговыми
- Министерство по налогам
и сборам Российской Федерации
и его подразделения в
- Государственный таможенный
комитет Российской Федерации
и его подразделения (
- государственные органы
исполнительной власти и
- Министерство финансов
Российской Федерации,
- органы государственных внебюджетных фондов;
- Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения (органы налоговой полиции) - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом.