Правовые акты в сфере налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание

Налоговое законодательство - часть единой системы нормативных правовых актов, для которой характерна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми ее элементами. Нельзя достичь высокого уровня знания и понимания налоговых законов без усвоения первичных сведений о праве. Поэтому, на наш взгляд, каждый руководитель, бухгалтер, предприниматель, даже не будучи юристом, должен ориентироваться в основных правовых понятиях и категориях.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.docx

— 51.20 Кб (Скачать документ)

Все эти лица наделены налоговым  законодательством определенными  правами и обязанностями и  потому способны выступать реальными  участниками (субъектами) правовых отношений, регулируемых нормативными актами о  налогах и сборах.

В ст. 9 Налогового кодекса  не названы в качестве субъектов  налоговых отношений банки и  иные кредитные организации, представители  налогоплательщиков, лица, привлекаемые в процессе осуществления налогового контроля (эксперты, переводчики, свидетели). Но следует признать, что они также  относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о  налогах и сборах, так как Налоговым  кодексом определен круг их прав и  обязанностей, а также предусмотрены  меры ответственности за нарушение  ими налогового законодательства. 

3. Акты толкования  и акты применения права

в сфере  налогообложения

 

 

Властный характер налоговых  правоотношений предполагает значительное и активное участие в них органов  государственной власти. Что, в свою очередь, предопределяет широкую правоприменительную  деятельность и большое количество правоприменительных актов, различных  как по субъектам, их издавшим, так  и по своему значению.

В первую очередь следует  выделить акты налоговых органов. Налоговый  кодекс предусматривает издание  значительного числа правоприменительных  актов налоговыми органами (их должностными лицами) практически на каждой стадии процесса налогового контроля и привлечения  к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.

В связи с большим количеством  таких актов вряд ли целесообразно  составлять их полный перечень. Назовем  только некоторые, наиболее распространенные:

- решение о взыскании  налога, сбора, пени за счет  денежных средств на счетах  налогоплательщика (ст. 46);

- постановление о взыскании  налога или сбора за счет  имущества налогоплательщика (ст. 47);

- требование об уплате  налога или сбора (глава 10);

- решение о приостановлении  операций по счетам налогоплательщика  (ст. 76);

- решение о наложении  ареста на имущество налогоплательщика  (ст. 77);

- решение о возврате  излишне взысканного налога, сбора,  пени (ст. 79);

- решение о проведении  выездной налоговой проверки (ст. 89);

- постановление о выемке  документов и предметов (ст. 94);

- акт выездной налоговой  проверки (ст. 100);

- решение о привлечении  налогоплательщика к налоговой  ответственности (ст. 101).

Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ издают решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора, решения об отказе в предоставлении такой отсрочки или рассрочки, решения о предоставлении налогового кредита или инвестиционного  налогового кредита, решения о досрочном  прекращении отсрочки или рассрочки.

Налоговый кодекс также предусматривает  издание определенных правоприменительных  актов органами внебюджетных фондов и Государственным таможенным комитетом  РФ.

К форме некоторых актов  Налоговый кодекс предъявляет достаточно определенные требования (например, в  ст. 101 - к решению о привлечении  налогоплательщика к ответственности). Формы других актов поручает разработать Министерству по налогам и сборам (как, например, форму акта налоговой проверки).

По характеру правового  воздействия все эти правоприменительные  акты можно разделить на охранительные, связанные с реализацией санкций  правовых норм (например, постановления  о привлечении налогоплательщика  к ответственности), и регулятивные, подтверждающие и определяющие права  и обязанности субъектов налоговых  правоотношений (решения о проведении реструктуризации налоговой задолженности, решения о возврате излишне уплаченного  налога).

Судебные решения, принимаемые  по конкретным делам, связанным с  налоговыми отношениями, также относятся  к правоприменительным актам  в сфере налогообложения. Одновременно решения суда можно отнести и  к актам толкования права, поскольку  они содержат казуальное толкование правовых норм.

Обычно судебное решение  состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть должна содержать  наименование суда, принявшего решение, состав суда, номер дела, дату и место  разбирательства дела, наименование лиц, участвующих в деле, предмет  разбирательства, фамилии присутствующих в заседании лиц с указанием  их полномочий.

Описательная часть должна содержать краткое изложение  обстоятельств дела, объяснений, заявлений  и ходатайств лиц, участвующих в  деле.

Толкование судом правовых норм фиксируется в мотивировочной части решения. В этой части должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда, доводы, по которым суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.

Резолютивная часть решения  должна содержать выводы суда относительно рассмотренного дела, влекущие за собой  соответствующие правовые последствия.

При этом следует помнить, что судебное решение не содержит общеобязательных правил поведения, то есть не является нормативным актом  и не может применяться к аналогичным  отношениям даже в случаях, когда  выносится высшим судебным органом.

В этой связи следует заметить, что решения налоговых органов, например, по жалобе налогоплательщика  или о привлечении налогоплательщика  к ответственности также можно  отнести не только к актам правоприменения, но и к актам казуального толкования. В таких актах помимо выводов, влекущих определенные правовые последствия, приводится также оценка действий налогоплательщиков или налоговых органов как соответствующих или не соответствующих законодательству. При этом обычно разъясняется та или иная норма закона применительно к конкретному случаю.

Особое место в системе  правовых актов, в том числе и  принимаемых по вопросам, связанным  с налогообложением, занимают акты высших судебных инстанций - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ.

Как уже говорилось выше, Конституционному Суду РФ предоставлено  право толковать нормы Конституции РФ.

ВС РФ и ВАС РФ вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики. Юридически акты разъяснения содержат правила по применению правовых норм, но новых норм не устанавливают. Фактически же акты этих судебных органов подчас используются правоприменителями как нормативные правовые акты.

В качестве примера можно  привести ситуацию, сложившуюся с  применением нормы п. 3 ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах  налоговой системы в РФ", согласно которой обязанность налогоплательщика  по уплате налога прекращается уплатой  им налога. Проблема заключалась в  том, что в действующем на тот  момент законодательстве отсутствовали  нормы, однозначно устанавливающие, что  считать моментом уплаты налога.

В письме Президиума Высшего  Арбитражного Суда от 04.04.96 N 1 разъяснялось, что обязанность по уплате налога может считаться исполненной  плательщиком при поступлении соответствующих  сумм в бюджет. В противном случае имеет место недоимка, которая  может быть взыскана с налогоплательщика в общем, то есть бесспорном, порядке путем списания с расчетного счета. Данная позиция была отражена и в ряде постановлений Президиума ВАС по конкретным делам.

С учетом этого разъяснения  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сложилась  практика бесспорного взыскания  денежных средств, ранее списанных  с банковских счетов налогоплательщиков, но по различным причинам не поступивших  в бюджет.

Таким образом, фактически были установлены одинаково обязательные для всех налогоплательщиков правила, причем закреплялись они в судебном акте, официально в России источником права не признаваемом.

Однако 12.10.98 Конституционным  Судом РФ было принято Постановление N 24-П "По делу о проверке конституционности  пункта 3 статьи 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой  системы в РФ", разъяснившее, что  конституционная обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается  исполненной в день списания с  его расчетного счета в кредитном  учреждении денежных средств при  наличии на этом счете достаточного денежного остатка.

Конституционным Судом сама норма п. 3 ст. 11 Закона "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации", гласящая, что обязанность  юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, была признана соответствующей Конституции РФ.

Практически именно толкование этой нормы, используемое в правоприменительной  практике, суд признал противоречащим Конституции.

Итак, в данном случае никаких  изменений в нормативный акт  не внесено, сам акт не отменен, но после разъяснений Конституционного Суда он порождает совсем иные правовые последствия, чем прежде.

Правовая природа актов  высших судебных инстанций, таким образом, чрезвычайно сложна. Она не определена законодателем, не сложилось однозначного к ней отношения и в теории права. Следует сказать, что уже  выдвигаются предложения приравнять судебные акты к источникам права. И  в первую очередь это относится  к решениям Конституционного Суда.

Достаточно часто, и в  особенности по вопросам, связанным  с налогообложением, Конституционный  Суд, рассматривая дела о толковании норм Конституции или о конституционности  нормативных актов, устанавливает  правила, которые сами по себе не являются разъяснениями норм Конституции. А  выводы, закрепленные в решениях Конституционного Суда, оказывают существенное влияние  не только на правоприменительную, но и на нормотворческую деятельность.

Так, разъяснение Конституционного Суда о том, что считать моментом исполнения обязанности по уплате налога, было воспроизведено законодателем  в ст. 45 Налогового кодекса. Правило, изложенное в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.96 N 20-П, о том, что при  производстве по делу о налоговом  правонарушении подлежат доказыванию  как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика, нашло отражение в ст. 106 и 108 Налогового кодекса.

 

 

заключение

 

 

Современная система нормативных  правовых актов России чрезвычайно  сложна и объемна. При этом в настоящее  время российское законодательство динамично развивается: появляются новые отрасли права, а существующие подвергаются серьезной переработке.

Активное участие в  правотворческом процессе многих государственных  органов также влечет за собой  частые изменения в действующей  системе нормативных правовых актов. Развитие общественных отношений приводит к появлению значительного количества нормативных актов по широкому кругу  вопросов.

По некоторым экспертным оценкам, все федеральные органы власти ежегодно принимают до 15000 различных  документов. Многие из них напрямую затрагивают важнейшие сферы  предпринимательской деятельности, меняют условия налогообложения, вносят коррективы в правила проведения тех или иных хозяйственных операций.

Чтобы быстро находить нужную информацию в обширном массиве нормативных  документов, государственные органы, предприятия, специалисты вынуждены  постоянно отслеживать появление  новых и фиксировать изменения  действующих правовых актов. Такая  работа весьма непроста и трудоемка. Однако необходимость следить за всеми изменениями законодательства не становится менее острой.

В целом можно выделить следующие основные требования, предъявляемые  в современных условиях к уровню обеспечения правовой информацией:

- полнота;

- актуальность;

- доступность;

- оперативность получения  новой информации;

- возможность эффективного  поиска.

Кроме того, для стабильной и успешной работы любого предприятия  собственно нормативной информации, как правило, бывает недостаточно. Многие нормативно - правовые акты отличаются сложностью, запутанностью и противоречивостью. Поэтому их применение зачастую требует  дополнительных разъяснений и консультаций. Получение такой разъяснительной  и консультационной информации также  представляет собой определенную проблему.

Сейчас существует несколько  основных источников правовой информации. Одни из них можно назвать "традиционными". Это, в первую очередь, различные периодические издания, книги, брошюры, курсы, семинары и консультационные услуги.

Для тех, кому приходится работать с законодательством, безусловно важны печатные средства массовой информации, книги, брошюры. Эти издания удобны, их несомненным преимуществом является привычное с детства восприятие информации с листа бумаги. Некоторые периодические СМИ осуществляют официальную публикацию нормативно - правовых актов.

Информация о работе Правовые акты в сфере налогообложения