Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:14, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении понятия и основ принципов и механизма налогообложения современной России и выработке мероприятий по ее совершенствованию.
Введение 3
Глава 1. Основы построения налогов и принципы налогообложения
Развитие принципов налогообложения 5
Виды и содержание принципов налогообложения 9
Функции принципов налогообложения 14
Глава 2. Механизм налогообложения
2.1. Содержание механизма налогообложения 20
2.2. Состояние механизма налогообложения в России 25
Заключение 30
Список использованных источников 33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 2. Механизм налогообложения
2.1. Содержание механизма налогообложения 20
2.2. Состояние механизма налогообложения в России 25
Заключение 30
Список
использованных источников 33
Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов коммерческих организаций. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной.
Актуальной остается задача обеспечить формирование таких принципов и механизма налогообложения, которые способствовали бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. В связи с этим, считаем тему курсовой работы достаточно актуальной.
Цель работы заключается в изучении понятия и основ принципов и механизма налогообложения современной России и выработке мероприятий по ее совершенствованию. Цель данной работы достигается поэтапно посредством разрешения следующих основных задач:
Теоретическую основу курсовой работы составляют базовые концепции современного налогообложения. Данная работа опирается на классические и современные труды отечественных и зарубежных экономистов в области налогообложения, финансов в целом – Вылкова Е.С.; в области налоговой оптимизации – Брызгалина А.В.,; в области налогового планирования – Липатовой И.В., Рагозина Б.А. и др.
В ходе написания работы применялись положения действующего законодательства, методические положения и указания.
Структура
курсовой работы включает введение, две
главы, заключение, список использованной
литературы.
1.1.Развитие
принципов налогообложения
У
истоков формирования универсальных
принципов налогообложения
Принципы налогообложения как базовые идеи и положения, присущие любой налоговой системе, первоначально сформулировал Фома Аквинский. А. Смит в 1776 г. обосновал ряд принципов налогообложения, актуальных и по сей день. К ним автор отнес принцип справедливости, заключающийся во всеобщности и пропорциональности налогообложения; принцип определенности, который в современной трактовке означает, что налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить; принцип удобства, в соответствии с которым каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика; принцип эффективности, согласно которому административные расходы по взиманию налогов не должны быть больше, чем сами налоговые поступления.
Более или менее аналогичные принципы содержатся в работах А. Вебера, К. Гока.
Отечественная наука налогообложения только начинает свое становление. "К сожалению, политическая направленность развития России-СССР не позволила создать экономических основ рациональной налоговой системы, хотя предпосылки были подготовлены, в том числе и отечественными экономистами"2. В настоящее время мы наблюдаем всплеск научного интереса к вопросам налогообложения. Объективной предпосылкой здесь выступают активность законодателя при проведении налоговой реформы, а также новизна, сложность и практическая значимость для экономики большинства проблем налогового законодательства. В современных отечественных учебниках и учебных пособиях по налоговому праву значительное место уделяется общим принципам как базовым категориям налогообложения3. Появились первые монографии на эту тему4. В то же время системные исследования правовых основ налогообложения находятся в зачаточном состоянии.
Принципы налогообложения могут быть определены как основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие могут быть выведены путем толкования налогового законодательства. Принципы налогообложения носят многоуровневый характер по охвату правового регулирования. Ряд из них имеет общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения. Так, принципы налоговой ответственности как самостоятельного института налогового права закреплены в гл.15 Налогового кодекса Российской Федерации "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений" и включают требование законности, презумпцию невиновности, однократность и индивидуализацию наказания, принцип сложения налоговых санкций и другие. Статья 40 НК устанавливает специальные принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
Большинство авторов признают, что общие принципы налогообложения закреплены в ст.3 НК "Основные начала законодательства о налогах и сборах". Как соотносятся "общие принципы налогообложения" и "основные начала налогового законодательства"? На наш взгляд, категория "общие принципы налогообложения" используется законодателем в широком и узком смысле. Первый подход вытекает из анализа п.2 ст.1 НК, где сформулировано положение о том, что НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Использованная законодателем грамматическая связка "в том числе" приводит к выводу, что общими принципами налогообложения законодатель именует совокупность всех основных институтов налогового законодательства, закрепленных в части первой НК. В таком понимании общие принципы налогообложения фактически отождествляются с Общей частью налогового права, что, на наш взгляд, неоправданно расширяет границы этого института и не способствует его правовой идентификации.
Такой подход еще можно было бы признать допустимым, если бы речь шла не о всей системе налоговых норм, но именно о принципиальных основах большинства налогово-правовых институтов. Но статья 1 НК сформулирована таким образом, что включает в общие принципы налогообложения не только нормы-принципы как таковые, но и регулятивные, и охранительные, и специализированные нормы. Однако теория права рассматривает нормы-принципы как самостоятельные правовые категории, обладающие значительной структурной спецификой и особой функциональной направленностью в системе правового регулирования. Смешивать их с остальными нормами регулятивного, охранительного и специализированного характера недопустимо. Думается, содержание п.2 ст.1 НК требуется скорректировать, используя вместо "общих принципов налогообложения и сборов" более нейтральную правовую конструкцию - например, "правовые основы" или "общие начала" налогообложения и сборов, благо последняя формулировка уже упоминается в пп.9 п.1 ст.6 НК (и, кстати, также требует дополнительного толкования).
Узкий подход, вытекающий из судебной практики Конституционного Суда РФ и поддержанный доктринально, состоит в том, что общие принципы налогообложения сформулированы в ст.3 НК и в целом тождественны "основным началам законодательства о налогах и сборах". Думается, законодатель ориентировался здесь прежде всего на ст.1 ГК, именуемую "Основные начала гражданского законодательства". Характерная позиция выражена Г.В. Петровой: "Хотя статья 1 провозглашает, что Налоговый кодекс РФ устанавливает общие принципы налогообложения и сборов, статья о принципах (ст.3 НК РФ) называется "Основные начала законодательства о налогах и сборах"5. Мы поддерживаем это мнение. Принцип права традиционно определяется как основное начало правового института, отрасли, права в целом. В толковых словарях категория "принцип" определяется через "начало" и наоборот. "Принцип [лат. рrincipium - основа, начало] - основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д."6; "Принцип - это: начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают"7; "Начало - первоисточник, основа, принципы, основные положения"8. Таким образом, терминологически "принцип" и "начало" являются тождественными правовыми категориями.
Разумеется, общие принципы - универсальные категории, действие которых проявляется во всех институтах налогового права - в системе налогов и сборов, их установлении и введении, исполнении налоговой обязанности, правовом статусе участников налоговых правоотношений, механизме налогового контроля и ответственности, обжаловании и т.д. В этом и состоит базовый характер любого принципа - заложить правовой "фундамент" обособленной группы норм, не сливаясь с ними по содержанию. На наш взгляд, было бы целесообразно прямо назвать ст.3 НК "Общие принципы налогообложения и сборов". Именно в таком, "узком" значении общие принципы налогообложения и будут рассмотрены в дальнейшем.
Проанализировав основные подходы к определению принципов налогообложения, имеющиеся в современной отечественной экономической литературе, целесообразно различать сущностные признаки (черты) налогов, которые содержатся в его определении, и принципы. Исходные принципы налогообложения, сформулированные еще А. Смитом, нашли в современных условиях свое законодательное закрепление в более современной и юридически точной форме в ст. 3 Налогового кодека РФ.
Принципы налогообложения в России излагаются в ст. 3 Налогового кодекса РФ (НК):
1. Принципы всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и применяться различно в связи с социальными, расовыми, национальными, религиозными и иными подобными критериями. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
В литературе предлагается различать принцип равноправия (формального равенства) и собственно принцип равенства. Так, Г.А. Гаджиев, С.Г. Пепеляев отмечают: "Если принцип равноправия преследует цель соблюдения формального (юридического) равенства налогоплательщиков, то принцип равенства направлен на то, чтобы без нарушения формального равенства плательщиков в максимальной степени учесть неравные обстоятельства налогоплательщиков и обеспечить соблюдение неформального равенства"9.