Принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:14, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении понятия и основ принципов и механизма налогообложения современной России и выработке мероприятий по ее совершенствованию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы построения налогов и принципы налогообложения
Развитие принципов налогообложения 5
Виды и содержание принципов налогообложения 9
Функции принципов налогообложения 14

Глава 2. Механизм налогообложения

2.1. Содержание механизма налогообложения 20

2.2. Состояние механизма налогообложения в России 25

Заключение 30

Список использованных источников 33

Работа состоит из  1 файл

Принципы налогообложения.doc

— 288.50 Кб (Скачать документ)

      1) принцип законности налогообложения (п.1 и 5);

      2) принцип всеобщности и равенства  налогообложения (п.1 и 2);

      3) принцип соразмерности налогообложения  (п.3);

      4) принцип единства налоговой системы  России (п.4);

      5) принцип определенности налогообложения  (п.6 и 7).

      Принципы-нормы  отличаются значительной спецификой в  структуре налогового законодательства.

      Базовый характер. Являясь предписаниями исходного, основополагающего характера, принципы-нормы определяют цели, содержание, структуру, функциональную направленность всех иных налоговых норм. Они несут важнейшую идеологическую и концептуальную нагрузку, обладают декларативной направленностью, задают своеобразную программу развития отрасли в целом и отдельных ее институтов.

      Абстрактно-обобщающий характер. Принципы-нормы регулируют самые важные, ключевые аспекты налогообложения. Они выступают в качестве обобщающих правовых категорий, соотносясь с иными нормами налогового права как общие и специальные. По мнению Ю.А. Крохиной, с которым следует согласиться, принципы имеют "наибольшую степень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний, что обусловливает их конкретизацию и детализацию посредством иных правовых норм"13. Именно поэтому общие принципы так незаменимы при толковании остальных норм налогового законодательства.

      Условно-структурный характер. Внутренняя структура принципов-норм носит достаточно произвольный вид. Пытаться выделить здесь устойчивые структурные элементы - гипотезу, диспозицию, санкцию - вряд ли возможно. Определенное распределение принципов как запрещающие, дозволяющие и обязывающие можно провести, хотя и оно будет носить крайне условный характер.

      Приоритетный характер. Общие принципы налогообложения, на наш взгляд, обладают приоритетом (верховенством) по отношению к иным нормам налогового законодательства. Прямо об этом законодатель не говорит, однако анализ судебной практики, прежде всего Конституционного Суда РФ, позволяет сделать однозначный вывод: все нормы налогового законодательства должны соответствовать сформулированным в ст.3 НК общим принципам налогообложения; в случае противоречий действуют именно указанные нормы-принципы, выступающие в налоговых спорах своеобразной "истиной в последней инстанции".

      Стабильный характер. Поскольку налоговые реформы осуществляются непрерывно, нормам налогового законодательства присущи высокий динамизм и изменчивость. На этом фоне общие принципы обладают значительной стабильностью. Именно устойчивый характер позволяет им выполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогового законодательства.

      Общие принципы налогообложения основаны на нормах Конституции в той же степени, что и общеотраслевые принципы любой иной отрасли - административного, уголовного, трудового, гражданского права. Иными словами, конституция есть общий, универсальный источник всех иных правовых отраслей. Дальнейшее развитие общеправовых принципов обусловливается отраслевой спецификой, прежде всего особенностями соответствующей сферы правового регулирования. Поэтому один и тот же конституционно-правовой принцип имеет различные оттенки, реализуясь в отраслевом законодательстве. Скажем, принцип федерализма или презумпция невиновности по-разному воплощаются в сфере административного, гражданского, уголовного и налогового законодательства.

      Общие принципы налогообложения составляют специфический институт налогового права и закрепляются исключительно налоговым законодательством. При этом они развивают и конкретизируют общеправовые принципы, закрепленные конституционно. Например, согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. НК расширяет содержание данного принципа по субъекту, устанавливая, что "каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы". В то время как ст.57 Конституции РФ закрепляет налоговую обязанность лишь в отношении физических лиц, НК распространяет требование всеобщности налогообложения и на организации. В конце концов все сводится к требованию справедливости налогообложения, все остальные принципы от него производны. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Механизм налогообложения

 

2.1. Содержание  механизма налогообложения 

     Механизм  налогообложения представляет собой  механизм взимания и исчисления налогов.

     Для механизма налогообложения важную роль играют элементы налога, которые и определяют порядок исчисления и взимания налога.

     Налог считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения.

     Элементы  налогообложения:

     1) объект налогообложения - это  операции по реализации товаров  (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Имущество - виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Товары - любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ.

     Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 Налогового кодекса РФ. Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Одним из существенных элементов налогообложения является объект налогообложения, он выступает составной частью налога, без которого нет и самого налога. Объект налогообложения - это «экономический субстрат», часть которого опосредованно изымается у налогоплательщика в виде налога. Объект налогообложения не содержит каких-либо стоимостных характеристик, тогда как налогооблагаемая база обязана их содержать.

     Имущество - виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Объектами гражданских прав являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.

     Товар - любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определенное Таможенным кодексом РФ.

     Работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и(или)физических лиц. Указанное определение корреспондирует с гражданским законодательством, регулирующим подрядную деятельность. Предметом подряда являются работа и ее результат, который должен быть сдан подрядчиком и принят и оплачен заказчиком.

     Услуга - деятельность, результаты которой  не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Оплата услуг исполнителя может учитываться заказчиком при формировании себестоимости при условии, что услуги фактически оказаны и участвовали в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Налогоплательщик может представить любые документы, свидетельствующие об участии затрат в процессе производства и реализации продукции и отвечающие требованиям, которые предъявляются законодательством к первичным документам бухгалтерского учета. В соответствии с законодательством о налогах и сборах объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

     2) налоговая база - это стоимостная,  физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных регистров бухгалтерского учета на основе документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих либо связанных с налогообложением.

     Индивидуальные  предприниматели исчисляют налоговую  базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций, физические лица и исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам;

     Общие вопросы исчисления налоговой базы.

     1. Налогоплательщики-организации исчисляют  налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

     При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к  прошлым налоговым периодам, в  текущем налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки.

     2. Индивидуальные предприниматели  исчисляют налоговую базу по  итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам.

     Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют  налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

     3) налоговый период - это календарный  год или иной период времени  применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

     4) налоговая ставка - это величина  налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы. Ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК РФ;

     5) порядок исчисления налога - это  когда налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена I на налоговый орган или налогового агента;

     6) порядок и сроки уплаты налога:

     а) сроки уплаты налогов устанавливаются  применительно к каждому налогу, сроки определяются календарной датой или истечением периода, исчисляемого годами, кварталами, I месяцами, неделями и днями. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке, предусмотренном НК РФ;

     б) порядок уплаты налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими законодательными актами о налогах, в наличной или безналичной форме.

     Уплата  налога производится разовой уплатой  всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах. Отсрочка и рассрочка, а также налоговый кредит представляют собой изменение срока, а не особый порядок уплаты налога. При этом обращает на себя внимание прямое указание на то, что порядок уплаты налога предусматривается исключительно актами законодательной власти.

Информация о работе Принципы налогообложения