Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:14, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении понятия и основ принципов и механизма налогообложения современной России и выработке мероприятий по ее совершенствованию.
Введение 3
Глава 1. Основы построения налогов и принципы налогообложения
Развитие принципов налогообложения 5
Виды и содержание принципов налогообложения 9
Функции принципов налогообложения 14
Глава 2. Механизм налогообложения
2.1. Содержание механизма налогообложения 20
2.2. Состояние механизма налогообложения в России 25
Заключение 30
Список использованных источников 33
Можно выразить эту мысль иначе, используя подход, предполагающий рассмотрение принципа равенства в "горизонтальном" и "вертикальном" аспектах. "Горизонтальное равенство (horizontal equity) делает акцент на то, что люди в одинаковых обстоятельствах должны платить равные суммы налога: Вертикальное равенство (vertical equity) означает, что люди в разных обстоятельствах должны платить сумму налога, соответствующую различию".
Применение принципа равенства как инструмента разрешения конкретных юридических проблем нередко сопряжено с ощутимыми сложностями. В реальных жизненных ситуациях различные субъекты могут находиться в равном положении по определенным критериям, тогда как по другим их положение существенно различается. Корректное применение принципа равенства возможно лишь в том случае, если правильно выбран критерий, на основании которого сопоставляется правовое и экономическое положение субъектов.
Как
известно, в экономической и финансовой
науках, в рамках которых традиционно
изучаются экономические
Вместе с тем платежеспособность - не единственный экономический показатель (критерий), на основании которого может реализовываться принцип равенства в налоговом праве. В сфере сборов должны также учитываться экономические затраты получателя сбора на предоставление услуг, обусловливающих взимание сбора их необходимостью; в сфере целевых налогов - размер потенциальных экономических выгод плательщика от реализации социально необходимых программ, для финансирования реализации которых взимается соответствующий целевой налог.
Другое
проявление принципа равенства - всеобщий,
всеохватывающий характер налогообложения.
Принцип всеобщности
Подчеркнем также, что принцип всеобщности имеет большое значение для разграничения налогов и сборов. Основания взимания последних обычно связаны с фактами, не имеющими характера постоянно повторяющихся явлений экономической жизни, поэтому действие принципа всеобщности при установлении и взимании сборов ограничено. С другой стороны, поскольку сбор (с учетом специфики объекта обложения) взимается, как правило, с достаточно узкой группы плательщиков, финансирование определенных ключевых государственных функций исключительно или преимущественно за счет сборов противоречило бы принципу всеобщности налогообложения.
Действие принципа равенства и всеобщности не следует ограничивать лишь сферой установления, введения и взимания налогов. В области реализации налоговых процедур, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, в сфере защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц, участвующих в налоговых отношениях, применение принципа равенства и всеобщности зачастую также имеет безусловный характер. Так, глава 14 НК РФ содержит многочисленные гарантии процедурного порядка, распространяющиеся на всех лиц, в отношении которых налоговыми органами осуществляются контрольные мероприятия. Статьи 106-115 НК РФ закрепляют общие основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения без каких-либо специальных изъятий, дискриминационных ограничений и т.п. Вместе с тем в сфере процедурных и деликтных отношений принцип равенства не означает формального равенства; обоснованные различия в правовом положении, обусловленные экономическими, социальными или иными причинами, не только допустимы, но и необходимы. В качестве примера подобной дифференциации укажем на различие в процедуре взыскания недоимки по налогу и пени с организаций и физических лиц (ст.45-48 НК РФ).
2. Принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
3. Принцип экономического единства. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство России и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Согласно ст. 74 Конституции РФ, на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
4. Принцип законности налогообложения. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено НК.
5. Принцип определенности налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Определенность означает установление в законе системы и видов налогов, которые обязан платить налогоплательщик, точное определение элементов юридического состава каждого из них (объекты, ставки, сроки уплаты и др.). Налогообложение должно быть простым и понятным каждому по размеру, времени, способам и срокам уплаты.
Удобство предполагает, чтобы каждый налог уплачивался исходя из интересов и предпочтений налогоплательщика в удобное для него время, месте и способами, что должно исключить негативное влияние налогообложения на экономическое поведение лица, устранение его разрушительного воздействия на рынок.
К сожалению, в Российской налоговой системе, пока что; по объективным и субъективным причинам, доминирует фискальная идеология, недоверие и подозрение в недобросовестности налогоплательщика и, нередко, небезосновательно, что порождает обременительную и порой просто тягостную для него систему налогового администрирования. Образно говоря, вместо того, чтобы нести яйца, курица вынуждена постоянно бегать и искать место, где это сделать. Такая "беготня" связана с затратами не только физических и моральных сил, но и немалыми материальными потерями и издержками.
6. Принцип толкования неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Право толковать акты законодательства предоставлено судам. Они же решают вопросы признания смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Особо
важными для налогоплательщиков
являются следующие положения Налогового
кодекса РФ. Во-первых, НК содержит норму
о том, что обязанность по уплате налога
считается исполненной, если налогоплательщик
подал в установленный для уплаты налога
срок в банк платежное поручение при наличии
достаточных средств на его счете. Во-вторых,
НК содержит положение о невозможности
придания обратной силы налоговому законодательству,
ухудшающему положение налогоплательщиков,
и требование об опубликовании актов законодательства
о налогах и сборах не менее чем за один
месяц до вступления их в силу.
1.3.Функции
принципов налогообложения
Общие принципы налогообложения выполняют следующие функции.
Доктринально-
Нормативно-
Индивидуально-
Особая роль здесь принадлежит судебным органам, активно использующим методы юридического толкования при отправлении правосудия по налоговым спорам. Высшие судебные органы Российской Федерации чаще всего обращаются к анализу правовых принципов именно при решении спорных вопросов налогообложения, что связано с противоречивостью, пробельностью и недостаточной систематизированностью налоговых норм.
Принципы-нормы и принципы-идеи. Категории "принцип" в правоведении придается множество значений. Если обобщить утвердившуюся в общей теории права концепцию, то все принципы налогового права следует разделить на принципы-нормы и принципы-идеи. Первые представляют собой действующие нормы, то есть установленные (санкционированные) государством, обеспеченные государственной защитой, общеобязательные, формально-определенные правила общего характера, выступающие всеобщим регулятором социальных взаимодействий. Принципы-идеи - это научные или политические тезисы, не имеющие юридической легализации, то есть не вошедшие в "ткань" действующего законодательства. Именно в таком контексте правовые принципы именуют руководящими идеями, являющимися результатом определенного обобщения, продуктом сознательного творчества ученых, их воззрений на сформировавшиеся явления общественной жизни12. Выступая значимыми явлениями правовой культуры, принципы-идеи оказывают существенное влияние на законотворческую и правоприменительную деятельность, однако общеобязательностью они не обладают.
На наш взгляд, принципы-нормы могут быть подразделены на полные и логические. Первые, будучи непосредственно закреплены в статье одного нормативного правового акта, имеют, так сказать, законченный вид. К этому типу относятся, например, нормы-принципы, содержащиеся в ст.3 НК. Принципы-нормы логического характера не имеют законченной структуры, они как бы "разбросаны" по одному или нескольким источникам права. Чтобы сформулировать целостную конструкцию логического принципа, необходим логико-лингвистический поиск и толкование законодательства с использованием специальных знаний юридической техники. Так, принципы однократности налогообложения или индивидуализации налоговой ответственности непосредственно не сформулированы в тексте НК, но могут быть выведены путем толкования ряда его нормативных положений.
Анализ
налогового законодательства позволяет
выделить пять общих принципов