Принципы, задачи и функции налогового учета. Учетная политика фирмы, как инструмент налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:01, курсовая работа

Описание

Цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Содержание

1. Принципы, задачи и функции налогового учета……………………..…..3

2.Учетная политика фирмы, как инструмент налогового планирования..…..........................................................................................12

3. Задание вариант №1……………………………………..……………...…24

4. Решение…………………………………………………..………………....26

5. Список используемой литературы……………….………………………32

Работа состоит из  1 файл

Отчет по налогам.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

Важно учесть, что налоговая учетная  политика едина для всей организации  и обязательна для всех ее подразделений - как уже существующих, так и  тех, которые будут созданы в  будущем. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. 12 ст. 167 НК РФ.

Основными задачами налогового учёта являются:

формирование  полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;

обоснование применяемых льгот и вычетов;

формирование  полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;

обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;

обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.

Принципы  налогового учета несколько отличаются от принципов бухгалтерского учета. Так, фундаментальным в бухучете является принцип двойной записи, который обосновывает бухгалтерское уравнение, увязывающее активы организации с источниками их образования. В налоговом учете такое правило не применяется.

В главе 25 НК РФ нашли отражение следующие  принципы ведения налогового учета:

принцип денежного измерения, т.е. в налоговом  учете отражается информация о доходах  и расходах, прежде всего в денежном выражении;

принцип имущественной обособленности - т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества;

принцип непрерывности деятельности организации - учет должен вестись непрерывно с  момента ее регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. Если организация в течение какого-либо календарного месяца ликвидирована или реорганизована, то амортизация имущества не начисляется с 1-го числа месяца, в котором завершена ликвидация или реорганизация;

принцип временной определенности фактов хозяйственной  деятельности (принцип начисления) (ст. 271, 272 НК РФ);

принцип последовательности применения норм и  правил налогового учета - т.е. нормы  и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;

принцип равномерности признания доходов  и расходов - предполагает отражение  для целей налогообложения расходов в том же отчетном (налоговом периоде, что и доходов, для получения которых они были произведены.

Функции налогов:

Фискальная  функция. Является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется  главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит  в перераспределении общественных доходов между различными категориями  населения.

Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Поощрительная функция налогов. Заключается в  предоставлении  налоговых льгот, представляет собой приспособление налоговых механизмов в целях  реализации социальной политики государства. 

Регулирующая  функция налогов - функция управления социальными процессами.

  1. Учетная политика фирмы, как инструмент налогового планирования.

    Термин  «учетная политика предприятия» вошел  в употребление в конце восьмидесятых  годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992 г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.

    В экономической  литературе приводятся разнообразные  определения: «Учетная политика предприятия  представляет собой совокупность принципов  и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени»; «…совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования»; «…это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности». В приложении к приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия понималась  «…совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности». Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета.

    Учетная политика формируется главным бухгалтером  организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский  учет на предприятии) на основе нормативных  актов по бухгалтерскому учету и  утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:

    –       рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и  аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    –       формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также  формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    –       методы оценки активов и обязательств;

    –       порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

    –       правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    –       порядок контроля за хозяйственными операциями;

    –       другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    Процесс формирования учетной политики организации  включает:

    –       определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

    –       выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

     –       выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

    –       идентификация потенциально пригодных  для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

    –       отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

    –       оформление избранной учетной политики.

    Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе настоящего Положения  и утверждается руководителем организации.

    При этом утверждается:

    –                   рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    –                   формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    –                   порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

    –                   методы оценки активов и обязательств;

    –                   правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    –  порядок контроля за хозяйственными операциями;  

    –  другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    При формировании учетной политики предполагается, что:

    –                   активы и обязательства организации  существуют обособленно от активов  и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

    –                   организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем  и у нее отсутствуют намерения  и необходимость ликвидации или  существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

    –                   принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

    –                   факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

    Учетная политика организации должна обеспечивать:

    –                   полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

    –                   своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском  учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

    –                   большую готовность к признанию  в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных  доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

    –                   отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

    –                   тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

    –                   рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины организации (требование рациональности).

    При формировании учетной политики организации  по конкретному направлению ведения  и организации бухгалтерского учета  осуществляется выбор одного способа  из нескольких, допускаемых законодательством  и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету.

    Принятая  организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

    Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

    На  выбор и обоснование учетной  политики организации влияют следующие факторы:

Информация о работе Принципы, задачи и функции налогового учета. Учетная политика фирмы, как инструмент налогового планирования