Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 15:54, реферат
Камеральные налоговые проверки в большинстве налоговых органов осуществлялись по временным методическим рекомендациям по различным видам налогов, разработанными, в том числе и региональными инспекциями. Рекомендации предлагали арифметическую сверку отдельных показателей представленных расчетов, взаимоувязку их с бухгалтерским балансом, отчетом о финансовых результатах, проверку своевременности и правильности оформления расчетов (налоговых деклараций).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и проведения подсистемой камеральных налоговых проверок
1.1 Понятие и сущность камеральных налоговых проверок 4
1.2 Методы проведения камеральных налоговых проверок 10
1.3 Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок 17
Глава 2. Проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения подсистемой камеральных налоговых проверок 22
Заключение 25
Список используемых источников 27
Статья
88 НК РФ, изложенная в новой редакции,
предоставляет сотрудникам
В
целом, приходится констатировать, что
в НК РФ не раскрывается понятие
камеральной налоговой
Также
камеральная проверка имеет двойное
назначение: как средство контроля
за правильностью и достоверностью
отражения показателей в
Традиционно под методом понимается «способ теоретического исчисления или практического осуществления чего-либо», «способ достижения некоторой цели и состоит из совокупности приемов теоретического или практического познания деятельности». В нашем случае метод можно определить как совокупность методов и приемов, применяемые уполномоченными органами, для проведения камеральных налоговых проверок.
На начальном этапе камеральной проверки в обязательном порядке проводится визуальная проверка правильности оформления налоговой декларации в соответствии с требованиями к порядку ее заполнения.
На
практике случается, что в представленной
налоговой отчетности отсутствует
какой-либо из обязательных реквизитов
(например, ИНН или период, за который
представлена декларация), нечетко
заполнены отдельные реквизиты,
что делает невозможным их однозначное
прочтение, или они заполнены
карандашом. Могут встречаться исправления,
не подтвержденные подписью налогоплательщика
или его представителя. В этих
случаях налоговый орган должен
уведомить налогоплательщика о
необходимости представить
Указанное требование не распространяется на следующие случаи:
- выявлены обстоятельства, свидетельствующие о налоговых правонарушениях;
-
установлены факты, что сумма
налога к возмещению (уменьшению)
или доплате (уплате) исчислена
налогоплательщиком в
Если
налогоплательщик не внес соответствующие
исправления в установленный
срок, налоговый орган истребует
у налогоплательщика
В
тоже время Д.Г. Черник и Л.П. Павлова
базируются на том, что «для выявления
нарушений в налоговой сфере
при проведении камеральной налоговой
проверки существует определенная методика.
Базируясь на достижение различных
наук, на наш взгляд, следует говорить
о многоуровневой системе методов
выявления нарушения в
-
общенаучный метод - анализ и
синтез, индукция и дедукция, аналогия,
сравнение, логический метод,
моделирование, статистические
-
специальные методы, применение
которых характерно для
Не основываясь на всем многообразии методов, В. И. Карпов выделяет три основных метода – «это негласный метод, метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта, логически-дедуктивный метод», сущность которых состоит в следующем:
«1.Негласный метод.
В
этом случае информация о подготавливаемом
или совершенном нарушение
2.
Метод поиска несоответствия
в накопленной информации о
деятельности хозяйствующего
Данный метод основывается на сравнении информации о деятельности хозяйствующего субъекта, полученной из различных источников, в том числе и от него самого. Очевидно, что если налогоплательщик показывает снижение объемов производства, а налоговый орган располагает данными о росте потребления электроэнергии, воды и других ресурсов, то это должно быть причиной повышенного к нему внимания.
Другим аспектом данного метода является поиск несоответствия в налоговой и бухгалтерской отчетности на основе контрольных соотношений. Сущность заключается в том, что для расчетов разных налогов используют одни и те же показатели или их составные части, которые в явном или скрытом виде содержатся в разных формах бухгалтерской или налоговой отчетности. Например, для НДС и налога на прибыль основой является выручка, для единого социального налога и налога на доходы физических лиц - размер фонда оплаты труда и т.п. Несоответствие одноименных величин или их производных в различных налоговых декларациях, бухгалтерской и другой отчетности должны дать повод для проверки этих отклонений.
Данный
метод в настоящее время все
шире находит применение в практике
налоговых органов при
3. Логически-дедуктивный метод.
Наиболее
общий метод выявления
Данный
метод позволяет выявить
В
свою очередь, Романовский М.В. и
Врублевская О. В. к группе основных
методов также относят «
Сигналом для повышения внимания к конкретному хозяйственному субъекту может быть:
-
значительные отличия
-
тенденция в поведении
-
резкие изменения показателей,
приводящие к существенному
Формально
логический дедуктивный и финансово-
-обнаружение
аномального поведения с
-
обнаружение нарушения,
Подобные
подходы широко используются в сфере
информационных технологий при построении
систем информационной базы, что делает
занимательным использование
Несомненно,
наибольшей эффект возможен при совместном
использовании всех четырех групп
методов, их последовательности и сочетания.
Результаты могут предоставить дальнейшее
действия по восстановлению нарушенных
интересов государства и
Для достижения максимальной эффективности и результативности камерального контроля Федеральная налоговая служба России издает обязательные для внутреннего применения документы (приказы, инструкции, методические рекомендации, регламенты и др.), а также заключаются межведомственные соглашения о порядке взаимодействия и обмене информации.
При проведении камеральных налоговых проверок рекомендуется уделять повышенное внимание двум категориям хозяйствующих субъектов:
1.
Крупнейшим налогоплательщикам, которые
обеспечивают основную часть
налоговых поступлений.
2. Налогоплательщика, прошлые проверки, которых обеспечили наибольшие доначисления.
Следует согласиться с мнением Куликина С. В.: «основным недостатком, затрудняющим эффективное использование и развитие существующей стратегии налоговых проверок, является, по-видимому, осуществление налогового контроля по материалам «белой» бухгалтерии, представляемой налогоплательщиком в виде отчетности в налоговые инспекции. Наличие большого количества методик анализа деклараций, не позволяет учесть специфические особенности российской действительности, не способствует результативности камеральных налоговых проверок и не облегчает работу инспектора при камеральной налоговой проверке, так как самый тщательный анализ «белой» бухгалтерии в большинстве случаев приводит к результату, не сопоставимой с величиной реального объекта налогообложения при всех возможных корректировках последнего».
Основными этапами камеральной проверки являются:
-
проверка правильности
-
проверка правильности
-
проверка обоснованности
-
проверка правильности
На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:
-
проверку логической связи
-
проверку сопоставимости
-
взаимоувязку показателей