Проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения подсистемой камеральных налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 15:54, реферат

Описание

Камеральные налоговые проверки в большинстве налоговых органов осуществлялись по временным методическим рекомендациям по различным видам налогов, разработанными, в том числе и региональными инспекциями. Рекомендации предлагали арифметическую сверку отдельных показателей представленных расчетов, взаимоувязку их с бухгалтерским балансом, отчетом о финансовых результатах, проверку своевременности и правильности оформления расчетов (налоговых деклараций).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и проведения подсистемой камеральных налоговых проверок
1.1 Понятие и сущность камеральных налоговых проверок 4
1.2 Методы проведения камеральных налоговых проверок 10
1.3 Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок 17
Глава 2. Проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения подсистемой камеральных налоговых проверок 22
Заключение 25
Список используемых источников 27

Работа состоит из  1 файл

дима.docx

— 45.70 Кб (Скачать документ)

     - оценку данных бухгалтерской  отчетности и налоговых деклараций  с точки зрения их соответствия  имеющимся в налоговом органе  данным о финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика,  полученным из других источников;

     - анализ соответствия уровня и  динамики показателей налоговой  отчетности, отражающих объемы производства  и реализации товаров (работ,  услуг), с уровнем и динамикой  показателей объемов потребления  налогоплательщиком энергетических (электро-теплоэнергии), водных, сырьевых  и иных материальных ресурсов.

     С учетом изложенного на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что при проведении камерального контроля можно выделить четыре основных метода – это 1) негласный метод; 2)метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта; 3) логически-дедуктивный метод; 4) финансово-аналитический метод.

     Конкретные  методы камеральной налоговой проверки определяются налоговыми органами самостоятельно. 

 

     1.3 Порядок и сроки  проведения камеральных  налоговых проверок

 

     Камеральная налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Указанные  документы представляются организациями - налогоплательщиками, налоговыми агентами в налоговые органы по месту учета  и в сроки, установленные законодательством  о налогах и сборах. При этом согласно ст.80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена в налоговый  орган лично или через его  представителя, направлена в виде почтового  отправления с описью вложения или  передана по телекоммуникационным каналам  связи.

     При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи  налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о  приемке в электронном виде.

     При отправке налоговой декларации по почте  днем ее представления считается  дата отправки почтового отправления  с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления  считается дата ее отправки».

     Налоговая проверка начинается в момент фактического получения представляемой налогоплательщиком отчетности представителем налоговой  инспекции.

     Таким образом, для назначения камеральной  налоговой проверки не требуется  никакого специального решения руководителя налогового органа, а начаться она  может по инициативе рядового сотрудника налогового органа только после того, как налогоплательщиком будут представлены налоговые декларации (расчеты) и  необходимые документы, что является обязательным условием ее проведения. Дата, с которой идет отсчет времени, в течение которого налоговый  инспектор может провести камеральную  налоговую проверку, зависит от способа представления декларации. Так, если налогоплательщик представляет декларации непосредственно в инспекцию, то дата получения фиксируется штампом входящей документации инспекции. Если же декларации направляются по почте, то днем их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

     Буквальное  толкование положений Налогового кодекса  Российской Федерации не позволяют  нам сделать вывод, что камеральная  проверка осуществляется с момента  поступления налоговой отчетности в налоговую инспекцию. Второй абзац  статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации содержит недвусмысленную  по содержанию фразу: «Камеральная проверка проводится, в течение трех месяцев  со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога». Анализ данного  положения в системной связи  с содержащейся в последнем абзаце статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации нормы, в соответствии с которой «течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после  календарной даты или наступления  события, которыми определено его начало», что позволяет сделать только один единственный вывод: - камеральная  проверка может начаться только на следующий день после представления  налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов.

     В соответствии со вторым пунктом статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговому органу запрещается отказывать в принятии налоговых деклараций.

     Итак, налоговая и бухгалтерская отчетность сдана налогоплательщиками и  передана должностному лицу налогового органа, правомочному проводить камеральную  налоговую проверку. Налоговый инспектор, занимающийся непосредственной камеральной  проверкой, в процессе проверки должен выявить в первую очередь, своевременность представления отчетности.

       Если камеральной налоговой проверкой  выявлены ошибки в налоговой  декларации (расчете) или противоречия  между сведениями, содержащимися  в представленных документах, либо  выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового  контроля, об этом сообщается  налогоплательщику с требованием  представить в течение пяти  дней необходимые пояснения или  внести соответствующие исправления  в установленный срок. Лицо, которому  адресовано требование о представлении  документов, обязано направить или  выдать их налоговому органу  в пятидневный срок. Документы  должны быть представлены в  виде заверенных должным образом  копий.

     Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые  органы документов влечет взыскание  штрафа.

     Если  же налогоплательщик (налоговый агент) отказывается предоставить имеющиеся  документы по запросу налогового органа, иначе уклоняется от предоставления таких документов либо предоставляет  документы с заведомо недостоверными сведениями, штраф.

     Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган  пояснения вправе дополнительно  представить в налоговый орган  выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность  данных, внесенных в налоговую  декларацию (расчет).

     Таким образом, представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

     В отличие от выездной налоговой проверки, где по ее результатам составляется акт в течение двух месяцев, составление  акта при проведении камеральной налоговой проверки требуется только при обнаружении налогового правонарушения в течение десяти дней после ее окончания, которое предусмотрено статьей 100 НК РФ.

     Материалы проверки, в ходе которой установлено  налоговое правонарушение, рассматривает  руководитель налогового органа или  его заместитель. Он выносит одно из следующих решений:

     - о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения;

     - об отказе в привлечении налогоплательщика  к ответственности;

     - о проведении дополнительных  мероприятий налогового контроля.

     Решение по результатам камеральной проверки принимается в течение трех месяцев  после сдачи декларации.

     Копия решения налогового органа вручается  налогоплательщику или его представителю  под расписку либо иным способом. Решение  можно отправить по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечению шести дней после  его отправки.

     В дальнейшем налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогам и пени с указанием  срока, в течение которого требование должно быть выполнено. Срок направления  требования — десять дней со дня  вынесения решения. При неисполнении такого требования в установленный  срок в отношении налогоплательщика  может быть принято решение о  принудительном взыскании сумм налога и пени. Указанное решение налоговый  орган обязан довести до сведения налогоплательщика в срок не позднее  пяти дней после вынесения решения  о взыскании необходимых денежных средств.

     При проведении камеральной  проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

     В ходе проведенного исследования в первой главе работы теоретических основ  организации и проведения камеральных  проверок, можно сделать следующие  выводы:

     В налоговом кодексе Российской Федерации  официального понятия камеральных  налоговых проверок не закреплено. Камеральная проверка имеет две  основные цели: контроль за правильностью  и достоверностью отражения показателей  в налоговых декларациях и  отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством  периодичности представления налоговой  отчетности. Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца со дня представления  налоговой декларации, камеральная  налоговая проверка проводится без  какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

 

    ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДСИСТЕМЫ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОДСИСТЕМОЙ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

     Совершенствование процедур налоговых проверок последнее  время находится в центре внимания всех ветвей власти и бизнеса. Налоговый  кодекс не дает четкого описания порядка  проведения камеральных налоговых  проверок. Предлагается реализовать  меры, которые направлены на совершенствование  норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.

     Камеральные проверки становятся основной формой налогового контроля, но им отведена лишь одна статья Налогового кодекса Российской Федерации (статья 88 НК РФ), регулирующая порядок проведения камеральной  налоговой проверки, которая не содержит даже конкретного определения данной проверки, а приводит лишь ее отличительные  признаки».

       Согласно требованиям ФНС России, предъявляемым к территориальным  налоговым инспекциям, камеральным  налоговым проверкам должна подвергаться  вся представляемая в налоговые  органы отчетность.

     На  практике налоговые органы, проводящие камеральные налоговые проверки обычно руководствуются внутренним документом, где эта процедура  расписана более подробно.

     В соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ «если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику  с требованием предоставить в  течение пяти дней необходимые пояснения  или внести соответствующие исправления  в установленный срок». Данное толкование нормы имеет двоякое значение, так как законодатель не указал в течение пяти рабочих или календарных дней. Значит можно предполагать, что срок в течение, которого налогоплательщику необходимо будет предоставить пояснения или внести изменения может составить семь дней, в том случае, если требование будет получено в конце недели, что будет являться пять рабочих дней. Однако налоговый орган может посчитать это как непредставление пояснений, относительно выявленных ошибок, так как предполагал пять календарных дней, что может привести к спору между налоговым органом и налогоплательщиком.

     Поэтому, в пункт 3 статьи 88 НК РФ необходимо внести некоторые изменения, увеличить  с 5 до 10 дней срок представления истребованных  документов, при этом указав 10 рабочих  дней с момента получения требования.

     Подобное  положение дел, конечно же, требует  определенной корректировки с точки  зрения методологии проведения таких  проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность  налогового органа направлять налогоплательщику  уведомление в случае выявления  существенных расхождений между  показателями текущей отчетности и  показателями отчетности предыдущих периодов.

Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения подсистемой камеральных налоговых проверок