Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:52, курсовая работа
Целью работы является изучение экономической сущности налога, его видов и функций и рассмотрение проблем и перспектив развития налоговой системы России.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов;
рассмотреть основные виды и функции налогов;
проанализировать состояние налоговой системы России.
Введение 3
Налог: экономическая сущность, виды, функции 5
1.1. Экономическая сущность налога 5
1.2. Классификация налогов 9
1.3. Функции налогов 13
Налоговая система и анализ действующей налоговой системы России 20
2.1. Понятие и общая характеристика налоговой системы 20
2.2. Анализ действующей налоговой системы России 22
3. Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России 25
3.1. Проблемы развития налоговой системы России 25
3.2. Совершенствования налоговой системы России 26
Заключение 31
Список литературы
Рисунок
8 – Состав обязательных элементов
налоговой системы
Построение
налоговой системы
Рисунок 9 – Основные взаимосвязи между элементами налоговой системы
Нельзя
отождествлять понятие «
Налоговый
гнёт (налоговое бремя) характеризует
роль налогов в жизни общества.
Он определяется как отношение общей
суммы налоговых сборов к совокупному
национальному продукту. Достигнуть
оптимального размера налогового гнёта
– центральная
Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли показывает уровень развития государства. Высокоразвитые страны формируют бюджет за счёт налоговых поступлений от торговли внутри страны, экспортные же пошлины незначительны, экспортируется в основном готовая продукция. В менее развитых странах за счёт таможенных пошлин на экспортируемое сырьё велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности.
Соотношение прямого и косвенного налогообложения также зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных налогов не требует развития налогового аппарата и изощрённой системы расчётов.
Структура прямых налогов в высокоразвитых странах характеризуется высокой долей подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат. Менее развитые страны большую часть налогов собирают с юридических лиц.
Среди политико-правовых показателей наиболее важным является соотношение компетенций центральных и местных органов власти в деле регулирования налогообложения. Существуют три варианта соотношения компетенций:
1)
вариант «разные налоги»
2)
для соотношения «разные
3)
соотношение «разные доходы»
состоит в том, что суммы
уже собранного налога делятся
между властными органами
Обычно используются комбинации двух или трёх форм. Классификации
налоговых
систем в зависимости от различных
показателей представлены на рисунке
10.
Рисунок
10 – Основные классификации налоговых
систем
Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.
Российскую
налоговую систему можно
2.2 Анализ
действующей налоговой системы России
Действующая
в России налоговая система вызывает
множество нареканий со стороны
предпринимателей, экономистов, депутатов,
государственных чиновников, журналистов
и рядовых налогоплательщиков. С
каждыми очередными выборами создается
впечатление, что первым шагом новых
людей, пришедших в выборные органы
власти, станут коренные изменения
в области налогов. Проходит некоторое
время, ожидания не оправдываются, надежды
на улучшение системы
К
созданию налоговой системы РФ был
широко привлечен опыт развития зарубежных
стран. Подобная оценка, данная в целом,
позволяет объективнее судить о
реальности, но отнюдь не перечеркивает
задачу улучшения налоговой системы,
приведения ее постоянно в соответствие
с текущими проблемами экономической
политики. И все-таки на некоторых
аспектах хотелось бы еще остановиться.
В чем сходится большинство критиков,
так это в требованиях снижения
налогового бремени. В известной
мере они правы. Но лишь отчасти. Какими
должны быть налоги — высокими или
низкими — это извечная проблема
в теории и практике мирового налогообложения.
Естественное и вполне объяснимое желание
большинства населения
3. Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России
3.1. Проблемы
развития налоговой системы России
Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского [14]. Общее бремя налогов и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «взять все, что можно». Наиболее яркий пример – повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26%, а с 2011 года их ставка возрастет до 34%). Для подъема промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь средства для наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги, да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.
Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет [12]. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.
Также
в настоящее время продолжает
иметь место недостаточная
Огромное внимание, обращает на себя проблема неэффективности отдельных
элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.
Россию
захлестнула волна разоблачений
связанных с незаконными
Информация о работе Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России