Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение экономической сущности налога, его видов и функций и рассмотрение проблем и перспектив развития налоговой системы России.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов;
рассмотреть основные виды и функции налогов;
проанализировать состояние налоговой системы России.

Содержание

Введение 3
Налог: экономическая сущность, виды, функции 5
1.1. Экономическая сущность налога 5
1.2. Классификация налогов 9
1.3. Функции налогов 13
Налоговая система и анализ действующей налоговой системы России 20
2.1. Понятие и общая характеристика налоговой системы 20
2.2. Анализ действующей налоговой системы России 22
3. Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России 25
3.1. Проблемы развития налоговой системы России 25
3.2. Совершенствования налоговой системы России 26
Заключение 31
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа1.docx

— 90.16 Кб (Скачать документ)

 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 8 –  Состав обязательных элементов налоговой системы 

      Построение  налоговой системы характеризуется  наиболее значимыми функциональными  внутренними взаимосвязями между  её элементами. Схематично они представлены на рисунке  9.

 
 
 
 
 
 

Рисунок 9 – Основные взаимосвязи между  элементами налоговой системы

     Нельзя  отождествлять понятие «налоговая система» с понятием «система налогов», так как последняя представляет собой лишь систематизированный  перечень налогов и сборов, установленных  в данном государстве. Понятие же «налоговая система» более широкое  и характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями. К экономическим относятся такие  показатели, как налоговый гнёт, соотношение доходов от внутренней и внешней торговли, соотношение  прямого и косвенного налогообложения, а также структура прямых налогов.  Данные показатели характеризуют налоговую  систему государства следующим  образом.

     Налоговый гнёт (налоговое бремя) характеризует  роль налогов в жизни общества. Он определяется как отношение общей  суммы налоговых сборов к совокупному  национальному продукту. Достигнуть оптимального размера налогового гнёта  – центральная макроэкономическая проблема любого государства.

     Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли показывает уровень  развития государства. Высокоразвитые страны формируют бюджет за счёт налоговых  поступлений от торговли внутри страны, экспортные же пошлины незначительны,  экспортируется в основном готовая  продукция. В менее развитых странах  за счёт таможенных пошлин на экспортируемое сырьё велика доля доходов от внешнеэкономической  деятельности.

     Соотношение прямого и косвенного налогообложения  также зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных  налогов не требует развития налогового аппарата и изощрённой системы расчётов.

     Структура прямых налогов в высокоразвитых странах  характеризуется высокой  долей подоходных налогов, налогов  на имущество и страховых выплат. Менее развитые страны большую часть  налогов собирают с юридических  лиц.

     Среди политико-правовых показателей наиболее важным является соотношение компетенций  центральных и местных органов  власти в деле регулирования налогообложения. Существуют три варианта соотношения  компетенций:

     1) вариант «разные налоги» подразумевает  полное разделение прав и ответственности  в установлении налогов либо  неполное разделение, когда центральная  власть устанавливает исчерпывающий  перечень  налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах;

     2) для соотношения «разные ставки»  характерно введение центральной  властью закрытого перечня налогов,  а органы власти на местах, в свою очередь, определяют  конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью;

     3) соотношение «разные доходы»  состоит в том, что суммы  уже собранного налога делятся  между властными органами различных  уровней.

     Обычно   используются   комбинации  двух  или  трёх  форм.  Классификации

налоговых систем в зависимости от различных  показателей представлены на рисунке 10. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 10 – Основные классификации налоговых систем 

     Данные  классификации представлены как  основные, но они, безусловно, не исчерпывают  всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко  используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых  доходов от внутренней и внешней  торговли.

     Российскую  налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.[4]

2.2 Анализ действующей налоговой системы России 

     Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны  предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов  и рядовых налогоплательщиков. С  каждыми очередными выборами создается  впечатление, что первым шагом новых  людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения  в области налогов. Проходит некоторое  время, ожидания не оправдываются, надежды  на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные  акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика  остается. Она постоянный и неизменный спутник российских налогов. Но что  же собственно вызывает такой вал  критики? Чем недовольны все —  от предпринимателей до ученых, от корреспондентов  газет до чиновников Минфина? Анализ различных взглядов показывает, что  какой-либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим. Многим не нравится, что налоги слишком  высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство  устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства  распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу — скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается  выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный  заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов. Далее  предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой  системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое  налогообложение физических лиц  при небольшой по сравнению с  западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку  в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о  котором ранее и не слышали; слишком  жесткие финансовые санкции к  уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность  принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных  налогов; низкое налогообложение природных  ресурсов. И этот перечень можно  продолжать еще долго. Наиболее радикальные  предложения сводятся к тому, что  налоговую систему следует отменить и вместо нее "придумать" какую-нибудь новую. Обобщить и свести воедино  все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях  и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий, Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

     К созданию налоговой системы РФ был  широко привлечен опыт развития зарубежных стран. Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о  реальности, но отнюдь не перечеркивает  задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической  политики. И все-таки на некоторых  аспектах хотелось бы еще остановиться. В чем сходится большинство критиков, так это в требованиях снижения налогового бремени. В известной  мере они правы. Но лишь отчасти. Какими должны быть налоги — высокими или  низкими — это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения. Естественное и вполне объяснимое желание  большинства населения уменьшить  налоги вступает в противоречие с  неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения  обороноспособности государства. Как  уже отмечалось, часто можно слышать  жалобы на нестабильность российских налогов, на постоянные смены правил "игры с государством". Это действительно. Без острой необходимости часто  вводится большое количество частичных  изменений и, что хуже всего, нередко  задним числом. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К  тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося  спада производства и инфляции. Налоговая  система призвана противостоять  экономическому и финансовому кризису. Все это обусловило необходимость  введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство. 

3. Проблемы  развития и совершенствования налоговой системы России

3.1. Проблемы развития налоговой системы России 

Проблема  налогов - одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Для современной  налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского [14]. Общее бремя налогов и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «взять все, что можно». Наиболее яркий пример – повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26%, а с 2011 года их ставка возрастет до 34%). Для подъема промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь средства для наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги, да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет [12]. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

Также в настоящее время продолжает иметь место недостаточная четкость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком. В связи с этим ошибки при исчислении налогов остаются практически неизбежными. Нестабильность, частая смена «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования – все это не только отпугивает иностранных инвесторов, но и создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей [2].

Огромное  внимание, обращает на себя проблема неэффективности  отдельных

элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.

Россию  захлестнула волна разоблачений связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий» требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов, и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных деяний в налоговой сфере. От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны. 

Информация о работе Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России