Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение экономической сущности налога, его видов и функций и рассмотрение проблем и перспектив развития налоговой системы России.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов;
рассмотреть основные виды и функции налогов;
проанализировать состояние налоговой системы России.

Содержание

Введение 3
Налог: экономическая сущность, виды, функции 5
1.1. Экономическая сущность налога 5
1.2. Классификация налогов 9
1.3. Функции налогов 13
Налоговая система и анализ действующей налоговой системы России 20
2.1. Понятие и общая характеристика налоговой системы 20
2.2. Анализ действующей налоговой системы России 22
3. Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России 25
3.1. Проблемы развития налоговой системы России 25
3.2. Совершенствования налоговой системы России 26
Заключение 31
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа1.docx

— 90.16 Кб (Скачать документ)

     3.2. Совершенствования налоговой системы России 

     История становления современной налоговой  выстраивалась в течение последних 20 лет. В результате сокращено количество налогов с более чем 50 до 13, введены 4 специальных налоговых режима. Сокращены льготы и одновременно снижены ставки налогов. Таким образом, налоговая система стала более  простой и прозрачной, условия  налогообложения для всех налогоплательщиков выравнялись, снижено административное давление на бизнес со стороны государства.

     Совершенствование налогового законодательства, особенно в последние годы, было направлено в основном на защиту прав и интересов  и создание более комфортных условий  для налогоплательщиков. Тем самым  удалось добиться относительной  стабильности и предсказуемости  налоговой системы.

     Служба  добилась резкого снижения количества выездных налоговых проверок, при  этом повысив их эффективность. Законодательство отказалось от тотального контроля. Проверка проводится только у тех налогоплательщиков, у которых результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности дают серьезные основания предполагать наличие налоговых правонарушений.

     В результате, если раньше налоговики проверяли  каждого десятого налогоплательщика, то теперь только одного налогоплательщика  из 100.

     Тем самым добились двойного эффекта: повышение качества контроля и снижение административного давления на налогоплательщиков.

     Кроме того, появилась возможность обмена документами в электронном виде в области налогового контроля. Уже  сегодня налогоплательщик может  получить справку о проведенной  выездной налоговой проверке, требование о предоставлении документов, решение  о возмещении и другие документы (всего 23) в режиме онлайн.

     В структуре ФНС России созданы  подразделения досудебного аудита, призванные оперативно реагировать  на жалобы налогоплательщиков и разгрузить судебную систему. С момента введения процедуры обязательного урегулирования налоговых споров в досудебном порядке  количество судебных споров уменьшилось  более чем на 40%. Более тщательный и взвешенный подход к налоговым  проверкам и процедурам рассмотрения споров привели к сокращению количества жалоб налогоплательщиков в текущем  году на 10%.

     По  результатам проведенного в ноябре-декабре 2011 года опроса ТПП РФ 75% налоговых  споров бизнеса с налоговыми органами было урегулировано в досудебном порядке. Улучшение работы института  досудебного аудита снизило нагрузку на судебную систему. В результате на 18% снизилось количество судебных дел  по юридическим лицам.

     Позитивно оценивают работу Службы и налогоплательщики. Это подтверждается данными соцопросов, которые провела общероссийская общественная организация малого и  среднего предпринимательства «ОПОРА России» - 83% налогоплательщиков считают, что взаимоотношения с налоговыми органами не являются теперь самым  сложным моментом ведения бизнеса.

     Соответствующие законы были приняты в 2011 году, что  соответствует рекомендациям ОЭСР. Глава ФНС России отметил, что  новое законодательное регулирование  контроля за трансфертным ценообразованием направлено на эффективное противодействие  использованию трансфертных цен  в сделках, совершаемых в целях  уклонения от налогообложения и  вывода капитала за рубеж. В то же время, предложенный в законе механизм создает  дополнительные гарантии защиты прав добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в  том числе крупных холдинговых  компаний, посредством обеспечения  справедливых конкурентных условий.

     Парным  к закону о трансфертном ценообразовании  принят закон о консолидированной  группе налогоплательщиков. Необходимость  принятия обоих законов одновременно обусловлено тем, что консолидация снижает стимулы для применения участниками группы трансфертного  ценообразования в целях минимизации  налога на прибыль. Снижаются негативные эффекты, связанные с перемещением налоговой базы между субъектами Российской Федерации.

     Также есть итоги налоговых поступлений за январь-ноябрь 2011 года. С начала года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило почти 8 трлн. 800 млрд. рублей, что на 27% больше аналогичного периода 2010 года. Без учета нефтегазовых доходов темп роста поступлений составил 123%.

     Практически все основные налоги характеризуются  значительными темпами роста  поступлений, в том числе налога на прибыль организаций и НДС, поступления которых выросли  на 32% и 29% соответственно.

     Максимальную  долю в структуре консолидированного бюджета страны занимает налог на прибыль. В кризисном 2009 году его  доля составляла 20%, в 2011 году она превысила 24%, что свидетельствует об укреплении финансового состояния предприятий.

     За 11 месяцев 2011 года в федеральный  бюджет поступило 4 трлн. 29 млрд. рублей, на 40% больше аналогичного периода 2010 года. Высокий рост налоговых поступлений  позволил сформировать профицитный  бюджет и в полном объеме выполнить  государственные, и в том числе  социальные обязательства перед  гражданами.

     Особое  внимание уделено на то, как Служба выстраивает партнерские отношения с налогоплательщиками. Сегодня задача Службы – не наказать налогоплательщика, а обеспечить такую информационно-методологическую поддержку, которая свела бы на нет многие налоговые нарушения». 

     На  Интернет-сайте ФНС России в открытом доступе размещена база разъяснений  Службы, организован удобный поиск  по виду налога, статьям Налогового кодекса, периоду и номеру документа. Выстраивая доверительные отношения  с налогоплательщиками, Служба активно  развивает интерактивные способы  взаимодействия с ними.

     Уже сегодня 68% организаций, ведущих финансово-хозяйственную  деятельность, сдают отчетность в  электронном виде и более 60% индивидуальных предпринимателей используют средства телекоммуникации для представления  налоговых деклараций. При этом более  половины всех налогоплательщиков (52%) имеют доступ по каналам связи  и через Интернет к персонифицированной  информации о состоянии расчетов с бюджетом. В планах ФНС России перевести на электронную отчетность 80% организаций к 2015 году.

     С 1 октября заработала система Электронного Правительства. Налоговая служба является одним из крупнейших поставщиков данных, необходимых для оказания более 220 государственных услуг 51-им федеральным ведомством. С 1 июля 2012 года к ним добавятся тысячи региональных и муниципальных органов.

     Самостоятельно  Служба оказывает 9 государственных  услуг, требующих организации межведомственного  электронного взаимодействия.

       Это, прежде всего, 1) государственная  регистрация юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, 2) учет организаций и физических  лиц в качестве налогоплательщиков  и 3) блок из 6 государственных  услуг ФНС России по лицензированию  некоторых видов деятельности (бензин, алкоголь, букмекеры, табак) и  регистрации контрольно-кассовой  техники.

     СМЭВ  – это формирование единого информационного  пространства на основе ресурсов многих федеральных ведомств, создававшихся  для решения узких ведомственных  задач. Это 11 базовых информационных реестров, определенных Правительством. 4 из них - это реестры ФНС России - ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН и ФИАС.

     Одним из базовых реестров, находящихся  в ведении Службы, является Федеральная  информационная адресная система (ФИАС), которая заработала в этом году для  всей России. Уже сегодня ФИАС содержит более 1 млн. адресных объектов. Информация предоставляется бесплатно и  доступна на сайте www.fias.nalog.ru.

     В пяти регионах Российской Федерации (в  Республиках Башкортостан и Татарстан, Калужской, Нижегородской и Тверской областях) запущена обновленная версия сервиса «Личный кабинет налогоплательщика  для физических лиц».

     Новый сервис позволяет налогоплательщику:

    • получать актуальную информацию о задолженности по налогам, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, об объектах движимого и недвижимого имущества;
    • контролировать состояние расчетов с бюджетом;
    • самостоятельно формировать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей;
    • получать налоговые уведомления;
    • оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи;
    • обращаться в налоговые органы без личного визита.

     В 2012 году планируется открыть сервис для всех граждан России.

     Также планируется внедрить новый сервис «Личный кабинет налогоплательщика  для юридических лиц», который  позволит проводить электронную  регистрацию и перерегистрацию  налогоплательщиков, сдать налоговую  и бухгалтерскую отчетность, получить информацию о состоянии расчетов с бюджетом и примененных к  организации мерах взыскания  недоимки, а также урегулировать  разногласия и направить в  инспекцию запросы.

     Подводя итоги можно отметить, что для формирования благоприятного делового климата Службе необходимо выстраивать конструктивный диалог с общественными организациями, деловыми кругами, прислушиваться к их мнению по вопросам совершенствования налогового законодательства и внедрения новых форм взаимодействия.[15] 

    Заключение

 

     В заключении необходимо еще раз очертить тот круг методологических проблем, без решения которых невозможно сколько-нибудь существенно продвинуть систему российского налогообложения к международным стандартам, постепенно реализующим «золотые правила»  организации налоговых прав и обязанностей плательщиков и контролирующих фискальных органов.

     Следует всегда помнить, что изменение состава  и уровня налогообложения вследствие проведения налоговой реформы может напрямую влиять на уровень развития экономики страны, предпринимательства, уровень жизни населения, привести к глубоким коллизиям между поставленными целями и полученными конечными результатами.

     Увеличение  вычетов в пользу государства  из дохода предприятий вызывает у  них стремление компенсировать новые  фискальные изъятия урезанием заработной платы своих работников, удлинением их рабочего дня и интенсификацией  труда, снижением цен на покупаемое сырье, материалы, полуфабрикаты, экономией  на других частях издержек на выпуск продукции.

     Чрезмерный  налоговый перекос отрицательно влияет на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, вызывает рост производства суррогатов, стесняет рынок, уменьшает поступления в бюджет.

     Еще в 1920-е годы профессор П. П. Гензель писал, что всякий новый налог хуже старого. К такому выводу он пришел в результате осмысливания  стихийной самоочистки налогов в практике хозяйствования применительно к объективным условиям рыночной коньюктуры. Налогообложение – эволюционный процесс, требующий тонкости, деликатности, величайшей осторожности. В результате налоговых подвижек фискальные наслоения полностью или частично падают не на лиц, на которые они первоначально возлагались, а черпаются из совершенно других источников, могут захватить новые участки и сферы, вспыхнуть там с удвоенной силой, могут дать самые неожиданные побочные результаты.

     Следует отметить, что в механизме взимания региональных и местных налогов  имеются недостатки. Большинство  таких недостатков связаны с  нечетким построением налогового законодательства, множеством неясностей и противоречий, неувязками правовых норм с гражданскими, хозяйственными, финансовыми и другими отраслями права.  Акты налогового законодательства по своему содержанию не отвечают требованиям их построения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в связи с этим требуются значительные доработки действующих документов для проведения налоговой и нормативной базы в единую комплексную систему.

     Основными задачами системных преобразований для налоговой системы России признаются:

    • повышение привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций;
    • создание импульсов для преодоления подавленности функции сбережения и восстановления инвестиционных мотиваций у российских хозяйствующих субъектов;
    • формирование оптимального механизма перераспределения ресурсов;
    • стимулирование приоритетных видов экономической деятельности;
    • развитие финансово-кредитной сферы экономики;
    • закрепление новой российской доктрины мирохозяйственного участия в мировой финансовой и инвестиционной сфере как сильного и полноправного партнера

Информация о работе Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России