Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 05:51, реферат
Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но и источник информации о состоянии государственного бюджета (и централизованных внебюджетных фондов).
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
1.2 Эволюция прямого налогообложения в РФ
1.3 Общестатистическая характеристика налогов на начало 2010 года.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ.
2.1 Прямые реальные налоги
2.2 Прямые личные налоги
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ.
3.1 Прямые налоги и перспективы их совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложения
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
1.2 Эволюция прямого налогообложения в РФ
1.3 Общестатистическая характеристика налогов на начало 2010 года.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ.
2.1 Прямые реальные налоги
2.2 Прямые личные налоги
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ.
3.1 Прямые налоги и перспективы их совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но и источник информации о состоянии государственного бюджета (и централизованных внебюджетных фондов).
С помощью
налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех
форм собственности с бюджетами
всех уровней. При помощи налогов
регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение
иностранных инвестиций, а также
формируется прибыль
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на самочувствии государства, а через это на самочувствии общества и населения.
Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при этом косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета. Но актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время наблюдаются попытки по смещению акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете страны, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям их совершенствования.
Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи:
- сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на мнения разных авторов:
- раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с косвенными налогами;
- рассмотреть
основные виды прямых налогов
и историческую эволюцию
- проанализировать
эволюцию прямого
- рассмотреть
существенные элементы
- определить пути совершенствования прямого налогообложения;
- проанализировать
принятые и реализуемые меры
в области прямых налогов,
- выявить
основные направления
Объектом исследования является налоговая система РФ
Предметом - основные тенденции и особенности прямого налогообложения в Российской Федерации.
Теоретической и методической основой послужили нормативно-правовые акты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и вторая части) и др.; труды российских и зарубежных ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи, работы).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
Налоги как
основной источник образования государственных
финансов известны с незапамятных времен.
С изменением роли и значения налогов
в экономической системе
НК РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Существуют
различные классификации
Прямые налоги
– налоги, которые взимаются
Косвенные налоги – налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.1
Существует и другой вариант данных определения прямых и косвенных налогов:
Прямые налоги
– подоходно-поимущественные
Косвенные налоги – налоги на потребление.2
Чтобы раскрыть сущность прямых налогов, необходимо провести сравнительную характеристику прямых и косвенных налогов по основным признакам, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1.1-Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов
Признак сравнения |
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
Субъект правоотношений |
В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик |
В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними |
Факторы, определяющие величину налога |
Величина налогов |
Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика |
Объект налогообложения |
Эти налоги подоходно- поимущественные |
Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации |
Современное
представление о делении
Согласно первому критерию перелагаемость налогов возможна только в процессе обмена, результатом которого является формирование цен. Посредством обменных и распределительных процессов определенный законодательством плательщик налога имеет возможность переложить налоговое бремя на иное лицо – носителя налога. Иными словами, лицо, на которое формально возложена обязанность быть плательщиком налога, и лицо, фактически уплачивающее данный налог, - это не обязательно одно и то же лицо.
Критерий перелагаемости впервые был использован в качестве основы деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком (1632-1704) в конце XVII в. (практика такой классификации установилась еще в XVI в.). Локк исходил из того, что любой налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца, так как один лишь доход земельного собственника – действительно чистый доход, из которого все платят все налоги. Поэтому налогам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Следовательно, поземельный налог – это прямой налог, а остальные налоги являются косвенными3. Впоследствии шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790) исходя из факторов производства (земля, труд, капитал) дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль и на заработную плату. Косвенные же налоги, по мнению А. Смита, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя4.
Английский экономист, философ и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873) критерием считал намерение законодателя: прямой налог – это налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика, косвенный – это налог, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо5. Того же мнения придерживался и Адольф Вагнер (1835-1917)6.
Итак, в соответствии
с рассмотренным критерием
Недостатком критерия деления налогов на прямые и косвенные по их перелагаемости являлось то, что многие прямые налоги на практике перелагаются не хуже косвенных, а косвенные перелагаются далеко не всегда и иногда не полностью. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя посредством действия ценового механизма.
В связи с недостатками критерия перелагаемости во Франции, например, приняли за основу деления налогов на прямые и косвенные способ налогообложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и признаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение или пользование имуществом). Они взимаются по личным (окладным), периодически составляемым спискам плательщиков на основании кадастра (земли, домов и др.) и в определенные сроки. В соответствии с критерием платежеспособности обложение налогом определенного источника относится к прямым налогам, обложение же на основе учета общей платежеспособности лица – к косвенным. Иными словами, все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те же налоги, в которых государство не устанавливает платежеспособности через действия плательщиков, признаются косвенными.
Немецкий
ученый Геккель конкретизировал
это положение, разделив все налогообложение
на подоходно-поимущественное
Деление налогов на прямые и косвенные на основании подоходно-расходного принципа, установленного в начале ХХ в., не утратило своего значения и в конце века.
Однако, помимо деления налогов на прямые и косвенные в литературе по теории налогообложения встречается и другая классификация. Так, по мнению доктора экономических наук, профессора Б. Х. Алиева, по способу взимания все налоги классифицируются на три группы:
Под прямыми
налогами понимаются налоги на доходы
и имущество, под косвенными –
налоги на товары и услуги. В разряд
пошлин и сборов Б. Х. Алиев включает
все остальные налоговые
Следует отметить также, что в литературе по теории налогообложения прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что доход может оцениваться непосредственно или опосредованно. Так, организации уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и понесенных расходов, физические лица уплачивают налог с доходов, рассчитанных с учетом поступлений, имущественного положения, затрат и др. Группу прямых налогов, облагающих действительно полученный доход (прибыль), называют личными налогами.
Доход может определяться и опосредованно, через оценку внешних проявлений благополучия лица: вида и качества жилья, размера и месторасположения земельного участка и др. В этом случае облагается не фактический, а предполагаемый средний доход лица, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (собственности, денежного капитала и др.). Эту группу прямых налогов называют реальными. Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название [англ. real – имущество].
Примером реального налога является единый налог на вмененный доход. Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе статистических и иных исследований. Плательщиками налога являются, как правило, субъекты малого и среднего бизнеса – физические и юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг, при оплате которых преимущественно используются наличные деньги (бытовые услуги, розничная торговля и др.). Размер вмененного дохода устанавливается законодательными актами субъектов РФ с учетом методик, рекомендуемых Правительством РФ.
Реальные
налоги учитывают потенциальные
результаты деятельности налогоплательщика.
Так, налог на игорный бизнес введен
с той же целью, что налог на
вмененный доход, потому что значительная
часть доходов игорного бизнеса
не предъявляется к