Расчёт налогового бремени предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание

В принципе налоговая система России построена таким образом, что перед ней все равны. Не существует какой – либо «дискриминации» налогоплательщиков, к примеру, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определённый круг налогоплательщиков, вследствие чего они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению налогового бремени, продолжают испытывать повышенное налоговое давление.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Налоги в экономической системе общества 5
1.1. Теория налога и налогообложения 5
1.2. Сущность налогов и их классификация 12
1.3. Федеральные, региональные, местные налоги и сборы 20
Глава 2. Проблемы распределения налогового бремени в обществе 29
2.1. Сущность налогового бремени 29
2.2. Проблема распределения налогового бремени 35
Глава 3. Расчёт налогового бремени предприятия 38
3.1. Показатели налогового бремени предприятия 38
3.2. Расчёт показателя номинального налогового бремени 40
3.3. Бремя налогового учёта и подготовки обязательной отчётности 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

       В соответствии  с п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается «обязательный, индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Приведенное определение позволяет сформулировать основные признаки налога, оно указывает на обязательность и индивидуальную безвозмездность платежа, учитывает его форму (денежную) и указывает на цели его взимания.

       Под налогом понимается платёж, т. е. обязательство, исполняемое в денежной форме путем уплаты наличных или путем перечисления безналичных денежных средств.

       Указание на то, что налог представляет собой платёж, взимаемы с организаций и физических лиц, означает, что обязанности по уплате налога определенного вида могут быть возложены:

    1) на организации;

    2) на физические лица;

    3) одновременно на организации и физические лица.

    Определение не предусматривает возложение обязанности по уплате какого-либо налога на объединение организаций(ассоциацию предприятий и организаций), объединение физических лиц (ассоциацию, профессиональный союз, общину, семью), на часть организации (подразделение, филиал).

    В современной литературе о налогах  приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчёркивается, что налог – платёж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.  

    К налоговым отношениям не применяются  нормы гражданского законодательства, так как налоговые отношения не основываются на равенстве сторон.

    Данный  платёж является индивидуально безвозмездным, т. е. налоговое обязательства (обязательства  по внесению платежа) возникает у  конкретного лица (физического или  юридического), которое обязано лично исполнить соответствующее налоговое обязательство и несёт полную ответственность за его неисполнение или не надлежащее исполнение, и государство или органы местного самоуправления не обязаны предоставлять налогоплательщику ни каких компенсаций или услуг взамен этого платежа. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что лицо, уплатив налог, не может претендовать на индивидуально определённое встречное предоставление каких либо прав, благ или услуг. Как член общества, налогоплательщик может получать права, услуги, имущество или иные блага за счёт средств, собранных при налогообложении, но такое предоставление не обусловлено уплатой налога конкретным налогоплательщикам.

    Налог представляет собой платёж, взимаемый  в форме отчуждения денежных средств. Другими словами, законодатель не предусмотрел взимание налогов в какой либо иной форме, кроме денежной.

    Отчуждаемые денежные средства должны принадлежать налогоплательщику либо на праве  собственности, либо на праве оперативного управления, либо на праве хозяйственного ведения. Право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления представляют собой институты гражданского права (ст. 209,216,294,296 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения они имеют тоже значение, что и в гражданском законодательстве.

    Налоги  представляют собой платёж, взимаемый  в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Ограничение целей взимания налогов, установленное законодателем, означает, что к налогам не должны относиться обязательные платежи, взимаемые с иными целями (например, с целями содержания каких-либо отдельных государственных органов).

    Даваемое  в НК РФ легальное определение  налога вызывает многочисленные возражения у специалистов. Можно отметить, например, что оно не позволяет выявить различия между налогом и конфискацией. К конфискации в полной мере применимо определение, данное в п.1  ст.8 НК РФ. Трудно также выявить различия между налогом и штрафом за неисполнение налоговых обязательств.

    В отдельных определениях налога указывается, что налоги – это платежи, взимаемые  в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве  обязанности по уплате налогов  должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке», сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не было установлено законодательной властью, соответствующий платёж не теряет своего налогового характера.

    В других определениях можно встретить  указание на то, что налоги – это  платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До 20 века налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги плательщиками, которых выступали отдельные административно – территориальные единицы.

    Часто отмечается, что налоги – денежные платежи и (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определённых случаях допускают уплату налогов путём предоставления государству товаров или услуг.

    Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х гг. стали  использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которым взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведённой продукции между государством и инвестором. 

    1.2 Сущность налогов и их классификация

    Налогообложение является одной из важнейших функций  государства и одновременно выступает  средством финансового обеспечения  его деятельности. Правомерны слова  К. Маркса о том, что «налог - это  пятый бог рядом с собственностью, семьёй, порядком и религией».

    Налоги - один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения  платёжеспособности различных уровней  государственной власти. Однако налоговые  платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестаёт быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счётов на счета каких – либо организаций.

    В Российской Федерации в 1990-е гг. велись острые дискуссии, следует ли относить к налогам платежи в государственные  социальные внебюджетные фонды. Если считать, что к налогам относятся только платежи, суммы по которым зачисляются в государственные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления, то платежи в государственные социальные внебюджетные фонды следует исключать из числа платежей налогового характера. Государство вправе самостоятельно устанавливать, куда будут зачисляться суммы тех или иных платежей. Аналогичны выплаты в США зачисляются в федеральный бюджет, а во Франции – во внебюджетные фонды. Природа  этих платежей не изменяется в зависимости от адресности их зачисления. Аналогичная ситуация возникает с платежами в государственные целевые внебюджетные фонды (например, дородные).

    Возможна  такая ситуации: законодательством  установлена обязательность внесения, каких – либо платежей, но при этом у плательщика существует право выбора определения адресности этих платежей. Такая ситуация возникает, например, при обязательном страховании определённых видов имущества, а также гражданской ответственности. Платежи по страхованию в этих случаях не относятся к налоговым, так как плательщик может заключить договор страхования на различных условиях и с различными страховыми компаниями. В тех же случаях, когда на плательщика возлагается обязанность перечислять средства в определённый законом фонд, соответствующие платежи приобретают характер налоговых.

    Обязательными платежами, взимаемыми на основе государственного принуждения, являются также алименты (средства, которые в установленных  законом случаях одни физические лица обязаны выплачивать на содержание других физических лиц). Эти платежи в число налоговых не включаются.

    В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения  навой стоимости – национального  дохода, выступают частью единого  процесса воспроизводства и специфической  формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределённая с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

    Налоговые доходы государства формируются  за счёт новой стоимости, созданной  в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении. 

    Классификация налогов.

    В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают, похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучением налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций.

    Под классификациями налогов понимается их группировка, обусловленная определёнными  целями и задачами. Поскольку цели и задачи законодателей, налоговых органов, статистических организаций, налогоплательщиков, исследователей – всех, кто имеет дело с подобными классификациями, различаются между собой, существует множество различных видов и типов классификаций налогов. Чтобы избежать ошибок при сопоставлении налоговых систем разных стран, а также уровня налогообложения, тяжести налогового бремени по отдельным группам налогов, необходим правильный подбор статистического материала, учёт особенностей подходов и методов, применяющихся в разных странах или разными учреждениями при проведении группировок налогов.

    Искажения, возникающие в результате использования  при международных сравнениях несопоставимых данных, приводят не только к неверным теоретическим выводам, но и могут быть причиной крупных практических просчётов. Особенно это важно помнить при образовании зарубежных филиалов и дочерних компаний. Относительно низкий уровень поступлений в центральный (федеральный) бюджет, даже в сочетании с относительно низкими ставками корпорационного налога, ни в коем случае нельзя воспринимать как основание для вывода о том, что в стране существует благоприятный (или льготный) ражим налогообложения прибылей юридических лиц. В стране могут существовать самостоятельные местные или региональные (штатные, земельные, кантональные, провинциальные) налоги на доходы юридических лиц либо местные надбавки к центральным налогам, могут действовать дополнительное налогообложение доходов от денежных капиталов, самостоятельное налогообложение отдельных видов прироста капитала, однако статистика в соответствии с особыми целями и задачами не включает указанные виды обложения в раздел «Налоги на доходы корпораций».

    Анализирую  данные сравнительной статистики в  области налогообложения, надо всегда помнить о том, что конкретные виды налогообложения существенно различаются и это может приводить к значительным расхождениям при международных сопоставлениях даже в тех случаях, когда применяется единая методика группировки налогов, сборов и платежей обязательного характера.

    Первая  классификация налогов была построена  на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально ещё в 17 веке был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и, соответственно, двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наёмного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, – это те налоги, которые связаны с доходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.

Информация о работе Расчёт налогового бремени предприятия