Расчёт налогового бремени предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание

В принципе налоговая система России построена таким образом, что перед ней все равны. Не существует какой – либо «дискриминации» налогоплательщиков, к примеру, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определённый круг налогоплательщиков, вследствие чего они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению налогового бремени, продолжают испытывать повышенное налоговое давление.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Налоги в экономической системе общества 5
1.1. Теория налога и налогообложения 5
1.2. Сущность налогов и их классификация 12
1.3. Федеральные, региональные, местные налоги и сборы 20
Глава 2. Проблемы распределения налогового бремени в обществе 29
2.1. Сущность налогового бремени 29
2.2. Проблема распределения налогового бремени 35
Глава 3. Расчёт налогового бремени предприятия 38
3.1. Показатели налогового бремени предприятия 38
3.2. Расчёт показателя номинального налогового бремени 40
3.3. Бремя налогового учёта и подготовки обязательной отчётности 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

       Показатель уровня  налогового бремени  на население можно  рассчитать по  следующей формуле:

    Бр = ,

    где Бр – уровень налогового бремени;

           Н все уплаченные населением налоги, включая косвенные;

           Чн – численность населения страны;

            Д – сумма полученных населением доходов.

    При оценки налогового бремени  населения в целом  необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения  зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размеров оплаты труда.

    Налоговое бремя на работника  фактически равно  экономической ставке подоходного налога, данный показатель используется для сравнения  уровня подоходного  налогообложения  в разных странах.

    Так же как и на макроуровне, методика определения  налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и суммой полученного им дохода.

    Согласно  одной из методик  налоговое бремя хозяйствующих субъектов оценивается как процентное отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации. Для анализа динамики налогового бремени должен быть выбран такой показатель, который отражал бы действительный, и при том единый, источник уплаты всех налогов, вносимых предприятием в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

    Поэтому следующие показатели налогового бремени  основаны на сопоставлении уплачиваемых хозяйствующими субъектами налогов и источников их уплаты.

    Суть  одной из существующих методик исходит  из положения, что  каждая группа налогов  в зависимости  от источника, за счёт которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени.

    Общий знаменатель, к которому в соответствии с данной  методикой приводится уровень тяжести налогового бремени хозяйствующего субъекта, представляет собой прибыль предприятия.

    В данном случае используются следующие формулы  определения уровня хозяйствующего субъекта:

    Бр = , или

    Бр = ,

      где  Бр –  уровень налогового  бремени;

            Нп - налоги, уплачиваемые из прибыли;

            Нс – налоги, относимые на издержки производства и обращения;

                 Нф – налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;

                 Нр – налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;

                 Пр – расчётная прибыль, включающая косвенные налоги и сумму затрат на производство и реализацию;

             Пч – чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

    Эти показатели отражают то, какая часть расчётной прибыли изымается у налогоплательщика в форме налогов и каково соотношение суммарной величины уплаченных налогов и прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.

    Следующий метод количественной оценки налогового бремени хозяйствующего субъекта определяется как соотношение созданной им и отдаваемой государству добавленной стоимости. Добавленная стоимость по своей сути является доходом предприятия и достаточно универсальным источником уплаты всех налогов. Этот показатель позволяет как бы усреднить оценку налогового бремени для различных типов производств и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показателя для различных экономических структур.

    Используется  следующая формула:

    Бр = ,

    где Н – сумма уплаченных фактически налогов, за исключением налога на доходы физических лиц;

           Дс – добавленная стоимость.

    При этом необходимо также  иметь в виду, что  показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьёзным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень налогового гнёта среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей налогоплательщика. Но вместе с тем этот показатель необходим, так как налоги устанавливает, и оно должно учитывать этот средний показатель.

    Мировой опыт показывает, что  при увеличении налоговой  нагрузки на налогоплательщика, эффективность налоговой  системы сначала  повышается и достигает  своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определённая часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути  минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы.

    В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1% к ВВП ежегодно. Налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования – основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, были осуществлены в 2001-2004 годах. Важнейшим результатом налоговой реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику. Так, с 2002 года были снижены, а с 2003 года окончательно отменены «оборотные налоги»: на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Одновременно с этим, в целях снижения налогового бремени, отменено 15 местных налогов и сборов. Уменьшению налогового бремени на экономику способствовало также снижение ставок налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, а начиная с 2004 года с 20% до 18% снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж, с 2006 года произошло существенное снижение ЕСН.

    ФНС России предполагает ежегодное снижение налогового бремени на 2007-2008 годы в размере около 1% к объему ВВП. В частности, с 2009 года снижение налогового бремени предусматривается за счет:

    - установления общего  порядка принятия  к вычету сумм  НДС при осуществлении  капитальных вложений, а также осуществления  следующих мер,  относящихся к  налогу на прибыль  организаций;

    - введения «амортизационной  премии» в виде  разрешения отнесения  на расходы и  учета при расчете  налоговой базы  в том налоговом  периоде, когда  основные средства  введены в эксплуатацию, 10% стоимости введенных  в действие основных  фондов;

    - увеличения с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы (15 млрд. рублей в год);

    - совершенствования  действующего порядка  отнесения затрат  на осуществление  опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ (отнесение в полной сумме затрат на осуществление НИОКР, не давших положительного результата, уменьшение срока для отнесения на расходы затрат на НИОКР);

    - а также за счет  индексации специфических  ставок акцизов на 9%, по табачным изделиям – на 15%;

    С 2009 года снижение налогового бремени будет осуществляться за счет совершенствования механизма применения нулевой ставки для экспортеров; принятия при расчете налоговой базы переходящих убытков в полном объеме; введения дифференцированных ставок НДПИ при добыче нефти в зависимости от объективных условий – для организаций, имеющих худшие условия для добычи нефти.

    Практика  использования описанных  методов расчёта  налогового бремени  показывает, что в  чистом виде ни одна из них не даёт объективной картины напряженности налоговых обязательств. Только комбинация разных показателей приближает к адекватной оценке налогового бремени.

    Проблема  снижения налогового бремени в российской налоговой системе  в значительной степени  связана с расширением налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты теневого бизнеса, дальнейшем укреплением налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных  налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ, после принятия его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.

    2.2. Проблема распределения налогового бремени

    Российская  налоговая система в целом  характеризуется относительно невысоким  уровнем  перераспределения ВВП с помощью налогов. Уровень налоговых изъятий, не превышающий в разные годы 35%, существенно не отличается от налогового бремени в высокоразвитых странах Запада, а по сравнению с некоторыми из них (где уровень изъятий достигает 40- 45%) даже существенно ниже.

    Характерной особенностью российской экономики  в последние годы является также тенденция роста доли ВВП, перераспределяемой через  налоговую систему страны. Налоговая нагрузка на экономику возросла _ .7,0,9% в 2003 г. до 34,7°/о в 2006 г. При этом именно в эти годы в России проводились масштабные мероприятия по снижению налоговых ставок, отмене недостаточно эффективных и нерациональных налогов. В частности были отменены налог с продаж, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, отчисления на воспроизводство минеральна-сырьевой базы, налог на владельцев автотранспортных средств. Серьезное влияние на снижение налоговой нагрузки сыграла отмена так называемых оборотных налогов: на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Одновременно с этим отменено 15 местных налогов и сборов. Уменьшению налогового бремени на экономику способствовало также снижение ставок налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, единого социального налога.

    При анализе уровня налоговой нагрузки в российской экономике, а тем более при сравнении ее с другими странами надо исходить из того, что многие положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и ее нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития экономики России на современном этапе. Анализ этого положения показывает, что приведенные данные нуждаются в серьезной корректировке, в результате которой становится очевидным, что первоначальный вывод является весьма поспешным и в значительной степени неверным.

          Дело в том, что определение показателя величины налоговой нагрузки в российской экономике через удельный вес налоговых поступлений в ВВП нив коей мере не отражает действительное положение с налоговой нагрузкой по конкретному налогоплательщику, добросовестно соблюдающему налоговое законодательство. В среднем по стране налоговая нагрузка примерно равна допустимой норме и ниже показателей многих других стран. И только непосредственный анализ указанного показателя в России свидетельствует, что положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд.

    Показатель  доли ВВП, перераспределяемой через налоговою систему, в России и в странах Запада несопоставим для анализа степени налогового бремени на бизнес. Дело в том, что при определении данного показателя вся сумма собранных в стране за год налогов соотносится с размером ВВП. Между тем эти налоги поступают как от компаний, так и от частных лиц. Для оценки налогового бремени непосредственно юридических лиц необходимо сумму поступивших налогов «очистить» от налогов, уплаченных физическими лицами. И здесь опять же данные по этому показателю существенно разнятся. Поступления от налогообложения физических лиц в странах с развитой экономикой в несколько раз превышают соответствующие показатели по России. И следовательно, при расчете среднего показателя налогового бремени на предпринимательскую деятельность в западных странах показатель доли ВВП, распределяемой через налоговую систему этих стран, должен быть уменьшен в значительно большей степени, чем по России.

    В принципе налоговая система России построена таким образом, что перед ней все равны. Не существует какой-либо «дискриминации» налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению налогового бремени, продолжают испытывать повышенное налоговое давление. Одновременно негативное влияние на сбор налогов и формирование показателя среднего налогового бремени во все большей степени оказывает теневой сектор экономики.

Информация о работе Расчёт налогового бремени предприятия