Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 11:07, курсовая работа
В принципе налоговая система России построена таким образом, что перед ней все равны. Не существует какой – либо «дискриминации» налогоплательщиков, к примеру, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определённый круг налогоплательщиков, вследствие чего они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению налогового бремени, продолжают испытывать повышенное налоговое давление.
Введение 3
Глава 1. Налоги в экономической системе общества 5
1.1. Теория налога и налогообложения 5
1.2. Сущность налогов и их классификация 12
1.3. Федеральные, региональные, местные налоги и сборы 20
Глава 2. Проблемы распределения налогового бремени в обществе 29
2.1. Сущность налогового бремени 29
2.2. Проблема распределения налогового бремени 35
Глава 3. Расчёт налогового бремени предприятия 38
3.1. Показатели налогового бремени предприятия 38
3.2. Расчёт показателя номинального налогового бремени 40
3.3. Бремя налогового учёта и подготовки обязательной отчётности 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения
Проблема
снижения налогового бремени в российской
налоговой системе в значительной степени
связана с расширением налогооблагаемой
базы ,в том числе за счет отмены льгот
путем вовлечения в сферу уплаты налогов
теневого бизнеса, дальнейшим укреплением
налоговой и финансовой дисциплины. Создание
благоприятных налоговых условий для
функционирования легальной экономики,
законопослушных налогоплательщиков
целиком и полностью зависит от решения
этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы
НК РФ, или, как его еще называют, налоговая
конституция страны, после принятия всех
его глав кардинально изменил ситуацию
с реальным снижением налогового бремени
для российских налогоплательщиков.
Глава 3. Расчёт налогового бремени предприятия
3.1 Показатели налогового бремени предприятия
Налогоплательщик, по определению, обязан производить отчисления со своих доходов в бюджет. С этой целью государством вводятся различные налоги и устанавливаются их определенные ставки. А поэтому та часть дохода, которая изымается у предприятия в пользу бюджета и внебюджетных фондов в виде налогов, пошлин и сборов, количественно определяет уровень налогового бремени. Данному показателю на макроуровне соответствует отношение общей суммы поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет страны к сумме стоимости всех товаров конечного потребления и оказанных услуг, произведенных на территории страны (ВВП).
Одним
из методов расчета показателя валового
внутреннего продукта страны является
суммирование произведенной на предприятиях
добавленной стоимости. Последнее
позволяет говорить о возможностях
сопоставимого расчета
Надо сказать, что правительство России и Минфин РФ для иллюстрации планов по реформированию налоговой системы часто используют показатель налогового бремени, при этом эффективность налоговой системы постоянно регулируется.
Совсем иное отношение к оценке и анализу налогового бремени на предприятиях. Несмотря на то что разговоров о чрезмерной налоговой нагрузке предприятий и затемнении доходов ведется довольно много, последовательное изучение уровня, динамики, структуры налогового бремени на предприятиях почти не проводится, хотя данные для такого учета есть. Считается, что если налоги начисляются и перечисляются, то этого вполне достаточно.
Может быть, такое решение и правомерно, поскольку оценивать уровень налоговой нагрузки предприятия никто не заставляет. Но, в любом случае, директору предприятия нужно знать, на какой уровень налогового бремени выходит его предприятие по итогам отчетного периода, т.е. как оно делится с бюджетом, и в какой мере налоговое бремя можно минимизировать. Вот почему именно учету налогового бремени предприятия и посвящена данная статья.
На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как:
Упрощенно
расчет добавленной стоимости
ДС = ФОТ + ЕСН + ПОФ + ПНП + ПР,
где
ФОТ — оплата труда;
ЕСН — единый социальный налог, начисляемый на фонд оплаты труда;
ПОФ — потребление (амортизация) основных фондов, нематериальных активов и запасов;
ПНП — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС;
ПР — балансовая прибыль.
Показатель налогового бремени предприятия (НБП) может быть рассчитан как по факту выплаты налогов, так и по факту их начисления:
НБП = (ПНП+ЕСН)/ДС.
Фактические значения налоговой нагрузки (по фактам начисления или выплат налогов) сопоставляются с показателем номинальной налоговой нагрузки (бремени) предприятия, под которой понимается средневзвешенная налоговая ставка предприятия на рубль фактической выручки или добавленной стоимости предприятия.
При
множестве налогов в
Общая
зависимость между ставками налогообложения
и налоговыми поступлениями выведена
Артуром Лаффером (кривая Лаффера).
При этом существует некий уровень
ставок (золотая середина), когда налоговые
поступления в бюджет будут максимальными.
Однако соответствие текущего уровня
номинального налогового бремени значениям
золотой середины кривой Лаффера остается
открытым.
3.2 Расчет показателя номинального налогового бремени
Данный показатель рассчитаем как средневзвешенную величину налоговой ставки предприятия на рубль фактической выручки и добавленной стоимости предприятия при табулированных значениях баз налогообложения. Все расчеты проводятся по данным НК РФ и при неизменных ставках налогов.
В качестве примера возьмем предприятие, которое не ведет внешнеэкономическую деятельность и не занимается добычей природных ресурсов, а все налоги в бюджет на 90% и более складываются из подоходного и социального налогов, налога на прибыль и НДС. В связи с этим сделаем следующие допущения на последующие расчеты:
ДС = 1,18 x (1,358 x ФОТ + ПР) = 1,60244 x ФОТ + 1,18 x ПР.
В дальнейшем уровень налогового бремени можно определить по отношению к выручке и прочим доходам предприятия (Нвыр) и к добавленной стоимости (Ндс):
где
Дпр — доля балансовой прибыли в выручке с учетом прочих доходов, %;
Дфот — доля ФОТ в себестоимости, %.
На основе приведенных формул составлена таблица изменений налоговой нагрузки предприятия по табулированным значениям прибыли и ФОТ предприятия, в которой приводятся сопоставимые значения налоговой нагрузки на рубль выручки (столбец А) и добавленной стоимости (столбец Б). Последний показатель структурно сопоставим с данными статистики о сборах налогов от ВВП (приложение 2).
Из анализа уровня налогового бремени явно следует факт существенного отклонения средней налоговой ставки на рубль добавленной стоимости (38—46 копеек) от ранее приведенных цифр фактических сборов налогов по стране (33—34% от ВВП или валовой добавленной стоимости). Исходя из чего определяем, что избыточная номинальная налоговая нагрузка на налогоплательщика только по налогам, принятым к расчету сегодня, составляет 5—12 пунктов от ВВП. При этом избыточность налогообложения растет с увеличением доли оплаты труда в себестоимости, т.е. она больше в «зарплатоемких» производствах. Трудно предположить, что при такой величине расхождения значений уровень фактического сбора налогов максимален, например, в соответствии с кривой Лаффера.
В то же время наличие устойчивой зависимости значений номинального налогового бремени от суммы добавленной стоимости предприятия (38—46%) позволяет организовать простой контроль налогового учета на предприятии. Упрощая, можно сказать, что при корректном налоговом учете предприятие должно начислять и отчислять в бюджет сумму, близкую к 42% от суммы добавленной стоимости предприятия. Значительные отклонения в любую сторону требуют проведения анализа налогового учета.
По
отношению к выручке
Мероприятия, связанные с обеспечением налоговой экономии, всегда конкретны и касаются отдельных налогов. Поэтому в качестве дополнения к сравнительному анализу налогового бремени приводятся данные о структуре номинальной, налоговой нагрузки предприятия по видам налогов (приложение 3).
Номинальная структура ожидаемых налоговых начислений в бюджет для разных предприятий во многом одинакова. При отсутствии прибыли на предприятии доля НДС к «зарплатным» налогам в общей сумм начислений определяется постоянным отношением 1 к 2. Во всех остальных случаях доли налогов также достаточно устойчивы. Например, доля НДС ограничена интервалом 33—40%.
Как и в предшествующих случаях, расчетные значения могут быть сопоставлены с фактической структурой налоговых платежей предприятия. Любые расхождения в сопоставлениях должны рассматриваться как основания для более подробного разбора данных учета. В соответствии со структурой налоговых платежей можно определять приоритетные меры налоговой экономии.
В то же время видимое преобладание в структуре налогов предприятия НДС и налогов на доходы работника вполне объясняет причины ожидаемого снижения ставок этих налогов (до 16 и 26% соответственно). Ведь основная цель этих мер, проводимых государством, заключается сначала в снижении прямой и косвенной нагрузки на доходы работника, а затем на доходы предприятия (пока предприятие должно отдавать в бюджет около 40% суммы добавленной стоимости и более 50% суммы дохода работника).
Значения налоговой нагрузки предприятий при реализации указанных мер показывают, что больше всего выиграют зарплатоемкие производства. В целом нагрузка на рубль добавленной стоимости снижается с 42 до 37,53% в среднем. Поэтому можно предположить, что определенная часть текущих теневых доходов будет легализована для налогообложения. При этом, как и сегодня, сохранится, хотя и в меньших размерах, избыточная номинальная налоговая нагрузка в 2—7% от ВВП, а это означает сохранение условий для теневой экономики (приложение 4).
Таким образом, приведенные данные можно рассматривать как показатели или нормативы для сопоставлений, а принятые при составлении таблиц допуски могут быть значительно расширены.
Исходя из изложенного представляется, что для контроля состояния налогообложения на предприятии пора вводить показатель фактического налогового бремени в состав обязательной отчетности предприятия. Отмечаемые расхождения значений номинальной и фактической налоговой нагрузки свидетельствуют, что разные предприятия по-разному относятся к выполнению обязанностей налогоплательщика. Реальная тяжесть налогов, прежде всего, ложится на тех, кто их платит.
В дальнейшем в состав показателей обязательной отчетности предприятия нужно включить показатель добавленной стоимости, как обобщающей величину базы налогообложения предприятия. Меры налоговой оптимизации на предприятиях всегда направлены на уменьшение доли ДС и ее составляющих в стоимости продукции, работ, услуг. Поэтому контроль доли ДС на основе отчетности нужен.