Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступлений в социальные внебюджетные фонды в анализируемый период налоговых доходов.
Научно - исследовская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы налоговой категории – Единый социальный налог……………………………………………………………………………….4
1.1 История создания Единого социального налога…………………………4
1.2 Характеристика и сущность ЕСН…………………………………………..10
1.3 Объект налогообложения и ставки налога…………………………………15
Глава 2. ЕСН в системе консолидированного бюджета………………………22
2.1 Средства, поступающие на формирование фондов……………………….22
2.2 Сравнение поступлений взносов в государственные внебюджетные фонды в 2003 – 2008гг…………………………………………………………25
2.3 Роль ЕСН в формировании социальных внебюджетных фондов………...27
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………30
Приложение №1…………………………………………………………………31
Правительство одобрило предложенный Минфином вариант, дало поручение подготовить соответствующий законопроект к внесению в Государственную Думу. Однако в ходе обсуждения пакета налоговых законопроектов на летней сессии Госдумы рядом депутатов был внесен альтернативный законопроект, который и был принят на первом чтении. В те времена такое было еще возможно.
ЕСН во II половине 2003 года | |
Зарплата отдельного работника, руб. | Ставка налога, % |
до 50 тыс. | 30 |
от 50 тыс. до 600 тыс. | 15 |
Свыше 600 тыс. | 5 |
Правительство РФ не поддержал этот законопроект, но было вынуждено согласиться с его принятием в первом чтении, так как авторы увязали это с прохождением в ГД РФ налоговых законопроектов Правительства (налог на имущество организации, снижение ставки НДС и др.)
Как и следовало ожидать, Дума, избранная в конце 2003 года не поддержала данный вариант реформы ЕСН.
В середине февраля 2004 года появился новый, содержащий принципиальные отличия: радикальное снижение базовой ставки, введение фиксированного платежа для зарплат ниже 30 тыс. руб. в год и переложение части нагрузки на работников [9].
ЕСН в 2004 году | |
Зарплата отдельного работника, руб. | Ставка налога
|
до 30 тыс. | 9600 руб. |
от 30 тыс. до 300 тыс. | 19,5 % |
от 300 тыс. до 600 тыс. | 12 % |
Свыше 600 тыс. | 2 |
Предполагалось, что работники также должны стать плательщиками ЕСН и отдавать 4% от зарплаты на индивидуальные пенсионные счета. Однако данный вариант не принял окончательной формы. Его обсуждение на заседании Правительства было намечено на конец февраля 2004 года в составе пакета налоговых инициатив на 2005год. Однако рассмотрение этих вопросов перенесли, а вскоре Правительство Косьянова было отправлено в отставку.
Следует отметить, что в течение 2003-2004 гг., когда активно обсуждались варианты снижения ЕСН, динамика его поступлений имела негативный характер: доля ЕСН в ВВП в 2003 году сократилась до 7.3%, а в 2004-м - до 6.8% - меньше чем до введения ЕСН, когда соц. внебюджетные фонды собирали взносы самостоятельно и отсутствовала регрессия. Одновременно с этим быстрыми темпами шло нарастание за должности по ЕСН.
В результате снижение ЕСН в 2005 году все-таки произошло, причем за основу был взят вариант, одобренный Правительством еще в апреле 2003 года с небольшой уступкой: порог первого разряда был снижен с 300 тыс. руб. до 280 тыс. руб. В результате эффективная ставка ЕСН резко сократилась для сегмента работников с годовой зарплатой до 100 тыс. руб. От 100 тыс. до 220 тыс. руб. в год сокращение было умеренным, от 220- незначительным (менее 1-го процентного пункта).
После введения новой шкалы ЕСН данный налог существенно не менялся, за одним исключением. В 2006 году резидентам технико-внедренческих зон была предоставлена возможность заплатить налог по пониженным ставкам в отношении низкого и среднего сегмента зарплат. Сделано это было с целью стимулирования развития компаний высокотехнологического сектора. Также в 2006 году произошло перераспределение долей ЕСН между Фондами социального страхования, и Федеральным фондом медицинского страхования.
1.2 Характеристика и сущность ЕСН
Идея введения единого социального налога, то есть объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998г., когда Госналогслужба России (ныне Федеральная налоговая служба РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.
C 1 января 2001 года взносы во внебюджетные фонды прекращают свое самостоятельное существование, но в рамках единого социального налога сохраняется их достаточная обособленность. Бюджеты по каждому из фондов, в которые зачисляется ЕСН, утверждаются, как и прежде, соответствующими федеральными законами.
Как уже было сказано, в настоящее время сохранился только один вид внебюджетных страховых взносов, а именно страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Взносы на данный вид страхования не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования. Сбор указанных страховых взносов возложен на страховщика, то есть на Фонд социального страхования Российской Федерации.
Следует отметить, что для исчисления и уплаты единого социального налога установлена регрессивная шкала налоговых ставок и ставок распределения платежей между различными фондами в зависимости от величины выплаченных доходов. Для всех категорий налогоплательщиков сохраняется главный принцип регрессивного исчисления и уплаты – чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка налога. Сумма налога в различных разрядах шкалы варьируется также в зависимости от вида налогоплательщиков.
Плательщики единого социального налога (ЕСН) перечислены в статье 235 Налогового кодекса. Данная статья устанавливает две категории налогоплательщиков:
К первой категории относятся работодатели:
- организации;
- предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Работодатели принимают на работу физических лиц и выплачивают им доходы. В этом случае единый социальный налог на выплачиваемые нанятым работникам доходы начисляет и уплачивает работодатель.
Ко второй категории относятся:
- самостоятельно работающие предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
- адвокаты;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Эта категория налогоплательщиков не использует труд наемных работников и уплачивает ЕСН с полученного ими дохода.
Обратите внимание: если предприниматель одновременно является и работодателем, то он уплачивает единый социальный налог по двум основаниям: с выплат наемным работникам и с собственных доходов от предпринимательской деятельности.
Не признаются плательщиками ЕСН организации и предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы:
- перешедшие на упрощенную систему налогообложения (УСН) (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
- переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
- перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) (п. 3 ст. 346.1 НК РФ).
При этом индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от уплаты ЕСН как с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, так и с выплат, иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.
Организации и предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД по определенному виду деятельности, освобождаются от уплаты ЕСН в отношении выплат работникам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Обратите внимание: предприниматели освобождаются от уплаты ЕСН как в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, так и в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением деятельности, попадающей под этот режим.
Налоговая база для ЕСН определяется в соответствии со статьей 237, 238 НК РФ следующих случаях:
В ситуации, когда компания или предприниматель переведены на уплату ЕНВД для определенных видов деятельности и одновременно осуществляют иные виды деятельности, они уплачивают ЕСН с выплат наемным работникам по видам деятельности, не переведенным на уплату ЕНВД, а предприниматели - и от доходов, полученных от таких видов деятельности.
Для лиц, производящих выплаты физическим лицам организации,
индивидуальные предприниматели. Налоговая база определяется как: сумма начисленных в пользу физических лиц за налоговый период выплат и иных вознаграждений.
Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателям. Налоговая база определяется как: сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц.
Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой. Налоговая база определяется как:
сумма доходов, полученных за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Примечание: Для лиц, производящих выплаты физическим лицам:
налоговая база определяется нарастающим итогом отдельно по каждому физическому лицу с начала года по истечении каждого месяца
Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой: состав расходов определяется в порядке определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль.
Перечень льгот по ЕСН приведен в статье 239 Налогового кодекса.
Информация о работе Роль ЕСН в формировании бюджетов всех уровней