Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:39, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на основные вопросы по "Налогам и налогообложению".

Работа состоит из  1 файл

Шпорки.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)


Сущность налогов.

Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные плате­жи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сро­ков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения де­ятельности государства и органов местного самоуправления.

Значимые характеристики нал платежа: законодательная основа; обязательность; индивидуальная безвозмездность

В пользу субъектов публичной власти. Если платеж, удовлетворяющий приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.

В случае пошлины или сбора всегда преследуется специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая до­стигается в результате уплаты, т. е. присутствует элемент индивиду­альной возмездности. Кроме того, зачастую сама пошлина или сбор вводится, чтобы получить доход, а не покрыть издержки. В россий­ском налоговом законодательстве налог и сбор разграничены (ст. 8 Налогового кодекса РФ, часть первая). Сбор — обязательный взнос организаций и физических лиц, уплата которого — одно из условий совершения государственными органа­ми или органами местного самоуправления и их должностными ли­цами юридически значимых действий в отношении плательщика. Понятие по­шлины Налоговый кодекс РФ не выделяет как самостоятельное. Парафискалитет — обязательный сбор, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации. Парафискальные пла­тежи устанавливаются в пользу промышленных, коммерческих и социальных предприятий, технических или образовательных учреж­дений. Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государ­ством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стра­не, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления госу­дарственных услуг. Функции: Фискальная, Распределительная, Стимулирующая, Контрольная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы Нобл.

Принципы – это основные исходные положения системы Нобл. Впервые принципы были сформулированы Смитом: классическая справедливость; определенность; удобность; экономичность. 1)Поданные всякого государства должны участвовать в поддержке по возможности сообразно со своими средствами. 2)Каждый налог д/б точно определен, а не произволен, т.е. Нпл должен знать размер налога и способ уплаты. 3)Каждый налог должен взиматься в такое время или таким способом, который удобен для Нпл. 4)Расходы по сбору налогов д/б min. В дальнейшем принципы пересматривались, изменялись. В конце XVIIIв. Немецкий ученый Вагнер систематизировал все принципы в 4 группы: 1.Финансовые принципы организации Нпл (достаточность; эластичность (подвижность)); 2.Народно-хозяйственные (надлежащий выбор источников Нобл; правильная комбинация различных налогов); 3.Этические (всеобщность Нобл; Равномерность Нобл); 4.Административно-технические (определенность; удобство; экономичность). Наша НС включает в себя основные принципы Нобл, но в связи с тем, что она создавалась в сложных условиях, они потерпели изменения. В ст. 3 НК формулируются основные принципы Нобл. РФ.

Фед., рег.  и местные налоги

Федеральные-это налоги и сборы, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории ст. 13 НК (НДС, НДФЛ). По федеральным налогам все элементы Нобл устанавливаются ФЗ. Региональные-это налоги и сборы, установленные НК и введенные в действия законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате только на территории субъекта ст. 14 НК. Для региональных налогов характерно, что такие элементы Нобл, как налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов, формы отчетности уст. представительными органами субъектов федерации в пределах,  уст. ФЗ. Местные-это налоги, уст. НК и вводимые в действия нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны только на территории соотв. муницип. образования ст. 15 НК. По местным налогам такие элементы Нобл, как налоговая ставка, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов уст. органами самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции налогов

Функции – это проявление его сущности в действии. Функция показывает, каким образом реализуется общественное значение данной категории. Функции: 1.Фискальная-это формирование доходной части госбюджета осущ-ся на основе стабильного централизованного взимания налогов. Посредством ее реализации главное значение налогов, а именно формирование финансовых ресурсов государства. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание аппарата управления, в соц. Сферу. Фискальная создает объективные предпосылки для осущ. регулированной функции. 2.Регулирующая-находит свое проявление в дифференциации. Государство может устанавливать разные условия для различной категории плательщиков и видов деятельности. Регулирующая проявляется ч/з предоставление льгот. Налоги влияют на: уровень и структуру совокупности спроса; уровень оплаты труда, на цены, товары; используются как средство демографической политики ?. Фискальная обуславливает регулирующую функцию. И наоборот, регулирующая функция направлена на ускорение темпов эк. роста, повышает доходность п/п и расширяет базу для фискальной. В единстве эти две функции определяют эффективность финансово-бюджетных отношений.

Фед., рег.  и местные налоги

Федеральные-это налоги и сборы, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории ст. 13 НК (НДС, НДФЛ). По федеральным налогам все элементы Нобл устанавливаются ФЗ. Региональные-это налоги и сборы, установленные НК и введенные в действия законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате только на территории субъекта ст. 14 НК. Для региональных налогов характерно, что такие элементы Нобл, как налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов, формы отчетности уст. представительными органами субъектов федерации в пределах,  уст. ФЗ. Местные-это налоги, уст. НК и вводимые в действия нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны только на территории соотв. муницип. образования ст. 15 НК. По местным налогам такие элементы Нобл, как налоговая ставка, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов уст. органами самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация налогов

1. По  способу взиманию разл-ся:

а) Прямые налоги взимаются непеосредственно с им-ва или дох-в н/пл-ка. Окончательным плательщиком прямого налога явл-ся владелец или собственник им-ва (дох-в).Они подразд:- реальные прямые налоги, кот. уплач-ся с учетом недействительного, а предпологаемого среднего дохода плательщика.- личные прямые налоги, кот. упл-ся с реально получ-го дохода и учитывают факт. платежеспособность н/пл-ка.

б) Косвенные налоги вкл-ся в цену тов-в и услуг, окончательным их платежом  явл. потребитель товара.

Косв. налог подразд. в зав. от объекта взимания: косвенные индивидуальные, кот. облагаются строго опред. группы тов-в; универсальные, кот. облагают все товары и услуги; фискальные  монополии, кот. облагаются все товары, произв-во и реал-я кот-х сосредоточены в гос. структурах.; таможенные пошлины, кот. облагаются товары и услуги при соверешние экспортно-импортных операций.

2. В зависимости от органа, кот. устанавливает и имеет право изменить и конкретизировать налоги. Подразд. на: а) Федеральные налоги, эл-ты кот. опред-ся законом и явл-ся единымина всей ее территории, их устанавливает и вводит в действие вышепредставительный орган, хотя эти налоги могут зачислятся в бюджеты разл. урвоней. б) региональные налоги эл-ты кот-х устан-ся законодательными органами субъектов охраны. в) Местные, кот. вводятся после решения местных властей и всегда поступают в местный бюджет

3. По целевой направленности ведения налогов различают: а) абстрактные предназначенные для формирования доходн. части бюджета в целом. б) Целевые вводимые для финансир-я конкретн. направления гос. расходов; для целевых платежей часто создается внебюдж. фонд.

4. В зав-ти от субъекта н/пл-к выделяют след. виды: - налоги взимаемые с физ. лиц; - налоги взимаемые с предпр. и орг-ий; - смежные, уплач. и физ и юр. лица.

5. По уровню бюджета в кот. зачисл. конкр. платеж, различают: а) Закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тоц или иной бюджет, либо внебюдж. фонд. б) Регулирующие налоги – разноуровневые поступающие одновременно в разл. бюджеты в пропорции опр. бюджетом законам.

6. По порядку ведения нал платежи делятся  на: а) Общеобязательные налоги, кот. взимаются на всей тер-ии страны независимо от бюджета в кот. они поступают. б) Факультативные налоги, кот. предусмотрены основами нал. системы, но вводятся и встречаются они органами местного самоуправления.

7. По срокам уплаты нал. платежи дел-ся: а) Срочные налоги, кот. уплач-ся к сроку опред. нормативному акту.

б) Периодично календарные налоги, кот. подразд. на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые. В зав-ти от хар-ра связи субъекта и объекта н/о можно различать: а) налоги построенные по принципу резиденства; б) налоги постр. НПО принципу территориальнотси.В резид. налогах субъект опр. объект налога, а в территориальных наоборот. Для хоз-х субъектов, главным признаком классификации явл-ся порядок  отнесения нал-х платежей на рез-ты хоз. деят-ти. Согл. нормат. предписанном расходы по уплате налогов:

а) вкл-ся полностью или частично в себестоимость продукции, работ и услуг; б) вкл-ся в цену продукции; в) относятся на фин. рез-т; г) уплачиваются за счет налогооблагаемой  прибылим; д) финансируются за счет чист. прибыли предприятия. е) удерживаются из дох-в работника.

Элементы НС

1. Объект Нобл-это операции по реализации товаров, имущество, прибыль, доход, стоимость реализ. товаров либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую хар-ки, с наличием которого у Нпл законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. 2. Субъект-это организации и ФЛ, на которых в соотв. с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соотв. налоги и/или сборы. 3. Налоговая база-это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта Нобл. 4. Налоговый период-это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется НБ и исчисляется сумма налога, подлежащая к уплате. 5. Ставка налога-это величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы. 6. Льготы по налогам-это предоставляемые отдельным категориям Нпл и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими Нпл или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и значение НДС

В России НДС был введен впервые в 1992 году взамен 2 налогов: с продаж и с оборота. Это один из важнейших федеральных налогов. Это косвенный налог. Основная его функция фискальная. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и определяется как разница м/у стоимостью реализованных товаров, работ и стоимостью МЗ, отнесенных на издержки пр-ва. НДС является косвенным налогом на потребление, и он взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи и до тех пор, пока товар не дойдет до конечного потребителя.

Объекты и субъекты НДС

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

а) организации независимо от форм собственности и ведомст­венной принадлежности, имеющие согласно законодательству Россий­ской Федерации статус юридических лиц (государственные и муни­ципальные предприятия; хозяйственные товарищества и общества; уч­реждения; другие виды организаций), осуществляющие производст­венную и иную коммерческую деятельность;

б) предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

в) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осущест­вляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящиеся на территории Российской Федерации, самостоятельно реализующие товары (работы, услу­ги);

д) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую де­ятельность на территории Российской федерации.

Объекты Нобл: Реализация товаров работ услуг; товары, ввозимые на территорию РФ; другие (бартерные сделки, передача товаров).

Налоговый период-календарный месяц; а для Нпл с оборотом не ниже 1 млн. за квартал НП-квартал.

Порядок исчисления НДС, подлежащего к уплате

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Если по отчетному периоду имеется у налогоплательщика не одна налоговая база, то сначала необходимо определить сумму налога по каждой базе, а затем сложить эти суммы. Если у налогоплательщика отсутствует бухгалтерский учет или учет объекта налогообложения налоговые органы имеют право исчислить сумму налога, подлежащую уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Порядок освобождения от уплаты НДС

Нпл имеют право на освобождение от исполнения обязанности по уплате налога. Если за 3 предшествующих последних взятых календарных месяца выручка не превышает 1 млн. руб (без НДС). Это не распространяется на реализацию продукции товаров и на налогоплательщика, осуществляющего ввоз товаров на таможенную территорию. Освобождение от уплаты имеет не разрешительный, а уведомительный характер. Это означает, что Нпл принявший решение должен до 20 числа месяца, с которого он хочет освободиться должен сообщить в НО. НО освобождает Нпл от уплаты на 12 мес. Нпл который принял такое решение, не может отказаться от освобождения. За исключением случаев нарушения условий освобождения. По истечению 12 месяцев Нпл предоставляет в НО по месту учета документы, подтверждающие их оборот за каждый месяц этого периода и новое уведомление о продлении срока освобождения. Если в течении периода освобождения выручка от реализации превысила 1 млн. или же он реализует подакцизные товары, то начиная с первого числа этого месяца до периода Нпл утрачивает право на освобождение. Если Нпл не предоставил в НО документы о фоктическом обороте или своевременно не начал платить налог, то при установлении этого НО взыскивают налог за весь период, штрафные санкции и пеню. 

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"