Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:31, реферат
Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.
Введение
1.Понятие и система источников налогового права
2. Особенности источников налогового права
2.1. Конституция РФ как источник налогового права
2.2. Налоговый кодекс в системе источников налогового права
2.3. Нормативный договор в системе источников современного налогового права
3. Место судебной практики в системе источников налогового права
Заключение
Список использованных источников
Ряд
авторов призывают ограничить все
федеральное налоговое
Полагаем,
что сводить все налоговое
законодательство к НК РФ - это означает
заниматься его фетишизацией, которая
значительно обедняет возможности
и средства налогово-правового
2.
Важнейшим требованием,
Кроме
того, кодификационная работа явилась
мощным стимулом для развития налогово-правовой
науки. В настоящее время наблюдается
всплеск научного интереса к вопросам
налогообложения. Трудно найти другую
сферу гуманитарных знаний, которая
привлекала бы столь пристальное
внимание ученых самых различных
направлений (юристов, экономистов, философов,
политологов и др.). Большую роль
здесь играет активность законодателя
при проведении налоговой реформы,
а также новизна, сложность и
практическая значимость для экономики
большинства рассматриваемых
3.
Кодификация положила начало
формированию налогового
4.
Кодификация способствует
Очевидно,
чем выше уровень систематизации
и упорядоченности
Нельзя
забывать и о юридической технике.
В процессе кодификации устраняются
противоречия, пробелы, неясности, уточняются
формулировки налоговых норм, совершенствуется
стиль и язык налогового законодательства.
Она позволяет провести своеобразную
"инвентаризацию" налогового законодательства,
разом избавившись от устаревших,
неэффективных и фактически недействующих,
т.н. мертвых, налогово-правовых норм. Разумеется,
абсолютно определенный и непротиворечивый
закон - это недостижимый идеал, к
которому следует стремиться. Но то,
что кодификация заметно
5.
Кодификация позволяет
Закрепляя в ст. ст. 1, 3, 5 НК положение о том, что федеральные законы должны соответствовать НК РФ, законодатель, таким образом, устанавливает приоритет НК перед другими федеральными законами о налогах и сборах, независимо от момента их принятия. М.П. Кочкин[10]верно указывает, что в соответствии с пунктом 2 ст. 1 НК РФ "в иерархии российской налоговой системы НК РФ имеет приоритет над всеми иными законодательными и нормативными актами как федеральными, так и региональными. Кроме того, прочие федеральные законы принимаются на основании НК и могут касаться только тех вопросов, которые не урегулированы им в достаточной степени"
А. Бланкенагель, сравнивая налоговое законодательство Германии и России, отмечает, что Налоговый кодекс России рангом выше, чем другие налоговые законы, и это с точки зрения юридической логики является нонсенсом, так как по общему положению более поздний закон отрицает действие более раннего закона, другого не может быть. Однако с точки зрения определенности ученый допускает, что "...этот принцип дает определенные преимущества, потому что посредством этого двухступенчатого регулирования в области налогового права принцип определенности... приобретает некую эффективность", которой в Германии нет .
Кодификация способствует становлению и упрочению налогового федерализма, поскольку дает региональным и местным законодателям четкие ориентиры налогового нормотворчества. Кроме того, наличие НК РФ укрепляет принцип единства налоговой системы Российской Федерации, логически вытекающий из конституционно-правовых принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства России.
Согласно
ст. 8 Конституции РФ в Российской
Федерации гарантируются
Еще ранее Конституционный Суд РФ указал, что установление налогов, нарушающее единство экономического пространства РФ, запрещается. С этой точки зрения, недопустимо как введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов[11]. Суть данного принципа, по словам С.Г. Пепеляева, состоит не в сосредоточении у федерального центра финансовых полномочий, а в создании единых обязательных стандартов финансовой деятельности, обеспечивающих баланс прав и интересов всех участников финансовых отношений[12]
Кодификация
стабилизирует отраслевое законодательство,
поскольку кодекс принимается на
долговременную перспективу и является
более устойчивым актом по сравнению
с обычными законами. "Эта стабилизация,
осуществленная реально, позволяет
сократить до разумного минимума
необходимость изменения
К
сожалению, требование стабильности налогового
законодательства отечественным законодателем
часто не соблюдается. С 1 января 1999
г. вступила в силу часть первая НК,
а уже через полгода этот кодифицированный
акт был кардинально
Очевидно, что регулярные правки кодифицированного акта вряд ли способствуют эффективному реформированию социально-экономических отношений. Справедливо мнение, что главной причиной, отпугивающей зарубежных инвесторов, является отсутствие в России политической и экономической стабильности. "В условиях демократического общества налоговые законы не могут изменяться часто и произвольно, поскольку такая произвольность грозит нарушением стабильности экономической системы и препятствует нормальному экономическому развитию"[13].
Указывая на стабильность налогового законодательства, не стоит абсолютизировать данный принцип и ставить вопрос о том, что лучше: пробельное, но изменяющееся законодательство, либо полное, но требующее постоянного уточнения? Необходимо подчеркнуть, что под стабильностью налогового законодательства следует понимать его прочное, устойчивое состояние, но ни в коем случае не застойное. Однако, характеризуя налоговое законодательство как постоянно развивающееся, стоит отметить, что вносимые законодателем дополнения не должны изменять основополагающих принципов налогового права, которые могут привести к неблагоприятным последствиям применительно к регулируемым общественным отношениям. Таким образом, стабильность налогового законодательства подразумевает сочетание некой незыблемости основ налогового права в совокупности с нововведениями, отвечающими современным потребностям современного развития.