Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание

Целью данной научной работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой системы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые необходимо решить в ходе настоящего исследования:
 Изучение содержания, принципов построения и изменения налоговой системы.
 Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 6
1.1 Экономическая сущность налогов и их функции.Классификация налогов. 6
1.2История возникновения отечественного налогообложения в Республике Беларусь. 10
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 15
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь. 15
2.2 Проблемы налоговой системы РБ и пути их решения. 29
2.3 Совершенствование налоговой системы в 2011году. 30
2.4 Сравнительный анализ налоговых систем Европейских стран и республики Беларусь. 36
2.5 Изменение налоговой нагрузки за 2011год. 40
3.ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В 2012-2015 ГОДУ. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налогообложение предприятий.docx

— 160.68 Кб (Скачать документ)

И первым шагом к улучшению налоговой системы нашей страны стал основной налоговый закон прямого действия - Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, который был введен в действие 1 января 2010 года

С принятием  Особенной части Налогового кодекса  Республики Беларусь с 1 января 2010 года отменены такие налоги как:

 -сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции;

- продовольствия и аграрной науки;

- местный налог с продаж товаров в розничной торговле;

- налог на приобретение автотранспортных средств;

- местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах.

В целях  компенсации выпадающих доходов  бюджета в связи с реализацией  указанных мероприятий по упрощению  налоговой системы Республики Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС с 18% до 20%. Чтобы нивелировать отрицательные последствия такой меры, Особенной частью НК предусмотрено сокращение сроков зачета (возврата) сумм превышения налоговых вычетов с 1 месяца до 5 рабочих дней. Отменено обязательное ведение книги покупок для принятия к вычету входного налога. А плательщикам, у которых годовая валовая выручка не превысит 3 815 млн. руб., предоставлено право самостоятельно выбирать - ежемесячно либо ежеквартально платить этот налог. От НДС освобождены также бытовые услуги, оказываемые населению. [14, с.11-12]

 

Реализованные за истекший период 2010 года мероприятия  в области налоговой политики направлены на радикальное упрощение  налоговой системы Республики Беларусь.

Важным новшеством является  отмена нормирования расходов на рекламу, информационные, консультационные и маркетинговые услуги. Все плательщики получили право выбора сроков уплаты налога на прибыль - ежеквартально или ежемесячно. Еще одно важное изменение - снижение до 12% ставки налога на прибыль от реализации долей (паев, акций) в уставном фонде белорусских организаций.

 В два раза, с 24 до 48 базовых величин в год, увеличен стандартный вычет по страховым взносам по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 5 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов, с 15% до 12% снижена ставка подоходного налога по получаемым гражданами дивидендам.

Следует отметить, что с 2010 г. отменены целевые сборы из прибыли (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города) и одновременно введен сбор на развитие территорий, облагаемый также по ставке 3 % от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

С целью ликвидации «перекосов» в исчислении земельного налога в 2010 году принят Указ Президента Республики Беларусь «Об отдельных  вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные  участки, находящиеся в государственной  собственности». Указом предусмотрено применение на всей территории республики комбинированных ставок земельного налога. Такой порядок предполагает порог размера кадастровой стоимости земельного участка, ниже которого плательщик уплачивает земельный налог по фиксированной ставке (1 200 000 рублей за гектар - по общественно-деловой, производственной и рекреационной зонам и 80 000 рублей за гектар - по жилой многоквартирной и жилой усадебной зонам). В случае если кадастровая стоимость земельного участка выше установленного порога, применялись ставки земельного налога, предусмотренные в процентах от кадастровой стоимости в размерах согласно приложению к Указу.

Для упрощения  порядка исчисления земельного налога количество ставок по видам земель сокращено Указом с 48 до 12.

По налогу на недвижимость существенных новшеств нет.

Произошло повышение ставок акцизов  на алкогольную продукцию и табачные изделия. Из объектов налогообложения экологическим налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу природных ресурсов — вода, используемая на технологические нужды при производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн. Отрицательная динамика связана с изменением в 2010 г. условий поставки нефти сырой, а также установлением нулевой ставки на вывозимые с территории Республики Беларусь за пределы государств — участников Евразийского экономического сообщества товары, выработанные из углеводородного сырья, поставляемого из иных стран.

В рамках работы по дальнейшему реформированию налоговой  системы с целью ее упрощения  и сближения по составу налогов  с налоговыми системами развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений  в Налоговый кодекс Республики Беларусь».

За последние 5 лет:

- отменено 26 налогов и платежей, включая «оборотные налоги» с выручки;

- реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы.

- завершена кодификация налогового законодательства и с 1 января 2010 года введен в действие основной налоговый закон прямого действия — Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь.

В целом анализ налоговых  новшеств позволяет сделать вывод  об упрощении белорусской системы налогообложения за счет отмены отдельных платежей и снижения трудоемкости исчисления налогов. Это, вероятно, позволит нашей налоговой системе уйти с последнего, 183 места, в рейтинге, составляемом международными финансовыми организациями.

Налоговая нагрузка в 2009-2010 году ( таблица 2).

 

Таблица 2. Величина и структура налоговой  нагрузки на экономику

Республики  Беларусь в 2009-2010 гг.

 

Показатели

 

2009 г.

 

2010 г.

 

Отклонение, п.п.

(+/-)

 

в%кВВП

 

Налоговая нагрузка, в том числе:

30,1

27,5

-2,6

косвенные налоги

13,8

13,6

-0,2

прямые налоги

8,0

8,2

+0,2

смешанные налоги

2,3

1,8

-0,5

прочие налоговые  доходы, сборы, пошлины

6,0

3,9

-2,1

 

Источник: ( периодическое издание «Налоги  Беларуси»)

Вывод: снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов. Как мы видим, произошли большие изменения. Если сравнивать показатели налоговой нагрузки  2010 года с 2006 годом, то явно видно, что она очень снизилась, это говорит о том, что наша страна стоит  на правильном пути к усовершенствованию налоговой системы.

     Однако существенные снижения налоговой нагрузки предусматриваются на 2011-2015 годы. Поэтому есть необходимость и дальше упрощать и «облегчать» наши налоги, к примеру, снизить ставку налога на прибыль, отменить налог с продаж, ввести ежеквартальную уплату основных налогов НДС и налога на прибыль - без всяких лимитов по выручке, убрать ограничения для вычетов по НДС, расширить вычеты по подоходному налогу и др.

Тем не менее, важно констатировать, что сейчас в Беларуси есть налоговая конституция: Общая и Особенная части Налогового кодекса.

 

 

2.2 Проблемы налоговой системы РБ и пути их решения

 

Согласно  опубликованным данным Всемирного банка Doing Business в 2009 году налоговая система Беларуси заняла 183 место среди 183 стран мира. Этот показатель не лучшим образом отразился на статусе развития нашей страны. Даже несмотря на все преобразования сделанные в 2009-2010 году основными проблемами отечественного налогового законодательства оставались следующие.

Во-первых, это нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоемкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует и довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. В торговле с Россией, к примеру, одних заявлений надо представлять в налоговую инспекцию аж 3 экземпляра плюс требуется их электронная версия.

По  налогу на прибыль по-прежнему часто возникают вопросы, связанные с учетом в целях налогообложения отдельных видов затрат, например, на рекламу. А в нынешнем году с принятием Особенной части Налогового кодекса камнем преткновения стала и льгота по капитальным вложениям, для получения которой следует выполнить ряд условий, связанных с амортизационным фондом. В результате льгота есть, но воспользоваться ей многие субъекты хозяйствования не могут из-за сложного механизма применения. А экологический налог у нас включает целый ряд составляющих, поэтому сделать правильные расчеты по нему также совсем не просто. Можно привести целый ряд примеров и по другим налогам, например, земельному...

     Вторая проблема - носит «застарелый» характер и заключается в нестабильности нашего налогового законодательства. Понятно, что налоговые нормы в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но у нас довольно часто эти новые нормы вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. Например, Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2010 года, а была принята только 29 декабря 2009 г. Более того, практически в течение всего первого полугодия налоговое законодательство «подстраивалось» под Налоговый Кодекс. В результате рядом льгот, предусмотренных НК, невозможно было воспользоваться, поскольку не были утверждены соответствующие перечни, например, медицинских услуг н т.д.

    Третья проблема - высокая периодичность уплаты налогов. Большинство из них у нас уплачивается раз в месяц. Только с этого года налог на прибыль и НДС при определенном размере выручки можно уплачивать раз в квартал. А в ряде государств так называемым отчетным периодом по налогам является календарный год.

В Беларуси на самом  высоком уровне ставится задача радикально упростить отечественную налоговую систему, снизить налоговую нагрузку и

Информация о работе Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития