Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации.
Объект исследования: общественные отношения возникающие в процессе реализации налогообложения.
Предмет исследования: законодательство Республики Беларусь, международные нормативные правовые акты, статьи, монографии, учебная и научная литература.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь.
2. Рассмотреть налоговую систему Российской Федерации.
3. Сравнить налоговую систему Республики Беларусь и Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...5
1.1. Сущность налоговой системы Республики Беларусь………………...5
1.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Республики Беларусь………………………………………………………..9
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….16
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………..16
2.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Российской Федерации……………………………………………………..19
ГЛАВА 3 СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...5
1.1. Сущность налоговой системы Республики Беларусь………………...5
1.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Республики Беларусь……………………………………………………….
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….16
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………..16
2.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Российской Федерации…………………………………………………….
ГЛАВА 3 СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….35
ВВЕДЕНИЕ
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций (управление, оборона, правопорядок, социальное обеспечение, гарантии в области образования, здравоохранения и др.) требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. При этом история развития налогообложения в различных государствах и сформировавшаяся в течение последних трех столетий наука о налогообложении свидетельствуют о том, что правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными мерами призваны обеспечить не только доходы государства, но и являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства. Поэтому для любого государства является крайне важным построить налоговую систему таким образом, чтобы она в конечном итоге позволила выйти на максимально высокий уровень развития национальной экономики и поступлений налогов в государственную казну.
С обретением суверенитета наша страна встала на путь крупномасштабного реформирования и структурной перестройки экономики. Создание национальной налоговой системы стало важнейшей задачей, эффективность решения которой неразрывно связана с финансовой стабильностью молодого государства.
Актуальность указанной темы курсовой работы очевидна т.к. налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.
В этих условиях предъявляются очень высокие требования к механизму налогообложения, который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время он должен способствовать качественному прогрессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных пропорций между ними, побуждать предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования, минимизировать товарные запасы, сокращать производственные расходы.
Налоговая политика должна стимулировать развитие свободной конкуренции на рынке, обеспечивать справедливое перераспределение доходов граждан, отвечать современной конъюнктурной экономической политике, т.е. носить целенаправленный характер. В ее основе должны лежать открытость и гласность. Население, предприниматели, трудовые коллективы имеют право знать, на что употребляются взимаемые с них налоги.
Целью курсовой работы является сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации.
Объект исследования: общественные отношения возникающие в процессе реализации налогообложения.
Предмет исследования: законодательство Республики Беларусь, международные нормативные правовые акты, статьи, монографии, учебная и научная литература.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь.
2. Рассмотреть налоговую систему Российской Федерации.
3. Сравнить налоговую систему Республики Беларусь и Российской Федерации.
Исследование темы «Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации» осуществлялось методом теоретического анализа нормативной правовой и учебной литературы, статей периодической печати по исследуемой проблеме.
ГЛАВА 1
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Сущность налоговой системы Республики Беларусь
Государственная налоговая служба Республики Беларусь создана Постановлением Совета Министров БССР от 02.04.1990 г. № 78 в системе Министерства финансов БССР. В подчинении Главной государственной налоговой инспекции Минфина БССР находилось 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.
По мере развития белорусского суверенного государства налоговая служба нашей страны подвергалась поэтапному реформированию.
За годы своего становления и развития налоговая служба Республики Беларусь превратилась в мощную, хорошо организованную и технически оснащенную систему налоговых органов, обеспечивающую все стадии процесса сбора и учета налогов и способную выполнять любые поставленные перед ней государственные задачи [4, с. 51].
Сегодня Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством, оборотом и рекламой алкогольной продукции и табачных изделий, координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
В структуру центрального аппарата МНС входят 12 главных управлений, управлений и отделов. Министерство осуществляет руководство деятельностью 157 инспекций МНС по областям и Минску, районам, городам, районам в городах.
Достижению стабильных результатов в работе налоговой службы республики в большой степени способствует созданная в МНС эффективная система подбора и расстановки управленческих кадров, способных по своим деловыми профессиональным качествам выполнять возложенные на них государственные задачи. В министерстве разработана и решением коллегии МНС утверждена комплексная отраслевая программа «Кадры 2006-2010 гг.», итоги выполнения которой ежегодно анализируются и рассматриваются на заседаниях коллегий инспекций МНС по областям и Минску [7, с. 54].
Продуманная кадровая политика, проводимая Министерством по налогам и сборам, качественный состав работников позволяют в целом успешно решать поставленные перед налоговыми органами задачи по формированию бюджета страны. В системе умело сочетаются практический опыт высококвалифицированных специалистов, ветеранов налоговой службы и молодых сотрудников. Около половины из них работают в отрасли свыше 10 лет, одна треть сотрудников - в возрасте до, 30 лет. Ежегодно в систему приходят около 200 молодых специалистов - выпускников экономических факультетов. Отраслевая организация БРСМ насчитывает в своем составе 3073 человека и является самой крупной молодежной организацией в республиканских органах государственного управления.
В инспекциях МНС используются современные методы отбора претендентов в налоговую службу путем предварительного изучения сведений о кандидатах, в областях создан банк данных из числа претендентов, введена в практику «Анкета претендента на работу в налоговых органах», что дает возможность на конкурсной основе отбирать наиболее квалифицированные кадры. Все впервые поступающие на государственную службу сдают квалификационный экзамен.
В налоговом ведомстве создана действенная система управления процессом подготовки и повышения квалификации кадров, организовано взаимодействие с учебными заведениями по организации учебного процесса, разработке и корректировке учебных планов и программ, осуществляется контроль за ходом учебы. Руководство министерства, начальники управлений и отделов принимают непосредственное участие в организации процесса повышения квалификации кадров [10, с. 23].
С 2000 г. Министерство на постоянной основе сотрудничает с Институтом высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Ежегодно в рамках государственного заказа в Институте повышают квалификацию свыше 100 руководящих работников и специалистов, включенных в резерв руководящих кадров.
Созданная в налоговых органах система работы с кадрами, в первую очередь с руководящим составом и резервом на выдвижение, позволяет налоговой системе республики на протяжении последних лет успешно перевыполнять доводимые показатели по формированию бюджета республики, внедрять новые прогрессивные методы администрирования налогов и упрощения налоговой системы в целом.
Главной задачей налоговой службы является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. За счет платежей, контролируемых налоговыми органами, ежегодно формируется свыше 70 % доходов консолидированного бюджета страны (без учета доходов Фонда социальной защиты населения). За последнее пятилетие объем контролируемых налоговыми органами платежей возрос в сопоставимых ценах в 1,5 раза и в 2007 г. составил более 26 трлн. Руб. [4, с. 52].
В основе увеличения налоговых поступлений лежат устойчиво высокие темпы развития белорусской экономики, в обеспечении которых налоговая система играет не последнюю роль. Поступающие в бюджет платежи расходуются на финансирование здравоохранения, образования, фундаментальной науки, инфраструктуры городов и сел, охраны правопорядка и других имеющих общенациональное значение элементов социально-экономической среды, в которой существует и развивается отечественный бизнес. Уплаченные налоги возвращаются предпринимателям в форме растущего потребительского спроса, новых технологий, более благоприятных условий ведения бизнеса.
Однако причитающиеся к уплате налоги и сборы не попадают в бюджет автоматически. Стабильное выполнение доведенных плановых назначений обеспечивается каждодневным напряженным трудом более 10 тыс. работников налоговых органов республики. Концентрация усилий на наиболее важных направлениях, своевременная адаптация к изменениям в экономике, внедрение новых прогрессивных методов администрирования позволяют налоговой службе мобилизовывать в бюджет дополнительные поступления. И если в 2001 г. в государственную казну сверх плана поступило 33 млрд. руб. (в сопоставимых ценах), то в 2007 г. - свыше 580 млрд. руб. Этих средств достаточно для строительства 13 современных студенческих общежитий, 20 средних школ или переоснащения современным оборудованием около 3 тыс. районных больниц и поликлиник.
Отмеченное повышение собираемости налогов не связано с усилением фискального давления, Наоборот, в рамках взятого курса на совершенствование и упрощение отечественной налоговой системы количество налоговых платежей ежегодно сокращается, а ставки налогообложения постепенно снижаются [12, с. 9].
Общепризнано, что залогом высокой собираемости налогов является ясность норм налогового законодательства, исключающая возможность их двойного толкования, четкость и последовательность методологии налогообложения, материально-техническая оснащенность налоговых инспекций, профессионализм их персонала и качество обслуживания плательщиков. Совершенствование и развитие этих факторов выступает в качестве превентивных мер по предотвращению уклонения от уплаты налогов и направлено на формирование в обществе такого уровня налоговой культуры, когда добровольное и полное исполнение налоговых обязательств присуще подавляющему большинству плательщиков.
Налоговая система нашей республики характеризуется устойчивой тенденцией роста уровня добровольной уплаты налогов и сборов. Так, если в 2002 г. удельный вес добровольных поступлений в контролируемых налоговыми органами доходах бюджета составлял 76,6 %, то в 2007 г. - уже 93,4 % [5, с. 26].
1.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Республики Беларусь
На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Напомним, чтобы стать республиканским, налог, сбор или пошлина должны одновременно отвечать двум обязательным условиям:
- быть установленными законодательными актами;
- признаваться обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».
В отдельных случаях суммы республиканских налогов могут полностью направляться в доход местных бюджетов: в полном объеме зачисляются в местные бюджеты суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, налога на игорный бизнес и ряда других республиканских налоговых платежей [6, с. 65].
Информация о работе Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и РФ