Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации.
Объект исследования: общественные отношения возникающие в процессе реализации налогообложения.
Предмет исследования: законодательство Республики Беларусь, международные нормативные правовые акты, статьи, монографии, учебная и научная литература.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь.
2. Рассмотреть налоговую систему Российской Федерации.
3. Сравнить налоговую систему Республики Беларусь и Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...5
1.1. Сущность налоговой системы Республики Беларусь………………...5
1.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Республики Беларусь………………………………………………………..9
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….16
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………..16
2.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Российской Федерации……………………………………………………..19
ГЛАВА 3 СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ. Сравнение налоговой системы РБ и РФ.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

Налоговая система Беларуси характеризуется значительной долей косвенного налогообложе­ния и большим числом различ­ного рода сборов. В общей слож­ности в республике насчитыва­ется свыше 20 видов налогов и других платежей в бюджет, ко­торые подразделяются на общегосударственные и местные.

На 37 процентов республикан­ский бюджет состоит из доходов Фонда социальной защиты насе­ления Министерства труда и со­циальной защиты населения Средства Фонда образуются за счет обязательных страховых взносов, ассигнований из респуб­ликанского бюджета, доброволь­ных пожертвований физических и юридических лиц, средств на­нимателей, предназначенных на выплату пенсий, средств от взыс­кания недоимок и других поступ­лений. Максимальный размер взносов для нанимателей - 35 процентов от всех выплат в пользу работников.

Доходы государственных це­левых бюджетных фондов со­ставляют свыше 18 процентов бюджета. Это республиканский фонд поддержки производите­лей сельскохозяйственной про­дукции, продовольствия и аграрной науки; государственный фонд содействия занятости, республиканский дорожный фонд, республиканский фонд охраны природы; инновационные фон­ды государственных органов.

За счет налога на добавлен­ную стоимость обеспечивается 17 процентов доходов респуб­ликанского бюджета. Налог на прибыль организа­ций составляет 6 процентов рес­публиканского бюджета.

В каждой стране разработан свой механизм воздействия на нарушителей налогового зако­нодательства. В зависимости от степени общественной опасно­сти совершенного правонаруше­ния к виновному лицу приме­няются меры налоговой, административной или уголовной ответственности [8, с. 31].

Диспозиции статей, предусматривающих ответственность за налоговые правонарушения, в качестве формулировок противо­правного поведения, как прави­ло, предусматривают непредстав­ление или несвоевременное представление налоговых деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, непостановку на учет в налого­вом органе, неведение бухгалтер­ского учета, неуплату или непол­ную уплату налога.

Как типичные санкции за нарушения налогового законо­дательства, не содержащие при­знаков преступления, применя­ются дополнительные налоги, пени и штрафы, размер кото­рых может повышаться, напри­мер, в случае продолжительно­го неисполнения налогоплатель­щиком обязанностей, предус­мотренных налоговым законо­дательством. Более жесткие на­казания предусматриваются за умышленное неисполнение обя­занностей по исчислению и уп­лате налогов, выражающееся в сокрытии или занижении объек­тов налогообложения, а также за повторные в течение года правонарушения. Непосред­ственно размер санкций, при­меняемых к налогоплательщи­кам по странам мира, могут су­щественно различаться, и в крайних своих значениях со­ставляют от 1 процента суммы неуплаченного налога до штра­фа в пятикратном размере.

В Республике Беларусь за на­рушение сроков представления налоговых деклараций на пла­тельщика налагается штраф в размере 10 процентов от суммы налога, подлежащей уплате, но не менее 10 базовых величин на юридическое лицо и не менее 2 базовых величин на индивидуального предпринимателя.

Неуплата или неполная уп­лата налогов в установленный срок влечет наложение штрафа на индивидуального предприни­мателя в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога но не менее двух базовых вели­чин, на юридическое лицо — в размере 20 процентов от неуп­лаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин [9, с. 43].

Неполная уплата плательщи­ком налогов ввиду сокрытия на­логовой базы влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 2 базовых величин с индивидуального предприни­мателя, а с юридических лиц -не менее 10 базовых величин.

В большинстве государств умышленное неисполнение на­логовых обязанностей, выражающееся в уклонении от уплаты налогов, однозначно расценива­ется как общественно опасное уголовно наказуемое деяние. Вместе с тем в отдельных стра­нах налоговые преступления и иные нарушения налогового за­конодательства не получили чет­кого разграничения.

Субъектами уголовно наказу­емых налоговых преступлений по законодательству Республики Беларусь являются только фи­зические лица. В силу статьи 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь уклонение от уплаты налогов путем сокрытия, умыш­ленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декла­рации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, наказывает­ся лишением права занимать оп­ределенные должности или за­ниматься определенной деятель­ностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничени­ем свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок. То же деяние, повлек­шее причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением сво­боды на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лише­нием права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Формы налогового контро­ля (проверка, аудит, инспек­ция), порядок и основания назначения проверок, их названия (налоговая, документальная, контрольная, специальная) по странам мира существенно раз­личаются. Однако основные процедуры и методы провероч­ных действий в основном со­впадают. Типичными являются такие действия, как опрос, об­следование помещений, изъятие предметов и документов, нало­жение ареста на счета в банках и на имущество [8, с. 33].

В Республики Беларусь про­верки (ревизии), проводимые контролирующими органами, могут быть плановыми и вне­плановыми.

В график могут быть вклю­чены проверки, назначаемые по поручениям контролирующих, правоохранительных, судебных органов, руководителей налого­вых органов, поступившим в на­логовый орган до утверждения графика.

Плановые выездные провер­ки одного и того же платель­щика могут проводиться не бо­лее одного раза в год, т.е. оче­редная плановая выездная про­верка может назначаться не ра­нее чем через 12 месяцев с даты вручения акта проверки по пре­дыдущей выездной проверке, за исключением случаев, когда плательщик принял решение о ликвидации (прекращении деятельности), либо перед пода­чей в суд заявления о банкрот­стве (экономической несостоя­тельности) плательщика (иного обязанного лица).

Тот же принцип существует и в Российской Федерации. На основании утвержденных полугодовых координационных планов контрольной деятельно­сти составляются квартальные графики выездных проверок, которые доводятся до сведения плательщиков путем их размещения на информационных стендах, оборудованных в по­мещениях налоговых органов.

Обоснованность назначения проверки, за исключением про­водимой по поручению Прези­дента Республики Беларусь, Со­вета Министров Республики Бе­ларусь, Комитета государствен­ного контроля Республики Бе­ларусь, может быть обжалована в вышестоящий налоговый орган, а также в соответствующий Совет по координации контрольной деятельности в области либо в Совет по коорди­нации контрольной деятельно­сти в Республике Беларусь [5, с. 30].

Достаточно распространен­ным во многих государствах яв­ляется косвенный метод опре­деления размера налоговой обя­занности налогоплательщика, который применяется вне рамок налоговых проверок. Его пре­имущество заключается в том, размер подлежащих уплате на­логов определяется не посред­ством данных учета и отчетнос­ти, а расчетным путем на осно­ве использования иной инфор­мации, в том числе непосред­ственно не связанной с налого­обложением. Такой метод при­меняется преимущественно в случаях, когда традиционные методы налогового контроля оказываются малоэффективны­ми. Действующее в Российской Федерации законодательство прямо санкци­онирует применение указанных методов, а судебная практика этой страны свидетельствует о безоговорочном признании су­дами доказательств размера на­логооблагаемой базы, основан­ных на применении косвенных методов исчисления. Наиболее распространенными являются методы, имеющие в своей ос­нове сопоставление различных показателей деятельности нало­гоплательщика (имущества, де­нежного оборота, производ­ственных запасов и пр.). Один из методов предусматривает со­поставление суммы имуществен­ного прироста, производствен­ного и личного потребления с данными о декларировании. Это позволяет, например, на основании данных о приобре­тении имущества за счет средств неизвестного происхождения сделать вывод о том, что это стало возможно благодаря ис­пользованию доходов, которые не нашли своего отражения в декларации.

В Республике Беларусь та­кой метод применяется при от­сутствии у плательщика доку­ментов бухгалтерского учета и других документов, связанных с налогообложением.

В каждом из рассматриваемых государств достаточно остро стоит проблема взыскания недоимок. Выделяют два основных этапа взыскания — применение налоговыми органами мер по обеспечению принудительного взыскания задолженности по на­логам и сборам и непосредствен­ное обращение взыскания на имущество налогоплательщика [3, с. 39].

К распространенным обеспе­чительным мероприятиям отно­сятся: конфискация денежных средств, выплачиваемых в виде заработной платы, списание средств, находящихся на банков­ском счете, арест имущества или установление запрета на совер­шение сделок с ним.

Завершая описание и анализ налогового права Республики Беларусь и Российской Федерации, можно отметить, что каждая страна для удовлетворения своих потребностей в финансовых ресурсах формиру­ет свою налоговую систему, ус­танавливая при этом различные виды налогов, ввиду чего оп­ределить единую структуру на­логовой системы достаточно проблематично. Вместе с тем можно отметить и общие принципы формирования налоговых систем, позволяющие добить­ся наибольшей эффективности их функционирования. В час­тности, принцип всеобщности, который означает охват нало­гами всех субъектов, имеющих доходы, имущество или иные объекты налогообложения. Принцип неоднократности на­логообложения предусматрива­ет, что один и тот же объект может облагаться налогом од­ного вида только один раз за определенный налоговый пери­од. Принцип обязательности предполагает неизбежность уп­латы налога плательщиками, обеспечиваемой принудитель­ной силой государства. Принцип социальной справедливос­ти предполагает установление таких налоговых ставок и пре­ференций, которые бы стави­ли всех плательщиков в срав­нительно одинаковые условия по выполнению финансовых обязательств перед государством и оказывали щадящее воздей­ствие на низкодоходные груп­пы плательщиков.

Реализация таких принципов в организации налоговой сис­темы позволит поддерживать за­интересованность плательщиков в приращении своих доходов и инвестировании сбережений в национальную экономику.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги 15-летнего развития налоговой системы Республики Беларусь, можно с уверенностью сказать, что на нынешнем этапе она приобрела такие важные черты, как устойчи­вость и стабильность функциони­рования, выраженная направлен­ность на стимулирование воспроизводственных процессов.

Программой социально-эконо­мического развития страны на 2006-2010 годы в области бюджетно-налоговой политики предусмотре­но совершенствование налогово­го законодательства, основными целями которого являются сниже­ние налоговой нагрузки, улучше­ние налогового администрирова­ния и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.

Необходимо отметить, что работа по дальнейшему совер­шенствованию налоговой систе­мы в текущей пятилетке приоб­рела более активный характер. В соответствии с поручением главы государства создана рабочая груп­па для подготовки предложений стратегического и стимулирующего характера по упрощению налоговой системы в Республике Беларусь, обеспечению стабиль­ности в этой области, исключению множественности документов в сфере налогообложения и сниже­нию налогового давления на эко­номику.

В перспективе необходи­мы формирование баз данных на единой либо совместимых платформах, переработка форм налоговых деклараций и приложений к ним, внедрение про­граммного продукта, позво­ляющего оценить, насколько отраженные плательщиками в налоговых декларациях суммы налогов соответствуют их реаль­ным налоговым обязательствам. Работу с плательщиками в таких случаях целесообразно строить на основе предложения уплатить дополнительные суммы налогов в добровольном порядке, и лишь при невыполнении этих требова­ний проводить проверку.

Программой деятельности Министерства по налогам и сбо­рам на 2006-2010 годы предусмо­трены модернизация и дальней­шее развитие информационной системы МНС, в рамках которой должны быть решены задачи объ­единения информационных ресур­сов, минимизации затрат по обра­ботке больших массивов данных, введения электронного документооборота.

Опыт России показывает, что создание специализированных инспекций для плательщиков нефтяной, газовой, алкогольной, энергетической, металлурги­ческой, машиностроительной, транспортной отраслей, связи, финансово-кредитной сферы дало возможность обеспечить наличие в одном налоговом органе инфор­мации, позволяющей:

- эффективно анализировать развитие отрасли;

- проводить сравнитель­ный анализ производственно-экономических показателей и уровня адекватности налоговых обязательств по группам налого­плательщиков;

- более точно прогнозировать налоговые поступления по отдельным видам налогов и категориям налогоплательщиков.

Создание специализирован­ных инспекций также позволило бы более детально изучать соот­ветствующую отрасль и применя­емую в нем терминологию, отрас­левые особенности формирования финансовых результатов, вести диалог с плательщиком на про­фессиональном языке, что удобно для обеих сторон.

Следует подчеркнуть, что совершенствование налого­вой системы должно укреплять позиции страны в конкурентной борьбе, привлекать иностранный капитал, стимулировать внутрен­ние инвестиции и занятость, уве­личивать личные доходы и потре­бительский спрос. Все это в конеч­ном счете должно способствовать ускорению темпов экономическо­го роста.

Информация о работе Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и РФ