Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации.
Объект исследования: общественные отношения возникающие в процессе реализации налогообложения.
Предмет исследования: законодательство Республики Беларусь, международные нормативные правовые акты, статьи, монографии, учебная и научная литература.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь.
2. Рассмотреть налоговую систему Российской Федерации.
3. Сравнить налоговую систему Республики Беларусь и Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...5
1.1. Сущность налоговой системы Республики Беларусь………………...5
1.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Республики Беларусь………………………………………………………..9
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….16
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………..16
2.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Российской Федерации……………………………………………………..19
ГЛАВА 3 СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
Налоговая система Беларуси характеризуется значительной долей косвенного налогообложения и большим числом различного рода сборов. В общей сложности в республике насчитывается свыше 20 видов налогов и других платежей в бюджет, которые подразделяются на общегосударственные и местные.
На 37 процентов республиканский бюджет состоит из доходов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Средства Фонда образуются за счет обязательных страховых взносов, ассигнований из республиканского бюджета, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий, средств от взыскания недоимок и других поступлений. Максимальный размер взносов для нанимателей - 35 процентов от всех выплат в пользу работников.
Доходы государственных целевых бюджетных фондов составляют свыше 18 процентов бюджета. Это республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; государственный фонд содействия занятости, республиканский дорожный фонд, республиканский фонд охраны природы; инновационные фонды государственных органов.
За счет налога на добавленную стоимость обеспечивается 17 процентов доходов республиканского бюджета. Налог на прибыль организаций составляет 6 процентов республиканского бюджета.
В каждой стране разработан свой механизм воздействия на нарушителей налогового законодательства. В зависимости от степени общественной опасности совершенного правонарушения к виновному лицу применяются меры налоговой, административной или уголовной ответственности [8, с. 31].
Диспозиции статей, предусматривающих ответственность за налоговые правонарушения, в качестве формулировок противоправного поведения, как правило, предусматривают непредставление или несвоевременное представление налоговых деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, непостановку на учет в налоговом органе, неведение бухгалтерского учета, неуплату или неполную уплату налога.
Как типичные санкции за нарушения налогового законодательства, не содержащие признаков преступления, применяются дополнительные налоги, пени и штрафы, размер которых может повышаться, например, в случае продолжительного неисполнения налогоплательщиком обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством. Более жесткие наказания предусматриваются за умышленное неисполнение обязанностей по исчислению и уплате налогов, выражающееся в сокрытии или занижении объектов налогообложения, а также за повторные в течение года правонарушения. Непосредственно размер санкций, применяемых к налогоплательщикам по странам мира, могут существенно различаться, и в крайних своих значениях составляют от 1 процента суммы неуплаченного налога до штрафа в пятикратном размере.
В Республике Беларусь за нарушение сроков представления налоговых деклараций на плательщика налагается штраф в размере 10 процентов от суммы налога, подлежащей уплате, но не менее 10 базовых величин на юридическое лицо и не менее 2 базовых величин на индивидуального предпринимателя.
Неуплата или неполная уплата налогов в установленный срок влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо — в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин [9, с. 43].
Неполная уплата плательщиком налогов ввиду сокрытия налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 2 базовых величин с индивидуального предпринимателя, а с юридических лиц -не менее 10 базовых величин.
В большинстве государств умышленное неисполнение налоговых обязанностей, выражающееся в уклонении от уплаты налогов, однозначно расценивается как общественно опасное уголовно наказуемое деяние. Вместе с тем в отдельных странах налоговые преступления и иные нарушения налогового законодательства не получили четкого разграничения.
Субъектами уголовно наказуемых налоговых преступлений по законодательству Республики Беларусь являются только физические лица. В силу статьи 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь уклонение от уплаты налогов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок. То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Формы налогового контроля (проверка, аудит, инспекция), порядок и основания назначения проверок, их названия (налоговая, документальная, контрольная, специальная) по странам мира существенно различаются. Однако основные процедуры и методы проверочных действий в основном совпадают. Типичными являются такие действия, как опрос, обследование помещений, изъятие предметов и документов, наложение ареста на счета в банках и на имущество [8, с. 33].
В Республики Беларусь проверки (ревизии), проводимые контролирующими органами, могут быть плановыми и внеплановыми.
В график могут быть включены проверки, назначаемые по поручениям контролирующих, правоохранительных, судебных органов, руководителей налоговых органов, поступившим в налоговый орган до утверждения графика.
Плановые выездные проверки одного и того же плательщика могут проводиться не более одного раза в год, т.е. очередная плановая выездная проверка может назначаться не ранее чем через 12 месяцев с даты вручения акта проверки по предыдущей выездной проверке, за исключением случаев, когда плательщик принял решение о ликвидации (прекращении деятельности), либо перед подачей в суд заявления о банкротстве (экономической несостоятельности) плательщика (иного обязанного лица).
Тот же принцип существует и в Российской Федерации. На основании утвержденных полугодовых координационных планов контрольной деятельности составляются квартальные графики выездных проверок, которые доводятся до сведения плательщиков путем их размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях налоговых органов.
Обоснованность назначения проверки, за исключением проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, может быть обжалована в вышестоящий налоговый орган, а также в соответствующий Совет по координации контрольной деятельности в области либо в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь [5, с. 30].
Достаточно распространенным во многих государствах является косвенный метод определения размера налоговой обязанности налогоплательщика, который применяется вне рамок налоговых проверок. Его преимущество заключается в том, размер подлежащих уплате налогов определяется не посредством данных учета и отчетности, а расчетным путем на основе использования иной информации, в том числе непосредственно не связанной с налогообложением. Такой метод применяется преимущественно в случаях, когда традиционные методы налогового контроля оказываются малоэффективными. Действующее в Российской Федерации законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а судебная практика этой страны свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления. Наиболее распространенными являются методы, имеющие в своей основе сопоставление различных показателей деятельности налогоплательщика (имущества, денежного оборота, производственных запасов и пр.). Один из методов предусматривает сопоставление суммы имущественного прироста, производственного и личного потребления с данными о декларировании. Это позволяет, например, на основании данных о приобретении имущества за счет средств неизвестного происхождения сделать вывод о том, что это стало возможно благодаря использованию доходов, которые не нашли своего отражения в декларации.
В Республике Беларусь такой метод применяется при отсутствии у плательщика документов бухгалтерского учета и других документов, связанных с налогообложением.
В каждом из рассматриваемых государств достаточно остро стоит проблема взыскания недоимок. Выделяют два основных этапа взыскания — применение налоговыми органами мер по обеспечению принудительного взыскания задолженности по налогам и сборам и непосредственное обращение взыскания на имущество налогоплательщика [3, с. 39].
К распространенным обеспечительным мероприятиям относятся: конфискация денежных средств, выплачиваемых в виде заработной платы, списание средств, находящихся на банковском счете, арест имущества или установление запрета на совершение сделок с ним.
Завершая описание и анализ налогового права Республики Беларусь и Российской Федерации, можно отметить, что каждая страна для удовлетворения своих потребностей в финансовых ресурсах формирует свою налоговую систему, устанавливая при этом различные виды налогов, ввиду чего определить единую структуру налоговой системы достаточно проблематично. Вместе с тем можно отметить и общие принципы формирования налоговых систем, позволяющие добиться наибольшей эффективности их функционирования. В частности, принцип всеобщности, который означает охват налогами всех субъектов, имеющих доходы, имущество или иные объекты налогообложения. Принцип неоднократности налогообложения предусматривает, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный налоговый период. Принцип обязательности предполагает неизбежность уплаты налога плательщиками, обеспечиваемой принудительной силой государства. Принцип социальной справедливости предполагает установление таких налоговых ставок и преференций, которые бы ставили всех плательщиков в сравнительно одинаковые условия по выполнению финансовых обязательств перед государством и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные группы плательщиков.
Реализация таких принципов в организации налоговой системы позволит поддерживать заинтересованность плательщиков в приращении своих доходов и инвестировании сбережений в национальную экономику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги 15-летнего развития налоговой системы Республики Беларусь, можно с уверенностью сказать, что на нынешнем этапе она приобрела такие важные черты, как устойчивость и стабильность функционирования, выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных процессов.
Программой социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы в области бюджетно-налоговой политики предусмотрено совершенствование налогового законодательства, основными целями которого являются снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.
Необходимо отметить, что работа по дальнейшему совершенствованию налоговой системы в текущей пятилетке приобрела более активный характер. В соответствии с поручением главы государства создана рабочая группа для подготовки предложений стратегического и стимулирующего характера по упрощению налоговой системы в Республике Беларусь, обеспечению стабильности в этой области, исключению множественности документов в сфере налогообложения и снижению налогового давления на экономику.
В перспективе необходимы формирование баз данных на единой либо совместимых платформах, переработка форм налоговых деклараций и приложений к ним, внедрение программного продукта, позволяющего оценить, насколько отраженные плательщиками в налоговых декларациях суммы налогов соответствуют их реальным налоговым обязательствам. Работу с плательщиками в таких случаях целесообразно строить на основе предложения уплатить дополнительные суммы налогов в добровольном порядке, и лишь при невыполнении этих требований проводить проверку.
Программой деятельности Министерства по налогам и сборам на 2006-2010 годы предусмотрены модернизация и дальнейшее развитие информационной системы МНС, в рамках которой должны быть решены задачи объединения информационных ресурсов, минимизации затрат по обработке больших массивов данных, введения электронного документооборота.
Опыт России показывает, что создание специализированных инспекций для плательщиков нефтяной, газовой, алкогольной, энергетической, металлургической, машиностроительной, транспортной отраслей, связи, финансово-кредитной сферы дало возможность обеспечить наличие в одном налоговом органе информации, позволяющей:
- эффективно анализировать развитие отрасли;
- проводить сравнительный анализ производственно-экономических показателей и уровня адекватности налоговых обязательств по группам налогоплательщиков;
- более точно прогнозировать налоговые поступления по отдельным видам налогов и категориям налогоплательщиков.
Создание специализированных инспекций также позволило бы более детально изучать соответствующую отрасль и применяемую в нем терминологию, отраслевые особенности формирования финансовых результатов, вести диалог с плательщиком на профессиональном языке, что удобно для обеих сторон.
Следует подчеркнуть, что совершенствование налоговой системы должно укреплять позиции страны в конкурентной борьбе, привлекать иностранный капитал, стимулировать внутренние инвестиции и занятость, увеличивать личные доходы и потребительский спрос. Все это в конечном счете должно способствовать ускорению темпов экономического роста.
Информация о работе Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и РФ