Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации.
Объект исследования: общественные отношения возникающие в процессе реализации налогообложения.
Предмет исследования: законодательство Республики Беларусь, международные нормативные правовые акты, статьи, монографии, учебная и научная литература.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь.
2. Рассмотреть налоговую систему Российской Федерации.
3. Сравнить налоговую систему Республики Беларусь и Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...5
1.1. Сущность налоговой системы Республики Беларусь………………...5
1.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Республики Беларусь………………………………………………………..9
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….16
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………..16
2.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Российской Федерации……………………………………………………..19
ГЛАВА 3 СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ. Сравнение налоговой системы РБ и РФ.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

Под тяжестью налогообложения следует понимать, с одной стороны, материаль­ные потери и лишения, с которыми бывает связа­на для плательщика уплата налогов, с другой сто­роны, оставшиеся у плательщика материальные средства и финансовые ресурсы после уплаты на­логов. Тяжесть налогообложения - это величи­на той доли дохода отдельного налогоплательщи­ка, которая может быть обращена на уплату на­лога без вреда для его хозяйственной деятельности или, напротив, с большими потеря­ми для этой деятельности. Современный мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщиков до 30-40% дохода - это тот предел тяжести налогообложения, за кото­рым у плательщика исчезают стимулы к предпринимательской деятельности.

Современная российская финансовая наука и практика по вопросу о налоговой платежеспособ­ности граждан используют выработанный миро­вой наукой и практикой показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к валово­му внутреннему продукту. Без него трудно опре­делить ту черту, за пределы которой государство, уточняя перечень налогов и изменяя налоговые ставки, не имеет право переступать [2, с. 49].

Вместе с тем в российской финансовой науке не выработан единый подход к показателю налоговой нагрузки для каждого конкретного налогоплательщика. Нет ясности в определении, какие налоги и сборы следует взимать с физических и юридических лиц, что следует, в конечном счете, понимать под доходом организации (предприятия) и физическо­го лица. Налоговая платежеспособность - эле­мент, сформировавший принцип платежной достаточности налогоплательщика, с которым должна быть согласована закрепляемая законом система налогов и сборов любой страны.

 

2.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории

Российской Федерации

 

Система действующих в Российской Федера­ции налогов и сборов может быть представлена двумя построениями. Первое - официальное: оно обусловлено бюджетным (федеративным) устройством государства, закреплено в Налого­вом кодексе Российской Федерации и подразделяет все налоги на три вида: федеральные, региональные, местные. Вто­рое построение определяется способом взимания налогов и подразделяет все налоги на прямые и косвенные.

Система налогов, построенная в соответствии с бюджетным устройством страны, нацелена на обеспечение бюджетов каждого уровня соответ­ствующими налоговыми поступлениями: феде­ральные налоги поступают в федеральный бюджет; региональные - в бюджеты субъектов Федерации, местные налоги - в бюджеты муници­пальных образований.

Федеральными признаются налоги и сбо­ры, обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время состав федеральных налогов и сборов определяется ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций (предприятий); налог на добычу полезных иско­паемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина [14, с. 142].

Среди федеральных налогов следует выделить регулирующие налоги, которые в соответствии с бюджетным законодательством (ст. 48 Бюджет­ного кодекса Российской Федерации) поступают в бюджеты всех уровней. К таким налогам относятся: налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физиче­ских лиц.

Налог на прибыль - один из основных в налоговой системе любой страны, в том числе и России. Его предшественником был промысло­вый налог. Прибыль определяют как разность между полной выручкой и полными издержками, связанными с производством и продажей товаров, т.е. денежными расходами предприятия. Часть суммы налога на прибыль пойдет в федеральный бюджет, часть - в бюджеты субъектов Федера­ции, часть - в местные бюджеты.

Важное значение для бюджетного регулирова­ния и казны государства имеет закрепленный гл. 23 НК Российской Федерации налог на доходы физичес­ких лиц, являющийся основным налогом, ко­торым облагаются граждане Российской Федера­ции. Этот налог берется прежде всего с заработной платы при ее выдаче [1, с. 30].

К региональным относятся налоги и сбо­ры, обязательные к уплате лишь на территории субъектов Российской Федерации. Точнее, это налоги и сборы субъектов Федерации. К этим на­логам, состав которых определяется ст. 14 Нало­гового кодекса РФ, относятся: налог на имуще­ство организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. В действие данные налоги вводятся законами субъектов Федерации.

Местными признаются налоги, действую­щие и обязательные к уплате на территории му­ниципального образования. К местным налогам, состав которых предусмотрен ст. 16 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц. При введении местного налога представительные органы мест­ного самоуправления определяют: налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности по данному налогу [2, с. 51].

Из местных налогов представляет интерес земельный налог как самый древний и про­должающий по-прежнему играть важную роль в современной жизни. Предусматривается налог гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации и устанавливается с учетом плодородия почв, природных и экономи­ческих условий, местоположения участка. Нало­гоплательщики - организации и физические лица. Объектом налогообложения признается участок, расположенный в пределах муниципального об­разования, на территории которого введен налог. Величина налога зависит не от результатов хо­зяйственной деятельности плательщика, а от раз­меров земельного участка.

Местные налоги выступают составной частью налоговой системы Российской Федерации и их существование отвечает в первую очередь интересам муниципальных образований, их жителей. Однако местные налоги в Российской Федерации занима­ют скромное место в доходах муниципальных бюджетов [25, с. 144].

Другая система налогов, выстраивающая их по способу взимания, подразделяет налоги на прямые и косвенные. В прямых налогах объ­ектом обложения является доход или имущество налогоплательщика. Налог исчисляется в виде определенной доли от денежных доходов (зара­ботной платы, прибыли предприятия) либо иму­щественного состояния плательщика (стоимости строений, транспорта). В прямых налогах налого­плательщик приходит в непосредственные отноше­ния с налоговыми органами, которые предъявля­ют к нему свои "податные требования". К пря­мым налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество фи­зических и юридических лиц, налог на землю и другие. По мнению видного ученого-финансиста М.И. Фридмана прямые налоги "дают более вер­ный и определенный доход, в большей степени соразмеряются с платежеспособностью населе­ния, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика" [23, с. 149].

Косвенные налоги, в отличие от прямых, не связаны с доходами и имуществом налогопла­тельщика. Они включаются в цену товаров и оплачиваются покупателем. Иначе говоря, в кос венных налогах товары облагаются путем над­бавки к цене товара и покупатель, покупая товар по более высокой цене, уплачивает государству этот скрытый для него налог. К косвенным нало­гам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Традиционной и наиболее древней формой косвенного обложения являются акцизы, право­вое регулирование которых в Российской Феде­рации осуществляется на основе гл. 22 НК Российской Федерации. Акцизами облагаются товары внутреннего про­изводства, в том числе предметы массового по­требления. Подакцизными товарами признаются: пиво, табачная продукция, алкогольная продук­ция, ювелирные изделия и некоторые другие то­вары. Акцизы как косвенные налоги, представляющие собой надбавку к цене товаров массового потребле­ния (алкогольная продукция, табачные изделия), да­ют значительные денежные поступления [25, с. 145].

Косвенным налогом называют налог на добав­ленную стоимость (НДС), которому посвящена гл. 21 НК Российской Федерации. НДС взимается с добавленной сто­имости, представляющей разницу между денеж­ной выручкой от продажи продукции предприя­тия и суммой издержек на сырье, материалы, полуфабрикаты и услуги, полученные от постав­щиков. Иначе говоря, налогом облагается та часть стоимости, которая добавлена, приращена на дан­ном предприятии. В доходных статьях бюджетов страны доля этого налога, как и налогов с прибыли и на доходы физических лиц, велика.

Как у прямых, так и у косвенных налогов есть свои преимущества. Известный ученый-финан­сист 20-х годов XX в. П.П. Гензель, указывая на этот факт, писал, что по сравнительному значе­нию прямых и косвенных налогов в государствен­ном бюджете "судят о достоинствах налоговой системы данной страны". Таким образом, опти­мальная налоговая система сочетает на практике обе формы обложения, что нашло отражение в Налоговом кодексе Российской Федерации.


ГЛАВА 3

СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Структура налоговой системы Беларуси довольно схожа с аналогичными системами разви­тых стран, в том числе с системой Российской федерации. Она включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижи­мость и т. д.), косвенные (НДС, акцизы, платежи из выручки и т. д.), смешанные (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды и т. д.) и прочие налоги (ввозные, вывоз­ные таможенные сборы и пошлины, оффшорный сбор и др.). Причем наиболее емкой является груп­па прямых и косвенных налогов, которые состав­ляют более 70 % всех налоговых доходов или 25,8 % в ВВП (9,3 % и 16,5 % соответственно).

За счет налоговых доходов в 2007 г. сформи­ровано 35,6 % ВВП, иными словами, это и есть величина налоговой нагрузки без учета отчисле­ний в Фонд социальной защиты населения Мини­стерства труда и социальной защиты. Данный показатель не превышает аналогичные показате­ли многих развитых стран. Так, например, в Германии он составляет 36,2 % ВВП, в Великобрита­нии - 35,3 % ВВП, в Испании -35,8 % ВВП, Ни­дерландах - 38,8 % ВВП, Франции - 44,2 % ВВП, Чехии-39,9% ВВП [4, с. 54].

Общеизвестным является тот факт, что в ряде стран (в Российской Федерации) в том числе этот показатель значительно ниже, чем в на­шей стране. Это является одним из основных аргу­ментов некоторых «известных экономистов», которые посредством СМИ из года в год, рассуждая о деловой среде в Республике Беларусь, раздают нелицеприятные характеристики ключевым парамет­рам белорусской налоговой системы. Вместе с тем не совсем корректно подгонять под одну гребенку системы налогообложения, а также уровень налого­вой нагрузки в различных странах. В данной ситуа­ции необходимо учитывать возможность различных государств использовать дополнительные (неналого­вые) источники доходной части бюджета, а также его социальную направленность. Например, если не учи­тывать в некоторых странах, богатых ресурсами, до­бывающую промышленность, то от доходной части бюджета этих стран останется не так уж много. В этой ситуации, вероятнее всего, для устранения об­разовавшегося дефицита бюджетных средств необ­ходимо будет искать дополнительные источники налоговых поступлений [25, с. 146].

С 1 января 2008 г. отменен ряд платежей (на­лог с пользователей автомобильных дорог, отчис­ления в фонд развития строительной науки, местные сборы за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориаль­ных единиц, за осуществление строительства объек­тов на территории таких единиц и за размещение наружной рекламы на иностранных языках). Это финансовые ресурсы порядка 1 трлн. руб., которые ранее вовлекались в налоговый оборот, а с текуще­го года остаются в распоряжении плательщика. Эти средства должны работать на воспроизводство и обеспечить через другие налоги отдачу в бюджет.

Кроме того, снижен размер ставки подоход­ного налога с 20 % до 15 % в отношении доходов, полученных плательщиками не по месту основной работы. Прогнозируемое снижение налоговой на­грузки от указанных мер составит 0,9 % к ВВП [3, с. 38].

Задача по снижению налогового бремени стоит и в текущем году. Более того, бюджет 2008 г. являет­ся бюджетом развития. Происходит мобилизация всех внутренних резервов экономики и их преиму­щественное перераспределение в реальный сектор на модернизацию и расширение производственных мощностей предприятий, создание новых конкурентоспособных производств.

Очевидно, что налоговое законодательство - это не таблица умножения. Оно не может быть та­ким же простым и принятым раз и навсегда. Нало­ги развиваются вместе с национальной экономикой. Налоговое ведомство своими действиями всемер­но способствует прогрессивным тенденциям. По­этому совершенствование законодательства - непрерывный процесс, и уже сегодня началась пред­метная работа по формированию пакета законода­тельных актов по налогообложению на последующие годы.

Каждому из рассматриваемых государств присуща своя, отличная от других, нало­говая система, которая склады­валась под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, со свой­ственными ей налогами, их структурой, способами взима­ния, ставками, фискальными полномочиями различных уров­ней власти, налоговой базой, сферой действия налогов, нало­говыми льготами [6, с. 197].

В основу создания налоговой системы закладываются различ­ные параметры. Например: от­ношение совокупности налого­вых изъятий к внутреннему ва­ловому продукту (ВВП), общее количество и состав на­логов, прогрессивность, пропор­циональность и регрессивность налоговых ставок, приоритет­ность налогообложения опреде­ленных категорий налогоплательщиков или сфер хозяйствен­ной деятельности, распределение налоговых доходов между бюд­жетами различного уровней и так далее. Одним из важнейших параметров, во многом опреде­ляющим налоговую систему указанных стран, является со­отношение прямого и косвенно­го налогообложения.

В основе построения нало­говой системы Российской Федерации положен налоговый федерализм, представляющий собой систему принципов дея­тельности и разграничения компетенции органов центральной и региональной власти в отно­шении налоговых отношений. Подходы государств при разгра­ничении налоговых полномочий различаются в силу особеннос­тей их формирования и право­вых традиций. Один из подхо­дов, который нашел свое при­менение в России, основы­вается на представлении обшир­ных полномочий в вопросах налогообложения федеральным властям, причем земли ограни­чены в праве установления на­логов, аналогичных федераль­ным. Однако при этом земли осуществляют взимание феде­ральных и местных налогов, средства от которых перерасп­ределяются между федеральным и земельными бюджетами на основе принципа «выравнива­ния» их доходов [1, с. 32].

Информация о работе Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и РФ