Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации.
Объект исследования: общественные отношения возникающие в процессе реализации налогообложения.
Предмет исследования: законодательство Республики Беларусь, международные нормативные правовые акты, статьи, монографии, учебная и научная литература.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь.
2. Рассмотреть налоговую систему Российской Федерации.
3. Сравнить налоговую систему Республики Беларусь и Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...5
1.1. Сущность налоговой системы Республики Беларусь………………...5
1.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Республики Беларусь………………………………………………………..9
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….16
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………..16
2.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Российской Федерации……………………………………………………..19
ГЛАВА 3 СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
Под тяжестью налогообложения следует понимать, с одной стороны, материальные потери и лишения, с которыми бывает связана для плательщика уплата налогов, с другой стороны, оставшиеся у плательщика материальные средства и финансовые ресурсы после уплаты налогов. Тяжесть налогообложения - это величина той доли дохода отдельного налогоплательщика, которая может быть обращена на уплату налога без вреда для его хозяйственной деятельности или, напротив, с большими потерями для этой деятельности. Современный мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщиков до 30-40% дохода - это тот предел тяжести налогообложения, за которым у плательщика исчезают стимулы к предпринимательской деятельности.
Современная российская финансовая наука и практика по вопросу о налоговой платежеспособности граждан используют выработанный мировой наукой и практикой показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к валовому внутреннему продукту. Без него трудно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя перечень налогов и изменяя налоговые ставки, не имеет право переступать [2, с. 49].
Вместе с тем в российской финансовой науке не выработан единый подход к показателю налоговой нагрузки для каждого конкретного налогоплательщика. Нет ясности в определении, какие налоги и сборы следует взимать с физических и юридических лиц, что следует, в конечном счете, понимать под доходом организации (предприятия) и физического лица. Налоговая платежеспособность - элемент, сформировавший принцип платежной достаточности налогоплательщика, с которым должна быть согласована закрепляемая законом система налогов и сборов любой страны.
2.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Российской Федерации
Система действующих в Российской Федерации налогов и сборов может быть представлена двумя построениями. Первое - официальное: оно обусловлено бюджетным (федеративным) устройством государства, закреплено в Налоговом кодексе Российской Федерации и подразделяет все налоги на три вида: федеральные, региональные, местные. Второе построение определяется способом взимания налогов и подразделяет все налоги на прямые и косвенные.
Система налогов, построенная в соответствии с бюджетным устройством страны, нацелена на обеспечение бюджетов каждого уровня соответствующими налоговыми поступлениями: федеральные налоги поступают в федеральный бюджет; региональные - в бюджеты субъектов Федерации, местные налоги - в бюджеты муниципальных образований.
Федеральными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время состав федеральных налогов и сборов определяется ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций (предприятий); налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина [14, с. 142].
Среди федеральных налогов следует выделить регулирующие налоги, которые в соответствии с бюджетным законодательством (ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации) поступают в бюджеты всех уровней. К таким налогам относятся: налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физических лиц.
Налог на прибыль - один из основных в налоговой системе любой страны, в том числе и России. Его предшественником был промысловый налог. Прибыль определяют как разность между полной выручкой и полными издержками, связанными с производством и продажей товаров, т.е. денежными расходами предприятия. Часть суммы налога на прибыль пойдет в федеральный бюджет, часть - в бюджеты субъектов Федерации, часть - в местные бюджеты.
Важное значение для бюджетного регулирования и казны государства имеет закрепленный гл. 23 НК Российской Федерации налог на доходы физических лиц, являющийся основным налогом, которым облагаются граждане Российской Федерации. Этот налог берется прежде всего с заработной платы при ее выдаче [1, с. 30].
К региональным относятся налоги и сборы, обязательные к уплате лишь на территории субъектов Российской Федерации. Точнее, это налоги и сборы субъектов Федерации. К этим налогам, состав которых определяется ст. 14 Налогового кодекса РФ, относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. В действие данные налоги вводятся законами субъектов Федерации.
Местными признаются налоги, действующие и обязательные к уплате на территории муниципального образования. К местным налогам, состав которых предусмотрен ст. 16 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц. При введении местного налога представительные органы местного самоуправления определяют: налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности по данному налогу [2, с. 51].
Из местных налогов представляет интерес земельный налог как самый древний и продолжающий по-прежнему играть важную роль в современной жизни. Предусматривается налог гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации и устанавливается с учетом плодородия почв, природных и экономических условий, местоположения участка. Налогоплательщики - организации и физические лица. Объектом налогообложения признается участок, расположенный в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Величина налога зависит не от результатов хозяйственной деятельности плательщика, а от размеров земельного участка.
Местные налоги выступают составной частью налоговой системы Российской Федерации и их существование отвечает в первую очередь интересам муниципальных образований, их жителей. Однако местные налоги в Российской Федерации занимают скромное место в доходах муниципальных бюджетов [25, с. 144].
Другая система налогов, выстраивающая их по способу взимания, подразделяет налоги на прямые и косвенные. В прямых налогах объектом обложения является доход или имущество налогоплательщика. Налог исчисляется в виде определенной доли от денежных доходов (заработной платы, прибыли предприятия) либо имущественного состояния плательщика (стоимости строений, транспорта). В прямых налогах налогоплательщик приходит в непосредственные отношения с налоговыми органами, которые предъявляют к нему свои "податные требования". К прямым налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических и юридических лиц, налог на землю и другие. По мнению видного ученого-финансиста М.И. Фридмана прямые налоги "дают более верный и определенный доход, в большей степени соразмеряются с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика" [23, с. 149].
Косвенные налоги, в отличие от прямых, не связаны с доходами и имуществом налогоплательщика. Они включаются в цену товаров и оплачиваются покупателем. Иначе говоря, в кос венных налогах товары облагаются путем надбавки к цене товара и покупатель, покупая товар по более высокой цене, уплачивает государству этот скрытый для него налог. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
Традиционной и наиболее древней формой косвенного обложения являются акцизы, правовое регулирование которых в Российской Федерации осуществляется на основе гл. 22 НК Российской Федерации. Акцизами облагаются товары внутреннего производства, в том числе предметы массового потребления. Подакцизными товарами признаются: пиво, табачная продукция, алкогольная продукция, ювелирные изделия и некоторые другие товары. Акцизы как косвенные налоги, представляющие собой надбавку к цене товаров массового потребления (алкогольная продукция, табачные изделия), дают значительные денежные поступления [25, с. 145].
Косвенным налогом называют налог на добавленную стоимость (НДС), которому посвящена гл. 21 НК Российской Федерации. НДС взимается с добавленной стоимости, представляющей разницу между денежной выручкой от продажи продукции предприятия и суммой издержек на сырье, материалы, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков. Иначе говоря, налогом облагается та часть стоимости, которая добавлена, приращена на данном предприятии. В доходных статьях бюджетов страны доля этого налога, как и налогов с прибыли и на доходы физических лиц, велика.
Как у прямых, так и у косвенных налогов есть свои преимущества. Известный ученый-финансист 20-х годов XX в. П.П. Гензель, указывая на этот факт, писал, что по сравнительному значению прямых и косвенных налогов в государственном бюджете "судят о достоинствах налоговой системы данной страны". Таким образом, оптимальная налоговая система сочетает на практике обе формы обложения, что нашло отражение в Налоговом кодексе Российской Федерации.
ГЛАВА 3
СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Структура налоговой системы Беларуси довольно схожа с аналогичными системами развитых стран, в том числе с системой Российской федерации. Она включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость и т. д.), косвенные (НДС, акцизы, платежи из выручки и т. д.), смешанные (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды и т. д.) и прочие налоги (ввозные, вывозные таможенные сборы и пошлины, оффшорный сбор и др.). Причем наиболее емкой является группа прямых и косвенных налогов, которые составляют более 70 % всех налоговых доходов или 25,8 % в ВВП (9,3 % и 16,5 % соответственно).
За счет налоговых доходов в 2007 г. сформировано 35,6 % ВВП, иными словами, это и есть величина налоговой нагрузки без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Данный показатель не превышает аналогичные показатели многих развитых стран. Так, например, в Германии он составляет 36,2 % ВВП, в Великобритании - 35,3 % ВВП, в Испании -35,8 % ВВП, Нидерландах - 38,8 % ВВП, Франции - 44,2 % ВВП, Чехии-39,9% ВВП [4, с. 54].
Общеизвестным является тот факт, что в ряде стран (в Российской Федерации) в том числе этот показатель значительно ниже, чем в нашей стране. Это является одним из основных аргументов некоторых «известных экономистов», которые посредством СМИ из года в год, рассуждая о деловой среде в Республике Беларусь, раздают нелицеприятные характеристики ключевым параметрам белорусской налоговой системы. Вместе с тем не совсем корректно подгонять под одну гребенку системы налогообложения, а также уровень налоговой нагрузки в различных странах. В данной ситуации необходимо учитывать возможность различных государств использовать дополнительные (неналоговые) источники доходной части бюджета, а также его социальную направленность. Например, если не учитывать в некоторых странах, богатых ресурсами, добывающую промышленность, то от доходной части бюджета этих стран останется не так уж много. В этой ситуации, вероятнее всего, для устранения образовавшегося дефицита бюджетных средств необходимо будет искать дополнительные источники налоговых поступлений [25, с. 146].
С 1 января 2008 г. отменен ряд платежей (налог с пользователей автомобильных дорог, отчисления в фонд развития строительной науки, местные сборы за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальн
Кроме того, снижен размер ставки подоходного налога с 20 % до 15 % в отношении доходов, полученных плательщиками не по месту основной работы. Прогнозируемое снижение налоговой нагрузки от указанных мер составит 0,9 % к ВВП [3, с. 38].
Задача по снижению налогового бремени стоит и в текущем году. Более того, бюджет 2008 г. является бюджетом развития. Происходит мобилизация всех внутренних резервов экономики и их преимущественное перераспределение в реальный сектор на модернизацию и расширение производственных мощностей предприятий, создание новых конкурентоспособных производств.
Очевидно, что налоговое законодательство - это не таблица умножения. Оно не может быть таким же простым и принятым раз и навсегда. Налоги развиваются вместе с национальной экономикой. Налоговое ведомство своими действиями всемерно способствует прогрессивным тенденциям. Поэтому совершенствование законодательства - непрерывный процесс, и уже сегодня началась предметная работа по формированию пакета законодательных актов по налогообложению на последующие годы.
Каждому из рассматриваемых государств присуща своя, отличная от других, налоговая система, которая складывалась под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, со свойственными ей налогами, их структурой, способами взимания, ставками, фискальными полномочиями различных уровней власти, налоговой базой, сферой действия налогов, налоговыми льготами [6, с. 197].
В основу создания налоговой системы закладываются различные параметры. Например: отношение совокупности налоговых изъятий к внутреннему валовому продукту (ВВП), общее количество и состав налогов, прогрессивность, пропорциональность и регрессивность налоговых ставок, приоритетность налогообложения определенных категорий налогоплательщиков или сфер хозяйственной деятельности, распределение налоговых доходов между бюджетами различного уровней и так далее. Одним из важнейших параметров, во многом определяющим налоговую систему указанных стран, является соотношение прямого и косвенного налогообложения.
В основе построения налоговой системы Российской Федерации положен налоговый федерализм, представляющий собой систему принципов деятельности и разграничения компетенции органов центральной и региональной власти в отношении налоговых отношений. Подходы государств при разграничении налоговых полномочий различаются в силу особенностей их формирования и правовых традиций. Один из подходов, который нашел свое применение в России, основывается на представлении обширных полномочий в вопросах налогообложения федеральным властям, причем земли ограничены в праве установления налогов, аналогичных федеральным. Однако при этом земли осуществляют взимание федеральных и местных налогов, средства от которых перераспределяются между федеральным и земельными бюджетами на основе принципа «выравнивания» их доходов [1, с. 32].
Информация о работе Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и РФ