Сравнительный анализ практики применения НДС в РФ и в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа

Описание

Налоги сегодня – сложная и многофункциональная категория, прошедшая длительный путь развития, как в теории, так и на практике. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится именно им. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налог – обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физический лиц в форме отчуждения принадлежащих им или на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Содержание

Введение……………………………………………………...…...3
Сущность налога на добавленную стоимость………..…….6
История НДС в России……………………………..…….6
Применение НДС в Российской Федерации…….…..….7
Опыт применения НДС в зарубежной практике…….……23
Становление НДС в Европе………………………….…23
Применение НДС в Германии……………………….….25
Применение НДС во Франции……………………….…26
Применение НДС в Англии……………………………..28
Заключение……………………………………………………30
Список литературы…………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

по налогам 2011.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)
 
 

     Содержание: 

     Введение……………………………………………………...…...3

  1. Сущность налога на добавленную стоимость………..…….6
    1. История НДС в России……………………………..…….6
    2. Применение НДС в Российской Федерации…….…..….7
  2. Опыт применения НДС в зарубежной практике…….……23
    1. Становление НДС в Европе………………………….…23
    2. Применение НДС в Германии……………………….….25
    3. Применение НДС во Франции……………………….…26
    4. Применение НДС в Англии……………………………..28

    Заключение……………………………………………………30

    Список  литературы…………………………………………...32 
     
     

 

      Введение 

     Налоги  сегодня – сложная и многофункциональная категория, прошедшая длительный путь развития, как в теории, так и на практике. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится именно им. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

     Налог – обязательный индивидуально-безвозмездный  платеж, взимаемый с юридических  и физический лиц в форме отчуждения принадлежащих им или на праве  собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

     Отличительной чертой налога является наличие у  него следующих признаков:

  • императивность - представляет собой обязательный платеж;
  • индивидуальная безвозмездность -  налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства;
  • законность - обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах;
  • уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства;
  • переход права собственности - происходит при уплате налога налогоплательщиком государству.

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. И это далеко не весь список возможностей, которые открывает использование налогов.

     В условиях рыночных отношений актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Одним из налогов играющих важную (и, возможно, важнейшую) роль в данной системе является налог на добавленную стоимость.

     В Россию он пришел сравнительно недавно, и в процессе его применения возникает очень много проблем. Пути их решения логично было бы искать в странах, уже имеющих большой опыт применения НДС. Но, даже переняв долю опыта, его применение в условиях российской экономики не дает желаемых результатов.

     Поэтому актуальность данной работы я считаю очень высокой. И целью работы я ставлю проведение сравнительного анализа применения НДС в России и в развитых зарубежных странах.

     Для реализации вышеуказанной цели ставлю следующие задачи:

  • осветить историю введения НДС в России;
  • изучить практику его применения и его роль в федеральном бюджете страны;
  • рассмотреть опыт применения НДС в зарубежных странах.

     При написании работы были использованы разные источники информации: это  учебная литература, пресса, налоговый кодекс, законы РФ, компьютерные справочные правовые системы.

 

       Сущность налога  на добавленную  стоимость 

     1.1 История НДС в  РФ

     Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало  почву для появления его в  России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 30% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.

     В связи с возросшей инфляцией  налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом  с продаж был заменен налогом  на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

     Можно отметить, что объективная необходимость  введения НДС в Российской Федерации  была обоснована рядом факторов:

     1. пополнение доходов бюджета, испытывающего  острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;

     2. создание новой модели налоговой  системы в соответствии с требованиями  рыночной экономики;

     3. присоединение к международному  сообществу, широко применяющему  данный налоговый механизм.

     Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступление НДС в бюджеты превысили поступления по любому другому налогу, в том числе и по налогу на прибыль. 

     1.2 Применение НДС  в Российской Федерации

     Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных для  понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится  к тем налогам, которые имеют  в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому при исчислении и уплате НДС у налогоплательщиков возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее, как уже говорилось, по объему платежей НДС занимает первое место в бюджете страны.

     Согласно  НК РФ плательщиками НДС признаются:

     1) организации;

     2) индивидуальные предприниматели;

     3) лица, признаваемые налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

     Плательщиками являются также индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и/или услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестиция и, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории России.

     Согласно  п.2 ст. 143 НК РФ не признаются налогоплательщиками  организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр  и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

     Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со статьями 83, 84 НК РФ.

     Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в  качестве налогоплательщиков по месту  нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика  осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

     При исчислении и уплате НДС наиболее сложно как экономически, так и  технически определить облагаемый оборот. Из самого названия налога вытекает, что  НДС представляет собой форму  изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и/или услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Логически, это и является объектом обложения. Однако действующее налоговое законодательство установило иной объект обложения этим налогом.

     Объектом  налогообложения признаются следующие  операции, предусмотренные ст. 146 НК РФ:

     1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

     2) передача на территории РФ  товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются  к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

     3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

     4) ввоз товаров на таможенную  территорию Российской Федерации.

     Не  признаются объектом налогообложения:

  1. Следующие операции:
  • осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
  • передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
  • передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  • передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
  • передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
  • изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Информация о работе Сравнительный анализ практики применения НДС в РФ и в зарубежных странах