Сравнительный анализ практики применения НДС в РФ и в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа

Описание

Налоги сегодня – сложная и многофункциональная категория, прошедшая длительный путь развития, как в теории, так и на практике. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится именно им. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налог – обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физический лиц в форме отчуждения принадлежащих им или на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Содержание

Введение……………………………………………………...…...3
Сущность налога на добавленную стоимость………..…….6
История НДС в России……………………………..…….6
Применение НДС в Российской Федерации…….…..….7
Опыт применения НДС в зарубежной практике…….……23
Становление НДС в Европе………………………….…23
Применение НДС в Германии……………………….….25
Применение НДС во Франции……………………….…26
Применение НДС в Англии……………………………..28
Заключение……………………………………………………30
Список литературы…………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

по налогам 2011.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

     — услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного  образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;

     — услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые  государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующим заключением;

     — медицинские услуги для населения, важнейшая и жизненно необходимая  медицинская техника, средства, изделия;

     — медицинского назначения, технические  средства для профилактики инвалидности реабилитации инвалидов;

     — реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70% в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы;

     — услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно просветительные;

     — услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в т. ч. и медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей и деталей к ним;

     — работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих;

     — услуги, оказываемые уполномоченными  органами, за которые взимается государственная  пошлина, все виды лицензионных, регистрационных  и патентных сборов, таможенных сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления;

     — товары, помещенные под таможенный режим магазинов беспошлинной торговли;

     — товары (работы, услуги), за исключением  подакцизных то варов и подакцизного минерального сырья, реализуемые в рамках оказания безвозмездной помощи.

     Освобождены от налога некоторые финансовые операции, связанные со страхованием и перестрахованием, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами; банковские операции (кроме инкассации); операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот (кроме используемых в целях нумизматики), ценных бумаг (кроме брокерских и посреднических услуг), а также золотых, серебряных и платиновых монет (кроме используемых в целях нумизматики), осуществляемые в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ по представлению Банка России; проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр организациями или индивидуальными предпринимателями игорного бизнеса; оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме.

     Большая группа продукции освобождена от налога при ее ввозе на территорию РФ в связи с ее особым значением:

     — важнейшая и жизненно необходимая  медицинская техника, технические средства для профилактики инвалидности, протезно-ортопедические изделия;

     — товары, ввозимые в качестве безвозмездной  помощи;

     — технологическое оборудование, комплектующие  и запасные части, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;

     —все  виды печатных изданий, получаемые государственными и муниципальными библиотеками и  музеями по международному книгообмену;

     — художественные ценности, передаваемые в качестве дара учреждениям, отнесенным к особо ценным объектам культурного и национального насёления;

     — материалы для обеспечения выпуска  медицинских иммунобиологических  препаратов для диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний;

     — необработанные природные алмазы;

     —продукция  морского промысла, выловленная и произведенная рыбопромышленными предприятиями РФ;

     — товары, произведенные российскими  организациями на земельных участках территорий иностранных государств с правом землепользования РФ.

     В соответствии с международной практикой  освобождается от налогообложения предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Льгота применяется в случае законодательного установления аналогичного порядка для российских граждан и организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, а также, если подобная норма установлена международным договором.

     Важную  роль играют льготы по отношению к  отдельным сферам деятельности. Освобождены  от налога:

     — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выполняемые за счет средств бюджета, а также средств специально образованных для этих целей фондов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые образовательными и научными организациями на основе хоздоговоров;

     — изделия народных промыслов признанного  художественного достоинства, образцы  которых зарегистрированы в установленном  порядке;

     — услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства:

     —услуги по предоставлению напрокат (по перечню), реализации входных билетов и абонементов, программ, каталогов и буклетов, а также работы по производству кинопродукции, выполняемых организациями кинематографии;

     — работы по тушению лесных пожаров;

     — работы и услуги по реставрации и  охране памятников;

     — услуги, оказываемые в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, а также по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания;

     — реализация товаров (кроме подакцизных  товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров согласно перечню, утвержденному Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и других посреднических услуг), производимые и (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 80% общей численности составляют инвалиды, а также организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

     Важно отметить, что право на получение  льгот по НДС предприятия имеют  лишь в том случае, если они ведут  раздельный учет операций по производству и реализации товаров, работ и  услуг, освобождаемых от НДС и облагаемых этим налогом. Перечень товаров, работ и услуг, освобождаемых от НДС, является единым на всей территории России. Кроме этого, освобождение от НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг) производится при наличии у предприятий соответствующих лицензий на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование согласно законодательству РФ. Льготы по НДС не применяются при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

     Перечень  льгот подвержен весьма значительным и частым изменениям.

     Напомню, что в России преобладает косвенное  налогообложение. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства  с точки зрения их взимания, но также наиболее сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Одновременно с этим стоит отметить, что из всего многообразия видов налогов, установленных в РФ, только 4 налога (налог на прибыль, НДС, акцизы и налог на доходы физических лиц) с фискальной точки зрения являются решающими.

     НДС обеспечивает стабильный доход бюджета, так как не зависит от результатов  хозяйственно-экономической деятельности субъектов.

     Так же НДС косвенно влияет на другие доходы бюджета: он стимулирует бизнес вкладываться в сырьевые отрасли, что тормозит развитие производства. Но с другой стороны именно благодаря поступлениям от продажи продукции сырьевых отраслей (в особенности нефть и газ) бюджет имеет профицит с 2001г. Конечно, профицит бюджета также зависит от мировых цен на нефть, но нельзя отрицать роли НДС в данном процессе.

     Опыт применения НДС в зарубежной практике 

     2.1 Становление НДС  в Европе

     Широкое распространение НДС получил  благодаря подписанию в 1957 году в  Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому, страны его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года.

     В том же 1967 году налог на добавленную  стоимость начал функционировать  в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива  Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

     В настоящее время НДС взимается  более чем в сорока странах  мира: почти во всех европейских  странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется  близкий по методу взимания к НДС налог с продаж. Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики.

     В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 - 10%) применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 - 23%) - к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) - к предметам роскоши. Конкретные размеры ставок по некоторым развитым странам мира приведены в таблице: 

     
Страна Испания Германия Франция Греция Россия Великобритания Дания
Ставка 16% 16% 19% 18% 18% 17,50% 25%
 
 
     
Страна Австрия Ирландия Швеция Португалия Нидерланды Бельгия Норвегия
Ставка 20% 21% 25% 18% 17.5% 21,00% 23%

     Обширная  география распространения НДС  свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики.

     Необходимо  отметить, что прочному внедрению  его в практику налогообложения  в немалой степени способствовали следующие факторы.

     Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную сложность налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

     Во-вторых, постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения  эффективности налогообложения.

Информация о работе Сравнительный анализ практики применения НДС в РФ и в зарубежных странах