Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:37, контрольная работа
Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.
Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ряд факторов обусловливает целесообразность параллельного использования и другой формы - внебюджетных фондов.
Введение
Глава 1. Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.
Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ряд факторов обусловливает целесообразность параллельного использования и другой формы - внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды в финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Российской Федерации на текущий год. При этом, хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.
Государственный
внебюджетный фонд — фонд денежных средств,
образуемый вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации
и предназначенный для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь. Расходы и доходы
государственного внебюджетного фонда
формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными
законодательными актами, включая законы
о бюджете Российской Федерации на соответствующий
год. Формирование внебюджетных фондов
осуществляется за счет обязательных
целевых отчислений. Суммы отчислений
во внебюджетные фонды, как правило, включаются
в состав себестоимости и устанавливаются
в процентах к фонду оплаты труда. В России
насчитывается более 30 внебюджетных фондов
социального и экономического назначения.
В этих фондах концентрируется свыше 60%
доходов государства.
Социально-экономическое значение внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.
С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:
• социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
• целевого использования средств этих фондов;
•
оперативного решения социальных проблем,
что в силах сделать
•
новых методов
• финансирования территориальных нужд.
На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.
В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
-
Федеральный фонд
- Фонд занятости
- др. внебюджетные фонды, на данный момент их число достигло 40
Доходы внебюджетных фондов включают:
-
специальные целевые налоги и
сборы, установленные для
-
отчисления от прибыли
- средства бюджета;
-
прибыль от коммерческой
- займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
-
другие доходы, предусмотренные
соответствующими
Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.
Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.
Средства
бюджетов поступают в форме
В
тех случаях, когда внебюджетные
фонды имеют положительное
По
Указу Президента
РФ от 22 декабря 1993 года
все внебюджетные
фонды (за небольшим
исключением), доходы
которых формировались
за счет обязательных
платежей предприятий,
учреждений, организаций,
объединяются с республиканским
бюджетом РФ. Однако
сохраняется целевая
направленность консолидируемых
фондов.
Особенности внебюджетных фондов:
-
внебюджетные фонды
-
денежные средства
-
формируются, в основном, за счет
обязательных отчислений
-
страховые взносы во
-
на отношения, связанные с
-
денежные ресурсы фонда
- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).
1.2.1. Пенсионный фонд
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.: