Сущность современной налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание

Именно поэтому темой данной курсовой работы выбран очень важный и актуальный вопрос – вопрос о налогах и налогообложении, а также о путях их совершенствования в нашей стране, Республике Беларусь.

Целью работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.95 Кб (Скачать документ)

Введение

В современном мире такие  слова, как «налоги» и «налогообложение» известны всем. Эти слова часто вызывают интерес и являются поводом для дискуссий. Ведь система данного явления стремительно развивается, меняется, совершенствуется. Практически каждый человек в своей жизни сталкивается с таким механизмом экономической деятельности, как налогообложение, поэтому преувеличить его значение сложно. Налогообложение значительно влияет на предпринимательскую активность. В свою очередь, высокая предпринимательская активность способствует развитию и расширению рынка товаров и услуг. Вследствие этого потребители могут выбрать ту продукцию, которая наилучшим образом удовлетворяет их потребности. Кроме того, в настоящее время на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Таким образом, налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики.

 

Именно поэтому темой  данной курсовой работы выбран очень  важный и актуальный вопрос – вопрос о налогах и налогообложении, а также о путях их совершенствования  в нашей стране, Республике Беларусь.

 

Целью работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы.

 

 

1. Сущность современной  налоговой системы

 

1.1 Учение о налогах:  возникновение и эволюция

 

Понятие «налог» имеет корни в глубине веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. В исследовании содержания и природы этого понятия следует придерживаться логики последовательного проникновения в сущность процессов, ассоциирующихся в современном сознании с отчуждением индивидуальных доходов в пользу государственного бюджета.

 

Первые упоминания о налогах  нашли свое место в философских  трактатах античных мыслителей. Философами налог трактовался как общественно необходимое и мощное явление. И всё это при том, что известные им на то время формы налогов были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. В Римской империи расходы по управлению государством покрывались преимущественно за счет средств, получаемых от сдачи в аренду общественных земель. Достаточно насыщенной является и история акцизов. В Англии за 20-летний период существования при Кромвеле было введено до 200 видов акцизов, причем обложению подвергались всевозможные объекты, например коробки для масла или соломенная труха. В Голландии в XVII в. косвенных налогов, как основных фискальных инструментов пополнения казны, было так много, что, по словам государственного деятеля де Витта, на порцию рыбы, поданную в гостинице, падало 34 различных акциза.

 

По мере общественного  развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный  смысл понятия «налог» - процесс  обобществления необходимой для  общества части индивидуальных доходов.

 

Налог – принудительная выплата  правительству домохозяйством или  фирмой денег (или передача товаров  услуг) в обмен на которые домохозяйства  или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.

 

Фундаментальные принципы налогообложения  были сформулированы классиками более 300 лет назад. В итоге развилась  особая сфера экономической теории – наука о налогообложении. Укрепление науки произошло в период повсеместного  развития товарно-денежных отношений. С этого времени налог рассматривается  экономистами как неотъемлемый элемент  расширенного воспроизводства и  фактора роста экономического потенциала. Однако теория налогообложения является наименее исследованной областью налоговых  отношений, а ведь без исследования теории успех налоговых реформ невозможен.

 

Любая налоговая система  базируется на объективной методологической базе, которая включает как теоретический  комплекс, так и научно-практическую базу.

 

Существуют различные  налоговые концепции. Среди них  концепции ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных  результатов дохода и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического развития принимает в законодательном  порядке ту или иную концепцию. Теория и методология налогообложения  составляют фундамент налогового механизма.

 

Ввиду вышеизложенного можно  отметить длительность существования  такого экономического явления как  налогообложение, а также определить основную сущность системы налогообложения  в следующем: налог является неотъемлемым элементом расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала. Выбранная концепция налогообложения зависит, прежде всего, от уровня экономического развития государства.

 

 

1.2 Содержание и принципы  налогообложения

 

Исследование налогообложения  не требует дополнительных сведений для постижения экономической природы  налоговых отношений. Необходимость  налогов вытекает из классических функций  государства, которое выполняет  разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную и др.), требующую средств.

При конструировании налогового механизма необходимо учитывать  следующие основные требования:

 

- налогообложение выражает  смену форм собственности (форма  принудительного изъятия средств в казну государства является налоговой тогда, когда стоимость в денежном выражении переходит из индивидуальной или корпоративной собственности в государственное пользование);

 

- по своей экономической  природе оптимальное налогообложение  основывается на рентной составляющей, т.е. независимо от происхождения  добавочного дохода – от использования  земли, недр, труда или капитала;

 

- вся система налогообложения  должна строиться в пределах  вновь создаваемой стоимости;  налоговые отношения не должны  распространяться на капитал,  авансируемый или инвестируемый  для расширения производства  товаров, работ, услуг .

 

Выделяют следующие цели налоговой системы:

 

- создание условий для  инвестирования сбережений корпораций  и частных лиц в целях формирования  новых рабочих мест и борьбы  с безработицей;

 

- обеспечение конкурентоспособности  продукции путем стимулирования  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, новейших технологий;

 

- проведение протекционистской  политики, способствование отраслевому  и территориальному переливу  капитала;

 

- стимулирование накопления  капитала и сбережений, сдерживание  личного потребления капитала;

 

- обеспечение социальных  потребностей всех слоев населения.

 

Полученные финансовые ресурсы  должны быть использованы исключительно  на общегосударственные нужды под  строгим конституционным контролем.

 

Налогообложение в любом  цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах  – основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны  общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое  благополучие населения.

 

Актуальными и в настоящее  время являются принципы, сформулированные основоположником классической политической экономии шотландским философом  и экономистом Адамом Смитом (1723-1790) в работе «Исследование о природе  и причинах богатства народов»:

 

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения  и равномерность распределения  налогов между гражданами (равная  обязанность граждан платить  налоги) соразмерно с их доходами («соответственно их доходу, какими  они пользуются под покровительством  государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься  с учетом возможностей налогоплательщика,  который обязан принимать участие  в финансировании соответствующей  части расходов государства.

 

2. Принцип определенности, согласно которому сумма, способ  и время платежа должны быть  точно и заранее известны налогоплательщику.  Это устойчивость основных видов  налогов и налоговых ставок  в течение ряда лет. В то  же время налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к изменяющимся  социально-экономическим условиям. Об определенности налогообложения  свидетельствует стабильность законодательства  о налогах и сборах. Конечно,  налоговые реформы идут непрерывно, но они, как правило, затрагивают  отдельные налоги и сборы. 

 

3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься  в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для  плательщика. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  понятыми и удобными для налогоплательщиков.

 

4. Принцип экономии, т.е.  сокращение издержек взимания  налога, рационализация системы  налогообложения. Суммы сборов  по каждому конкретному налогу  должны в соответствии с рассматриваемым  принципом существенно превышать  затраты на его сбор и обслуживание [6, с 7-9].

 

В настоящее время принципы налогообложения можно разделить  на две группы. Первая группа включает в себя всеобщие, или функциональные, принципы, которые, так или иначе, используются в налоговых системах мира. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Позже эти принципы были развиты Н. Тургеневым, А. Соколовым, М. Алексеенко и др.

 

Четыре принципа соответствуют  принципам, обозначенным Адамом Смитом и описанным выше (принцип равномерности (справедливости), а также принципы определенности, удобства и экономности).

 

Кроме этих классических принципов  со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так  и плательщиками:

 

- принцип всеобщности,  выражающий единый подход к  налогоплательщикам независимо  от источника дохода;

 

- принцип однократности  налогообложения одного и того  же объекта за определенный  период;

 

- принцип стабильности  налоговой системы;

 

- принцип оптимальности  налоговых изъятий, т.е. обеспечение  государства налоговыми доходами  при относительно небольшом количестве  налогов и справедливой тяжести  налогообложения юридических и  физических лиц.

 

Вторая группа принципов  налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы  в конкретных условиях общественно-политического  и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон (кодекс) о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие и вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством .

 

Таким образом, было определено, что принципы налогообложения являются неотъемлемой базой при формировании налоговой системы. Именно от принципов  зависит социально-экономическое  благополучие населения. Основные из них сформировались еще в 18 в., а затем были дополнены новыми, возникшими вследствие социально-экономического развития. Теоретические принципы налогообложения применяются в налоговой системе любой страны, однако, исходя из конкретной экономической ситуации, могут формироваться различные экономические и организационно-правовые принципы, которые находят свое отражение на практике.

 

1.3 Основные элементы налогообложения

 

Налогообложение - это процесс  установления и взимания налогов  в стране, определение величины налогов  и их ставок, а также порядка  уплаты налогов и круга юридических  и физических лиц, уплачивающих налоги, сборы (пошлины).

 

При установлении налогов  должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы  каждый точно знал какие налоги , когда и в каком порядке он должен платить.

 

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Основные из них:

 

- объект налогообложения;

 

- налоговая база;

 

- налоговый период;

 

- налоговая ставка;

 

- порядок исчисления налога;

 

- порядок и сроки уплаты  налога.

 

В необходимых случаях  в законодательных актах могут  также определяться налоговые льготы и основания для их использования  плательщиком.

 

Между элементами налогообложения  существуют определенная связь и  взаимозависимость. Элементы налогообложения – это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога.

 

Объект налогообложения  – предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная  стоимость, отдельные виды деятельности, передача или продажа имущества  и др.), которые в соответствии с законом подлежат обложению  налогом. Часто название налога вытекает из объекта налогообложения (подоходный налог и др.).

 

Налоговая база (основа налогообложения) – часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и вычитаний. К ней непосредственно  применяется налоговая ставка.

 

Налоговый период – время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение  которого плательщик имеет обязанности  по их уплате. В Беларуси налоговым  периодом является, как правило, месяц, квартал, календарный год.

 

Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. Различают  твердые, или равные ставки; пропорциональные ставки; прогрессивные ставки; регрессивные ставки.

 

Твердые ставки определяются в абсолютной сумме.

 

Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах  к облагаемому доходу, обороту  либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на недвижимость).

 

Прогрессивные ставки – это  ставки, увеличивающиеся с ростом объекта налогообложения. При этом прогрессия бывает простой и сложной. При простой ставка налога растет и распространяется на всю сумму  налоговой базы; при сложной прогрессии налоговая база делится на части, каждая из которых облагается своей  ставкой.

Информация о работе Сущность современной налоговой системы