Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:10, курсовая работа
Именно поэтому темой данной курсовой работы выбран очень важный и актуальный вопрос – вопрос о налогах и налогообложении, а также о путях их совершенствования в нашей стране, Республике Беларусь.
Целью работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы.
Налогообложение в Республике
Беларусь регулируется налоговым законодательством,
которое представляет собой совокупность
нормативных правовых актов, принятых
или изданных уполномоченными на
то органами и применяемых при
регулировании налоговых
Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:
1. Налоговый кодекс Республики
Беларусь и принятые в
2. Декреты, Указы и распоряжения
Президента Республики
3. Постановления Правительства
Республики Беларусь, регулирующие
вопросы налогообложения и
4. Нормативные правовые
акты республиканских органов
государственного управления, органов
местного управления и
Налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканскими и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц), взносов на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты), налогов на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо), имущественных налогов на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи) и налогов в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налог на экспорт и импорт) в ее состав входили и такие целевые платежи как чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов и платежей.
Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:
- налоги должны оказывать
влияние на принятие
- налоговая структура
должна содействовать
- нормативные ставки и
порядок исчисления платежей
в бюджет должны быть
- налоговые ставки должны
быть гибкими и учитывать (
- в условиях существования
Содружества независимых
- налоговое законодательство
не должно допускать
- административные расходы
по управлению налогами и
Анализ законов о
Во-первых, перечень налогов
и неналоговых платежей, которые
предприятия должны платить в
бюджет был довольно широк и не
формировал целостную и логически
увязанную налоговую систему, а
мероприятия по ее упорядочению проводились
путем механического
Во-вторых, отдельные виды налогов нередко дублируют друг друга (налог на добавленную стоимость и налог на прибыль).
В-третьих, существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный, чрезвычайные налоги). При этом необходимо отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость конкретных изделий ведет к их удорожанию, создавая тем самым основу для роста цен.
В-четвертых, на протяжении анализируемого периода наблюдалась высокая налоговая нагрузка на фонд заработной платы.
Отмена в 2006 г. чрезвычайного
налога и отчислений в Республиканский
фонд содействия занятости населения
позволила уменьшить налоговую
нагрузку на фонд заработной платы, а
также поспособствовала снижению заинтересованности
субъектов хозяйствования в использовании
схем при начислении заработной платы,
которые выходят из-под
В-пятых, взимание сборов и
отчислений из выручки от реализации
продукции (работ, услуг) в государственные
целевые бюджетные фонды
Такая система не создает
благоприятных условий для
Первоначально налоговая
система Беларуси была ориентирована
на выполнение преимущественно фискальной
функции, базировалась на ошибочном
мнении о том, что чем выше ставка
и чем большее количество налогов
будут платить предприятия, тем
больше налоговых платежей поступит
в бюджет (см. Приложение Б). Однако международный
опыт показывает, что непременным
условием успешного формирования бюджета
является высокая предпринимательская
активность, которая может быть обеспечена
лишь при условии, что выплачиваемые
им налоги будут им под силу, будут
давать возможность нормально
В целях выхода из циклических
кризисов государство было вынуждено
постоянно вносить дополнения и
изменения в действующую
Можно ли вообще говорить о
совершенном налогообложении
Наряду с нестабильностью наблюдается и неоперативность налогового законодательства. Взятый курс на разработку налогового кодекса до сих пор не получил логического завершения. Достаточно отметить, что общая часть налогового кодекса была принята еще в 2002г.
Существенным изменениям подвергаются состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды. Их сокращение с 12 в 1992 г. до 3 в 1998 г. произошло, однако, за счет объединения ведомственных централизованных фондов в единый инновационный фонд, а также за счет изменения состава платежей. Одновременно были введены новые формы целевых республиканских сборов: на содержание ведомственного жилого фонда, на содержание детских дошкольных учреждений, на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, на содержание пожарной службы. Фонд социального страхования и Пенсионный фонд были объединены в Фонд социальной защиты населения. Были упразднены фонд регулирования розничных цен и фонд развития здравоохранения.
Было отменено взимание акцизного налога с натурального меха и изделий из него, шин, для легковых автомобилей, одежды из натуральной кожи, огнестрельного и газового оружия и боеприпасов к нему, снижены ставки акцизов по легковым автомобилям.
Законом «О бюджете на 2000 год» было предпринято сокращение налоговых платежей. Были объединены отчисления в местный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции, на содержание жилья. С 2000 г. они стали вноситься единым платежом.
Множественность фондов снижала
маневренность в использовании
государственных финансовых ресурсов,
увеличивала управленческие расходы,
ослабляла государственный
В своей статье «Оптимизация
налогообложения по законодательству
Республики Беларусь» юрист Сергей
Литовко обозначил также
В этом же Декрете закреплены и ограничения применения особого порядка налогообложения по видам деятельности (производство подакцизных товаров, производство и (или) реализация ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней; осуществление лотерейной, торгово-посреднической, туристической (за исключением агроэкотуризма), риэлтерской, страховой, банковской деятельности, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности в сфере игорного бизнеса, а также в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы) и территории ее осуществления .
Безусловно, с правовой стороны ограничения ясны, но если касаться непосредственно развития этих самых сельских населенных пунктов, то при таких условиях оно вряд ли сдвинется с мертвой точки.
Таким образом, совершенствование налоговой системы последних лет было направлено на:
- введение общепринятых
правил налогообложения,
- сокращение количества
налогов за счет отмены
- модернизацию методов расчета, а также механизмов и принципов взимания косвенных налогов.
3.3 Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь
Основной целью бюджетно-
Для укрепления бюджетно-налоговой
политики потребуется более тесная
увязка с макроэкономическими
Программой социально-
- отмена мелких, неэффективных,
а также оказывающих
- выравнивание условий
налогообложения для всех
- совершенствование системы
налогового администрирования,
- внесение корректив в
определение налоговой базы по
отдельным налогам, сборам (пошлинам)
в целях уточнения их
- сокращение числа
- сокращение возможностей
для уклонения от уплаты
В налоговом законодательстве
страны учтены интересы не только инвесторов
(Закон Республики Беларусь «О налоге
на добавленную стоимость», предоставляющее
возможность производить