Сущность современной налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание

Именно поэтому темой данной курсовой работы выбран очень важный и актуальный вопрос – вопрос о налогах и налогообложении, а также о путях их совершенствования в нашей стране, Республике Беларусь.

Целью работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.95 Кб (Скачать документ)

 

Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.

 

Порядок исчисления налога –  алгоритм исчисления суммы налога, исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот.

 

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов  определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых  доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов  и др.

 

Вышеперечисленные элементы налогообложения не имеют никакой  силы, если отсутствует субъект налогообложения (плательщик) – юридическое или  физическое лицо, которое по закону государства обязано платить  налог. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога, или фактическим (конечным) плательщиком.

 

Носитель налога – фактический (конечный) плательщик, который уплачивает его из своих доходов. Например, при  поземельном налоге облагается владелец земли.

 

Из вышеизложенного следует, что налогообложение невозможно без предварительного определения  таких элементов, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В свою очередь данные элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.

 

 

2. Налоги, их функции и  значение

 

2.1 Классификация и виды  налогов

 

Классификация налогов –  это группировка налогов по различным  признакам. Для организации рационального  управления налогообложением она имеет  большое значение. Наибольшее распространение  получило деление налогов по способу  изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а поведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

 

Состав налогов налоговой  системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект налогообложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Данная классификация необходима как для составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием компьютерной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как плательщиков, так и государства.

 

Применение классификационных  кодов ведет к возможности  получения оперативной информации о состоянии налоговых процессов, выявлении негативных сторон налоговой  техники и их исправлении.

 

Как было указано выше, основным классификационным признаком деления  налогов является способ их изъятия. В соответствии с ним различают  прямые и косвенные налоги.

 

Прямые налоги – это  налоги, взимаемые государством непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика. Они делятся на реальные и личные.

 

Реальные налоги построены  без учета личности плательщика  и уровня доходности объекта налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения. Например, налог на ценные бумаги, промысловый  налог.

 

Личные налоги – это  налоги, взимаемые с доходов или  имущества плательщиков. В мировой  практике они представлены следующими видами: подоходный налог с физических лиц, поимущественный налог, налог  с наследства и дарений, налог  на прибыль с корпораций и другими.

 

Косвенные налоги – это  налоги на товары и услуги, устанавливаемые  в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления  товаров и услуг. Они подразделяются на акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и  т.п.

 

В свою очередь акцизы делятся  на индивидуальные (налогообложение  по сырью, по полуфабрикатам, по готовой  продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный  косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

 

Государственные фискальные монополии делятся на полные и  частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства  на производство и продажу некоторых  товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

 

Таможенные пошлины, однако, имеют самую сложную структуру. Они классифицируются по различным  признакам. Наиболее распространенная классификация производится по следующим  признакам:

 

- по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозимые) и импортные (ввозные);

 

- по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;

 

- по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном соотношении  к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные  пошлины; 

 

- по характеру отношений:  конвенционные и автономные.

 

Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного  режима присоединившихся к конвенции  стран с общими правилами осуществления  таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

 

Автономная пошлина –  вид таможенного тарифа, который  устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для  него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

 

Классификация налогов может  осуществляться и в зависимости  от способа налогоизъятия. Существуют следующие способы:

 

1)Кадастровый. Предполагает  использование кадастра (реестра,  описи), содержащего перечень типичных  сведений об оценке и средней  доходности объекта налогообложения  (земли, домов), который используются  при исчислении соответствующего  налога.

 

2)Декларационный. Предусматривает  подачу плательщиком в налоговые  органы официального заявления  – декларации о величине объекта  налогообложения, в которую, как  правило, включают данные о  доходах и расходах плательщика,  источниках доходов, налоговых  льготах и порядке исчисления.

 

3)Административный. Предполагает  исчисление и изъятие налога  у источника выплаты дохода. В  данном случае налог удерживается  бухгалтерией еще до выплаты  дохода, что исключает возможность  от его отклонения[7, с.24-30].

 

Таким образом, была рассмотрена  классификация налогов по различным  классификационным признакам, основным из которых является деление налогов  по способу изъятия. Классификация  налогов по определенным признакам  обеспечивает систематизацию учета  налогов и налоговых групп, в  свою очередь это содействует  вводу налогов и сборов классификационных  кодов для плательщиков.

 

2.2 Экономическая сущность  и функции налогов

 

Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках государства  одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.

 

В этих условиях предъявляются  очень высокие требования к механизму  налогообложения, который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой  активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время  он должен способствовать качественному  прогрессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных  пропорций между ними, побуждать  предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования, минимизировать товарные запасы, сокращать производственные расходы.

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и стимулирующая.

 

Фискальная функция налогов  проявляется в бесперебойном  обеспечении государства финансовыми  ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития.

 

Последние десятилетия в  мировой практике характеризуются  резким увеличением налоговых поступлений  в бюджеты государств, что связано  с ростом объемов производства, развитием  научно-технического прогресса, реальным увеличением национального дохода.

 

Фискальная функция отражает форму принудительного лишения  принадлежащей юридическому или  физическому лицу собственности  в форме капитала или заработка  и может рассматриваться как  своеобразный вид эксплуатации со стороны  государства.

 

Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация  финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

 

Налоги формируют большую  часть государственного бюджета, который  в свою очередь предназначен для  развития науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное использование бюджета стимулирует общественный прогресс.

 

Отсюда следует, что налоговые  отношения включают также стимулирующую  функцию, которая реализуется через  систему льгот, исключений, преференций (предпочтений).

 

Существуют следующие  виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных категорий  плательщиков; понижение налоговых  ставок; целевые налоговые льготы; прочие налоговые льготы.

 

Действующие льготы по налогообложению  прибыли предприятий направлены на стимулирование:

 

- финансирования затрат  на развитие производства и  жилищное строительство;

 

- малых форм предпринимательства;

 

- занятости инвалидов;

 

- благотворительной деятельности, социально-культурной и природоохранительной  сфер.

 

Преференции могут устанавливаться  в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой  льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

 

Для стимулирующей функции  в отличие от фискальной характерно стимулирование социально-экономической  деятельности плетельщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее  воздействие оказывается возможным  через введение различных видов  налоговых льгот и преференций.

 

Из сущности налогов вытекает и распределительная (перераспределительная) функция. Она обеспечивает процесс перераспределения валового внутреннего продукта. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

 

Через налоги реализуется  главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной  системе и внебюджетных фондах, необходимых  для осуществления собственных  функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных и др.).

 

Сегодня регулирующие возможности  налогов настолько велики, что  их можно рассматривать как проявление регулирующей функции налогов. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.

 

Регулирующая функция  неотделима от других функций налогов. Расширение налогового методов изъятия  и мобилизации государством части  дохода хозяйствующих субъектов  происходит при постоянном соприкосновении  вех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений.

 

Таким образом, выделяют следующие  функции налогов: фискальная, перераспределительная и регулирующая. Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, как реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

 

 

3. Налоговая система  в Республике Беларусь

 

3.1 Анализ налогообложения  Беларуси

 

Как было указано в предыдущих главах, всякое государство при построении системы налогообложения опирается  на всеобщие, или функциональные принципы, однако в то же время каждая система  имеет свои особенности. Что касается Республики Беларусь, то существующие особенности системы налогообложения, характерные для экономики республики получили свое развитие в свете сложившихся  социально-экономических отношений  в государстве. В частности, не допускается установление налогов, нарушающих единое экономические пространство и единую налоговую систему государства; установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность плательщиков; установление дополнительных налогов или использование повышенных или дифференцированных ставок налогов зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица.

Информация о работе Сущность современной налоговой системы