Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа
Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.
Введение 3
Глава 1. Экономико-правовые основы налоговой системы 6
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства 6
1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем 9
1.3. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 12
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы РФ 15
2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФ 15
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ 20
Глава 3. Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы РФ 28
3.1. Цели реформы 28
3.2. Проблемы реформирования налоговой системы 30
3.3. Результаты реформы 32
3.4. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ 44
Заключение 52
Список использованной литературы 54
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Экономико-правовые основы налоговой системы 6
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы РФ 15
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ 20
Глава 3. Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы РФ 28
3.4. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ 44
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.
Рассмотрение
налогообложения как средства регулирования
предпринимательской активности требует
более тщательного рассмотрения
элементов налоговой системы
для нахождения баланса интересов
государства и
Баланс
интересов государства и
Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.
Прежде чем вести дальнейший разговор о налогах и налоговой системе необходимо определиться с соответствующими терминами:
Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями.
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики1:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2)
Налог, который обязывается
3)
Каждый налог должен взиматься
тем способом или в то время,
когда плательщику удобнее
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.
Налоговая
система — это важнейший
1. [16, с. 58]
Естественно,
что идеальную налоговую
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают понимание основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.
Объектом исследования служит налоговая система России, а предметом – преобразование налоговой системы РФ.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный, компаративный и другие. Конституционные основы банковской системы проанализированы в развитии, во взаимосвязи с существующей социально-экономической и политической ситуацией.
Глава 1. ЭкономиКО-ПРАВовые основы налоговой системы
Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.
Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ...» (К. Маркс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
2.[2, с. 3]
3.[2, с.13]
В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-
экономическая
сущность, внутреннее содержание налогов
проявляется через их функции. Налоги
выполняют три важнейшие
1.
Обеспечение финансирования
2.
Поддержание социального
3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.
Все налоги содержат следующие элементы:
- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
-
субъект налога – это
- источник налога – доход, из которого выплачивается налог;
-
ставка налога – величина
- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую
4.[12,с.365]
недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами5.
Второй
вид – налоги на товары и услуги:
налог с оборота – в
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
5.[9,с. 35]
Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Информация о работе Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы РФ