Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание

Специальные налоговые режимы, в частности, упрощенная система налогообложения, были введены Правительством РФ для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий из теневого в легальный бизнес.
Стимулирование развития перспективных отраслей и сфер экономики является одной из функций налоговой системы.

Работа состоит из  1 файл

готовая распечатать.docx

— 151.17 Кб (Скачать документ)

С 2009г. налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток (ст. 346.18 НК РФ). Также он вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

Если убытки получены более чем в одном налоговом периоде, то перенос

таких убытков на будущие  налоговые периоды производится в той очередности, в которой  они получены (Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 №154н) [4].

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая  база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования  права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка. Причем убыток, полученный налогоплательщиком при применении общего режима налогообложения, не принимается  при переходе на УСН. А убыток, полученный налогоплательщиком при применении УСН, не принимается при переходе на общий режим налогообложения [25, c.304].

 

 

1.5. Предоставление отчетности по УСН

 

Согласно п.3ст.4 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности  ведения бухгалтерского учета, но, начиная с 2013г., должны будут его вести на основании Федерального закона №402-ФЗ от 06.12.11, который вступает в силу с 1 января 2013г. Кроме того, все налогоплательщики УСН обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена Приказом Минфина РФ от 31.12.2008 №154н.

Налоговый период по единому  налогу установлен в размере календарного года (п.1 ст.346.19 НК РФ). Поэтому Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год, может вестись в ручную или в электронном виде.

Все хозяйственные операции должны быть отражены в хронологическом  порядке на основе первичных документов. Исправления в Книге учета доходов

 и расходов должно быть обоснованы и подтверждены подписью руководителя

организации (индивидуального  предпринимателя). Под исправленной записью необходимо поставить дату и печать налогоплательщика. После окончания налогового периода Книга учета доходов и расходов подлежит хранению в течение 4 лет (пп.8 п.1 ст.23 НК РФ).

Налогоплательщики упрощенной системы налогообложения обязаны предоставить по истечении налогового периода налоговую декларацию в налоговые органы по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 22.06.2009 №58н:

1) организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом по месту своего нахождения;

2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом по месту своего жительства.

В Алтайском крае на основе отчета 5-УСН в 2009г. наблюдается спад налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на 1050 ед./чел. (с 33429 до 32379). Но уже в 2010г. происходит увеличение данных налогоплательщиков на 1888ед./чел. (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Динамика налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по

УСН, в Алтайском крае за 2008-2010гг., ед./чел.

 

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для  подачи налоговой декларации за соответствующий  налоговый период. 

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа

первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

 

 

1.6. Упрощенная система налогообложения на основе патента

 

В 2006 г. Федеральным законом от 21.07.2005 №101-ФЗ введена УСН на основе патента, которая регулируется Федеральным законом от 22.07.2008 №155-ФЗ. Для ее применения необходимо, чтобы [24, c.265]:

1) среднесписочная численность наемных работников, в том числе по гражданско-правовому характеру, за налоговый период была не более пяти человек (п.2.1 ст.346.25.1 НК РФ);

2) предприниматели работали только в тех видах предпринимательской деятельности, которые указаны в п.2 ст.346.25.1 НК РФ. Данный перечень закрыт, в него входит 69 видов предпринимательской деятельности.

Решение о возможности  применения индивидуальными предпринимателями  УСН на основе патента на территориях  субъектов РФ принимается законами соответствующих субъектов РФ.

Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается  срок, на который выдан патент. Заявление на получение патента подается в налоговый орган не позднее, чем за один месяц до начала применения упрощенной системы налогообложения, а налоговый орган обязан в 10-дневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Годовая стоимость патента определяется как 6% установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на более короткий срок стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который был выдан патент.

С 2010 г. вступили в силу следующие изменения:

1) согласно Федеральному  закону от 19.07.2009 № 201-ФЗ «О внесении

изменений в ст. 346.25.1 части второй НК РФ» налогоплательщик считается

утратившим право на применение патента и перешедшим на общий  режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан соответствующий патент, если в календарном году, в котором налогоплательщик применяет УСН на основе патента, его доходы превысили размер доходов, установленный ст. 346.13 НК РФ, независимо от количества полученных в указанном году патентов;

2) Федеральным законом № 204-ФЗ приостановлено действие п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ: коэффициент-дефлятор не действует. Это изменение будет в силе до 1 января 2013 г. Вместо п. 7 действует п. 7.1 ст. 346.25.1 НК РФ [22, c.54].

Документом, удостоверяющим право применения индивидуальными  предпринимателями УСН на основе патента, является выдаваемый индивидуальному  предпринимателю налоговым органом  патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента, обязаны произвести оплату 1/3 стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент [24, c.267].

Сдача налоговой декларации для предпринимателей, применяющих  УСН на основе патента, не предусмотрена. Налогоплательщики упрощенной системы налогообложения на основе патента ведут налоговый учет доходов в порядке, установленном статьей 346.24 НК РФ.

Согласно данным отчета 5-УСН  в период с 2007 по 2010 гг. в Алтайском  крае не зарегистрировано ни одного индивидуального предпринимателя, имеющего патенты на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.

ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

2.1. Камеральная проверка УСН

 

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогового законодательства, выявление и предотвращение налоговых правонарушений и подготовка информации для отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки.

При камеральных  проверках налоговые органы обязаны  проводить проверки в отношении  всей представленной налогоплательщиками  отчетности по месту нахождения налогового органа. Специального решения о проведение проверки не требуется, она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с  их служебными обязанностями. Камеральная проверка по упрощенной системе налогообложения проводится на основании представленной фирмой декларации, утвержденной Приказом Минфина России от 22.06.2009 №58н, и тех документов, которые есть в инспекции.

Срок проверки представленной отчетности не должен превышать трех месяцев со дня сдачи налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Пункт 2 статьи 86 НК РФ предусматривает право налогового органа запрашивать у банка документы, не ограничивая налоговые органы в истребовании документов у иных лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком (Письмо ФНС России от 18.09.2009 № ШТ-22-2/727@ «О порядке Истребования (запроса) у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля»).

В последнее время усилился контроль за организациями, указывающими

в своей отчетности несоразмерные  убытки, представляющими в налоговые  органы "нулевую" отчетность или  не представляющими отчетность вообще.

Период, за который проводится камеральная проверка, определяют по данным декларации (при сдаче декларации по «упрощенке» за 2012 год – правильность исчисления налога за весь год). Инспекторы не вправе истребовать дополнительные документы при проверке деклараций по УСН (п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

При проведении камеральной  налоговой проверки деклараций по УСН

используются следующие источники получения информации:

1) налоговые декларации;

2) карточки лицевых счетов налогоплательщиков по УСН, по минимальному налогу;

3) данные книги учета доходов и расходов;

4) документы подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты единого и минимального налогов.

5) информация из внутренних и внешних источников;

6) данные из пенсионного фонда при уменьшении налогоплательщика на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму пособий по временной нетрудоспособности (больничных).

Изначально налоговые  органы проводят визуальный контроль полноты предоставления налогоплательщиком налоговой декларации: проверяют комплексность, полноту заполнения декларации, соответствие формы.

Используя протоколы ошибок при вводе данных, проводят арифметический контроль. На основании полученных данных сверяют правильность расчета  суммы налога, подлежащего уплате в соответствии с выбранным объектом налогообложения, суммы исчисленного минимального налога, суммы налога к уменьшению за налоговый период.

Проверка своевременности  предоставления деклараций занимает не последнее место в проведении камеральной проверки. Для организаций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, она должна быть предоставлена в срок не позднее 31 марта, а

для предпринимателей –  не позднее 30 апреля следующего года.

Также при проведении камеральной  проверки по упрощенному режиму налоговые  органы обязаны проверить обоснованность налоговых ставок в зависимости  от выбранного налогоплательщиком объекта  налогообложения 6 или 15% и правильность исчисления налоговой базы.

Если не выявлено ошибок, то акт проверки не составляют и на этом завершают камеральную проверку (п. 5 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

В случае выявления нарушений в налоговой декларации и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных и имеющихся у налогового органа документах, то об этом сообщается налогоплательщику.

Налогоплательщик обязан в течение пяти дней представить  необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Если после рассмотрения представленных документов и пояснений, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, должностные лица обязаны составить акт проверки, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 №САЭ-3-06/892@ (см. Приложение 1). На это им отводится 10 дней после окончания проверки. Акт составляется в двух экземплярах: один остается в налоговом органе, другой вручается проверенному лицу.

Налогоплательщик имеет  право в течение 15 дней представить  возражения на акт проверки. Решение  по результатам проверки должно быть принято в течение 10 дней (после  истечения 15 дней).

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки начальником (заместителем) налогового органа может быть вынесено решение:

1) о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении  к ответственности за совершение  налогового правонарушения.

В таблице 2.1 отображены результаты и показатели эффективности контрольной работы по камеральным проверкам налогоплательщиков, применяющих УСН в Алтайском крае за 2009-2011 гг. на основании отчета 2-НК.

Таблица 2.1

Результаты и показатели эффективности контрольной работы по камеральным проверкам налогоплательщиков УСН в Алтайском крае за 2009-2011гг.

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Темп роста, %

2009-2010гг.

2010-2011гг.

Проведено камеральных проверок, шт.

55934

38468

38839

68,77

101

из них выявивших нарушения, шт.

3154

1368

2182

43,4

159,5

Удельный вес результативных проверок, %

5,64

3,56

5,61

63

157,6

Дополнительно начислено  платежей по результатам камеральных  проверок, тыс.руб.

11338

6668

11308

58,81

169,6

Доначислено в среднем  на 1 камеральную проверку, тыс.руб.

0,2

0,17

0,29

85

70,5

Информация о работе Упрощенная система налогообложения