Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:17, курсовая работа
Специальные налоговые режимы, в частности, упрощенная система налогообложения, были введены Правительством РФ для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий из теневого в легальный бизнес.
Стимулирование развития перспективных отраслей и сфер экономики является одной из функций налоговой системы.
Из таблицы 2.1 видно, что в 2011 году в Алтайском крае было проведено 38839 камеральных проверок плательщиков упрощенной системы налогообложения (на 371 шт. больше, чем в предыдущем году). По результатам камеральных проверок было выявлено в 2010г. – 1368 шт., что на 56,6% меньше, чем в 2009г., а в 2011г. 2182 шт., что на 59,5% больше по сравнению с 2010г. Удельный вес проверок выявивших нарушения имеет в 2010г. тенденцию к сокращению по сравнению с 2009г. на 2,08%, а 2011г. – к росту по сравнению с 2010г. на 2,05%. Это говорит о том, что результативность камеральных проверок в 2010г. уменьшилась на 43,4%, что является негативным явлением, но уже в 2011г. произошло увеличение результативности камеральных проверок на 814 единиц или 59,5%.
Доначислено в среднем
на 1 камеральную проверку по упрощенной
системе налогообложения в
2.2. Выездная налоговая проверка УСН
Целью выездной налоговой
проверки является осуществление контроля
за соблюдением
Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 №САЭ-3-06/892@ (см. Приложение 2).
При данной проверке инспекторы могут ознакомиться с дополнительными документами. Проверяемый период отчетности может быть не более трех календарных лет.
Срок проведения выездной
проверки не должен превышать двух
месяцев со дня вынесения решения
о назначении проверки и до дня
составления справки о
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность налоговым органам ознакомиться с документами, связанными с исчислениями и уплатой налогов
При выездной проверке плательщиков упрощенной системы в первую очередь проверяется соблюдение критериев для перехода на УСН.
Соблюдение численности (до 100 человек) проверяется на основании трудовых договоров и договоров подряда, табеля учета рабочего времени, расчетно-платежных ведомостей и иных платежных документов о выплате дохода.
Условие доли участия других организаций в уставном (складочном) капитале (не более 25%) инспекторы проверяют по документам купли - продажи долей в уставном капитале, решениям общих собраний акционеров, а также по сведениям из государственного реестра [9].
Для проверки соблюдения ограничения в наличии филиалов используют
учредительные документы компании и сведения, содержащиеся в госреестре. А
также анализируют наличие счетов в банках в других регионах, трудовые договоры с работниками, не проживающими в месте регистрации компании.
Проверка недопустимости предельного размера доходов (не более 60 млн. руб.) осуществляется на основании книги учета доходов и расходов, выписок по расчетному счету и кассовым документам и материалам о деятельности налогоплательщика, истребованным у контрагентов компании (кассовой книге, кассовым чекам, журналу учета кассира-операциониста).
Данные Книги учета инспекторы сверяют с первичными документами и налоговыми декларациями. Чтобы определить полноту отражения доходов, инспектору надо выполнить следующие контрольные процедуры [9]:
1) проанализировать полноту учета доходов по кассовым и банковским документам;
2) составить полный перечень всех партнеров по бизнесу;
3) выявить среди них
взаимозависимые компании, фирмы-однодневки,
контрагентов по разовым
4) провести встречные
проверки, истребовав у контрагентов
регистры бухучета по
5) установить фактическую величину дохода компании с учетом выявленных поступлений по сделкам, не отраженных в ее налоговом учете.
Если компания использует объект налогообложения «доходы минус расходы», налоговики проверяют понесенные расходы, закрытый перечень которых приведен в статье 346.16 НК РФ. Контролируется обоснованность и документальное подтверждение расходов, правильность уменьшения налоговой базы за налоговый период на сумму убытка, который получен в предыдущем году.
Во многих регионах введена льготная ставка единого налога при использовании объекта «доходы минус расходы». Поэтому в задачу инспектора также входит проверка права на применение пониженной ставки. При совмещении компанией упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход инспекторы обязаны проверить правильность ведения раздельного учета доходов и расходов по этим режимам.
После проведения проверки составляется акт о проведении выездной проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (см. Приложение 3). Он должен быть составлен в трех экземплярах: один для налоговых органов, второй вручается проверенному лицу, третий направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки. Акт подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась проверка (его представителем).
К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах. До вручения акта проверяемому лицу, акт налоговой проверки подлежит регистрации в налоговом органе.
На основании таблицы 2.2, в которой рассмотрены результаты и показатели эффективности контрольной работы по выездным проверкам налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в Алтайском крае за 2009-2011гг., основанной на данных отчета 2-НК, можно сделать следующие выводы.
Таблица 2.2
Результаты и показатели
эффективности контрольной
Темп роста,% | |||||
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2009-2010гг. |
2010-2011гг. |
Проведено выездных проверок, шт. |
152 |
86 |
66 |
56,6 |
76,7 |
из них выявивших нарушения, шт. |
74 |
37 |
35 |
50 |
94,6 |
Удельный вес результативных проверок, % |
48,7 |
43 |
53 |
88,3 |
123,3 |
Дополнительно начислено платежей по результатам выездных проверок, тыс.руб. |
33317 |
55238 |
23404 |
165,8 |
42,4 |
Доначислено в среднем на 1 выездную проверку, тыс.руб. |
219,2 |
642,3 |
354,6 |
293 |
55,2 |
За период с 2009по 2011гг. в Алтайском крае было проведено всего 304
выездных налоговых
проверки налогоплательщиков, применяющих
упрощенный режим
Наибольшая сумма
Сумма дополнительно начисленных платежей в расчете на одну выездную проверку по Алтайскому краю в период с 2009 по 2010гг. выросли на 193% и составили 642,3 тыс. руб., а с 2010 по 2011гг. снизились до 293 тыс. руб.. т.е. на 44,8%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует отметить, что в целом переход на специальный режим налогообложения упрощает ведение сложного бухгалтерского учета налогоплательщика, и, с другой стороны он легко поддается налоговому контролю, поскольку объектом налогообложения являются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Изначально упрощенная система налогообложения вводилась для облегчения ведения бухгалтерского и налогового учета субъектов малого бизнеса. Но с течением времени она претерпела некоторые изменения, согласно которым организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на данную систему, при условии соблюдения определенных критериев.
К таким критериям относятся: численность рабочих не более 100 человек; лимит доходов для перехода на УСН должен составлять 45 млн.руб.; предельный размер доходов для работы на упрощенном режиме не более 60 млн.руб.; остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов – 100 млн.руб.; отсутствие филиалов; вид деятельности не должен входить запрещенный перечень, установленный п.3 ст.346.12 НК РФ.
Упрощенная система
Налоговые органы со своей стороны обязаны осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей.
Камеральная проверка осуществляется на основе данных, представленных в декларации налогоплательщиком, и не требует специального назначения. В Алтайском крае в 2010г. удельный вес результативных камеральных проверок уменьшился на 37% по сравнению с предыдущим годом, но уже в 2011г. ситуация изменилась, удельный вес результативных проверок вырос на 57,6% (см. таб.2.1). Поэтому работа налоговых органов по камеральным проверкам оценивается положительно.
Выездная налоговая проверка, согласно ст.89 НК РФ, назначается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа чаще всего на основании следующих данных, выявленных при камеральной проверке: несоразмерные убытки, предоставление «нулевой» отчетности, либо отсутствие отчетности вообще. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика. Данные отчета 2-НК по Алтайскому краю в период с 2009 по 2011 гг. показывают, что происходит снижение общего числа выездных налоговых проверок, а удельный вес результативных проверок в 2011г. увеличился на 23,3% по сравнению с предыдущим годом, таким образом, сумма дополнительно начисленных платежей составила 23404тыс. руб.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, ознакомиться с документами, связанными с исчислениями и уплатой налогов, а при необходимости предоставить ряд дополнительных документом, затребованных налоговыми органами.
Главная цель налоговых проверок – во время обнаружить нарушения налогоплательщиков, привлечь их к административной ответственности, следовательно, следить за соблюдением пополнения государственной казны. Ведь, как известно, большая часть дохода государства состоит именно из налоговых поступлений. Поэтому на налоговые органы ложится тяжелая нагрузка, от них зависит экономическая и финансовая стабильность государства.