Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:13, реферат
В настоящее время государство возлагает на малый бизнес определённые надежды как на резерв, использование которого позволит поднять экономику страны. Предпринята, попытка снизить налоговое бремя субъектом малого предпринимательства, а также облегчить налоговый учёт. Для достижения указанных целей с 1 января 2003 года вводится новая упрощенная система налогообложения, которая является специальным налоговым режимом.
Налоговым периодом упрощенной системы является календарный год, а отчётным признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки определяются следующим образом:
- если
объектом налогообложения
- если
объектом налогообложением
Налогоплательщики – организации по истечение налогового (отчётного) периода предоставляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения.
Налоговые
декларации по итогам налогового периода
предоставляются налогоплательщиками-
Налоговые декларации по итогам отчётного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчётного периода.
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечению налогового периода предоставляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации по итогам отчётного периода предоставляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчётного периода.
Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством РФ по налогам и сборам.
Налогоплательщики помимо предоставления в налоговые органы налоговых деклараций обязаны вести налоговый учёт показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учёта доходов и расходов.
Форма книги
учёта расходов и доходов и
порядок отражения в ней
Как говорилось
уже выше уплата единого налога заменяет
уплату организациями и
Таблица 2.1.2.
Налоги,
подлежащие уплате организациями и
индивидуальными
№ п/п |
Наименование налога (взноса), уплата которого связана с ведением предпринимательской деятельности |
Основание |
1 |
2 |
4 |
Федеральные налоги, сборы взносы. | ||
1 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионные Фонды РФ |
Закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» |
2 |
Налог на доходы физических лиц |
Глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» |
3 |
Налог на операции с ценным бумагами |
Закон от 18 октября 1995 года № 158-ФЗ «О налогах на операции с ценными бумагами» |
4 |
Плата за пользование водными объектами |
Водный кодекс РФ. Плата устанавливается Федеральным законом от 6 мая 1998 года № 71 – ФЗ «О плате за использование водных объектов». |
5 |
Государственная пошлина |
Закон РФ от 9 декабря 1991 года №2005-1 «О государственной пошлине |
6 |
Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на основе слов и словосочетаний. |
Закон РФ от 2 апреля 1993 года №4737-1 «О сборе за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на основе слов и словосочетаний» |
7 |
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте. |
Закон РФ от 21 июля 1997 года №120-ФЗ «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте». |
8 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» |
Региональные налоги и сборы. | ||
9 |
Плата за древесину, отпускаемую на корню |
Лесной кодекс РФ. Плата установлена постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2001 года. |
10 |
Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц. |
Нормативные правовые акты, о налогах и сборах субъектов РФ. |
11 |
Транспортный налог |
Глава 28 НК РФ. Ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ |
Местные налоги и сборы | ||
12 |
Земельный налог |
Закон РФ от 11 октября 1991 года №1738-1 «О плате за землю». |
13 |
Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью |
Нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления. |
14 |
Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне | |
15 |
Сбор за право торговли | |
16 |
Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели | |
17 |
Налог на рекламу | |
18 |
Лицензионный сбор за право торговли вино -водочными изделиями | |
19 |
Налог на перепродажу автомобилей вычислительной техники и персональных компьютеров | |
20 |
Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. | |
21 |
Сбор за парковку автотранспорта | |
22 |
Сбор за право использования местной символики | |
23 |
Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложение операций с ценными бумагами | |
24 |
Сбор за право проведения кино- и телесъёмок | |
25 |
Сбор за уборку территории населённых пунктов |
Помимо
того, что организациям и индивидуальным
предприниматели, перешедшим на упрощенную
систему налогообложения, придётся
всё же уплачивать вышеперечисленные
налоги, им придётся перечислять в
бюджет и те налоги, по которым они
не являются самостоятельными налогоплательщиками
(включая НДС, налог на прибыль, налог
на доходы физических лиц, до 2004 года и
налог с продаж) в случае, когда
они исполняют обязанности
2.2Формы документов для принятия упрощенной системы налогообложения.
ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛГОБЛОЖЕНИЯ.
В целях реализации положений главы 26.2 «Умощенная система налогообложения» Налогового Кодекса Российской Федерации, вступающий в силу в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесение изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившему силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» («Российская газета», № 138-139, 30.07.2002) с 1 января 2003 года приказываю.:
1. утвердить следующие формы документов, рекомендуемые для применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, согласно приложениям к настоящему приказу.
1.1 Форма №26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения» (приложение 1).
1.2 форма №26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения» (приложение 2).
1.3 форма №26.2-3 «Уведомление о невозможности принятия упрощенной системы налогообложения» (приложение 3).
1.4 Форма №26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения» (приложение 4).
1.5 Форма №26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения» (приложение 5)
2. управление
Министерства российской
3. Рекомендовать
налогоплательщикам применять
2.3Сравнительный анализ упрощенной системы налогообложения, действующий до 01.01.03 года и системы, вводимой с 01.01.03 года.
31 декабря
2002 г. Президентом РФ был
Федеральным законом от 31.12.02 №191-ФЗ «О внесение изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26,3 и 27 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» были приняты все планируемые поправки. Кроме, того, указанным законом были приняты ещё несколько изменений в главе 26.2, которая ранее не выносилась на рассмотрение.
Для удобства рассмотрения внесённых дополнений и изменений представим их в виде таблицы.
Таблица 2.3.1
Сравнительная таблица упрощенной системы налогообложения до 01.01.03 г. и системы, вводимой с 01.01.03 г.
Основные положения |
До 01.01.2003 г. (Федер. Закон от 29.12.95 №222-ФЗ) |
С 01.01.03 г. (глава 26.2 Налогового Кодекса РФ) |
1. право применения упрощенной системы |
- отсутствие препятствующих - своевременная сдача - совокупный размер валовой выручки не более 100 000 МРОТ (с 01.01.01- 1 млн. руб.) в год. |
- отсутствие препятствующих условий; - доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК по итогам 9 месяцев года, в котором подаётся заявление, не превысил 11 млн. руб. (без НДС и налога с продаж). |
2. Кто не попадает под действие
упрощенной системы |
1) организации, занятые 2)организации, созданные на 3) кредитные организации; 4) страховщики; 5) инвестиционные фонды; 6) профессиональные участники 7) хозяйствующие субъекты других
категорий, для которых |
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) банки; 3) страховщики; 4) негосударственные пенсионные фонды; 5) инвестиционные фонды; 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 7) ломбарды; 8) организации и индивидуальные
предприниматели, занимающиеся 9) организации и индивидуальные
предприниматели, занимающиеся 10) нотариусы, занимающиеся 11) Организации и индивидуальные
предприниматели, переведённые 13) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 %. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %; 14) организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей. |
3. Ограничения по численности |
До 15 человек (п.1 ст. 2 Закона) |
До 100 человек (пп. 15 п.3 ст.346.12 НК) |
4. порядок получения права |
Разрешительный (необходимость получения, патента в налоговом органе, ст. 5 Закона). |
Уведомительный (подаётся заявление в соот. со ст. 246.13 НК). |
5. срок подачи заявления. |
За 15 дней до начала нового календарного года (ст. 5 Закона). Для вновь созданных – с момента госрегистрации (п.3 ст.2 закона) |
С 1 октября до 30 ноября предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик переходит на упрощенную систему налогообложения, для вновь созданных – с момента регистрации (п.1,2 ст. 246.13 НК) |
6. уплата, каких налогов заменяет упрощенная система: а)для организаций. |
Заменяет все налоги, за исключением: - таможенной пошлины; - госпошлина; - лицензионный сбор; - ЕСН (п.2 ст.1 Закона) |
Заменяет только: - налог на прибыль; - НДС; - налог с продаж; - ЕСН (кроме страховых взносов
на обязательное пенсионное - налог на имущество. (п.2 ст.346.11 НК). |
б) для индивидуальных предпринимателей. |
Заменяет подоходный налог, на доход полученный от предпринимательской деятельности |
-НДФЛ от предпринимательской деятельности; - НДС; - Налог с продаж; - налог на имущество, - ЕСН (кроме страховых взносов
на обязательное пенсионное (п.3 ст.346.11 НК). |
7. отчётный период. |
1 квартал, полугодие, 9 месяцев с подачей декларации до 20 числа месяца, следующего за отчётным (п.7 ст.5 Закона). |
1 квартал, полугодие, 9 месяцев с предоставления декларации не позднее 25 дней со дня окончания соот. отчётного периода. (ст.346.19, п. 1 ст.346.23 НК). |
8. налоговый период. |
Прямо не предусмотрено но из п.1 ст.5 Закона следует календарный год |
Календарный год (ст.346.19НК) с предоставлением итоговой деклараций организаций – не позднее 31 марта, индивидуальным предпринимателям – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1,2 ст.346.13 НК). |
9. срок применения упрощенной системы. |
Один год (без права отказа) (п.8 ст.5 Закона). |
Один год (без права отказа) (п.3 ст.346.13 НК). |
10. Условия потери права |
Превышение среднесписочного численности (п.7 ст.5), иные условия прямо непредусмотрены. |
Превышение выручки от реализации 15 млн. руб., превышение стоимости амортизационного имущества 100 млн. руб. (п.4 ст.346.13 НК), иные условия прямо не предусмотрены. |
11 последствия утраты права ( |
Не предусмотрено |
Не ранее, чем через 2 года после утраты права на применение упрощенной системы (п7.ст.346.23 НК). |
12. Объект налогообложения. |
Совокупный доход либо валовая выручка, по решению органа государственной власти субъекта РФ (п.1 ст.3 Закона). |
Доход или доходы, уменьшенные на величину расходов – по выбору налогоплательщика (ст. 346.14 НК) ( с 01.01.2005 г. – только доходы, уменьшенные на величину расходов). |
13. ставки налога. |
С валовой выручки – 10 %; с совокупного дохода – 30 % (п.1 ст. 4 закона). |
С дохода 6%; с дохода, уменьшенного на величину расходов, - 15% (ст.346.20 Нк), но не меньше 1 % дохода (минимальный налог, п.6 ст.346.18 НК), |
14. возможности снижения ставок
налога органов власти |
Предусмотрено (ст.4 Закона). |
Не предусмотрено |
15. формы ведения бухгалтерской и налоговой отчётности. |
Сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и предоставления статотчётности. Предоставляется право оформления первичных документов и ведения книги учёта доходов и расходов по упрощенной форме, уст. Приказом Минфина РФ от 22.02.96 г. №18. Отсутствие налогового учёта. |
Сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и предоставления статотчётности. Ведётся налоговый учёт показателей деятельности с помощью книги учёта доходов и расходов, утверждаемой Минфином РФ (ст.346.24 НК). Особый налоговый учёт расходов на приобретение основных средств (п.3 ст.346.26 НК). |
Казалось бы, что после внесения изменений и дополнений в законе не должно остаться каких-либо неясностей. Однако это не так.
Так, например, остался без изменения подп. 1п. 2 ст.346.25 НК РФ, где сказано, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения с использования метода начислений не включают в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учёта указанные суммы были включены в доходы при исчисление налоговой базы при применение упрощенной системы налогообложения. Непонятно, как данные суммы могли быть учтены при исчислении налогооблагаемой базы при применение упрощенной системы налогообложения, если они не поступили в период её применения: ведь согласно ст. 346.17 Кодекса доходы определяются по мере поступления денежных средств.
Надо отметить и тот факт, что помимо тех противоречий, которые уже были в главе 26.2 НК РФ, появились и новые.
III ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЁННЫЙ ДОХОД
3.1 Кто имеет право на уплату единого налога на вменённый доход.
В соответствии с НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками в обязательном порядке со дня его введения на территорию Российской Федерации нормативно- правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Система
налогообложения в виде единого
налога на вменённый доход для
отдельных видов деятельности применяется
налогоплательщиками –